Программистские ката -- это упражнения, имеющие такую же цель, как и ката в традиционных восточных боевых искусствах: отработать навык, продемонстрировать навык (
http://ailev.livejournal.com/762113.html). Тут я еще раз расскажу о PraxOS, делая это снова и снова, каждый раз одно и то же чуть различающимся образом, каждый раз "из головы", заново. Пишу не в
praxos, а к себе в журнал, потому что в
praxos я обо всем этом уже писал (взять хотя бы очередное уточнение для релиза PraxOS 2.3 --
http://community.livejournal.com/praxos/7722.html). Это мое личное упражнение на повторение пройденного, а не "новый программный текст".
1. Содержание: потребное и непотребное.
Есть огромное количество методов, которые нужно было бы отправить на свалку. Впрочем, эти методы и так находятся на свалке: зайдите в любой книжный магазин (лучше не ногами: зайдите, например, в amazon.com) и вы обнаружите залежи никому не нужных или наоборот, расхватываемых, как горячие пирожки книг. В этих книгах -- самое разное знание, потребное и непотребное во всех смыслах этих слов. Если сюда добавить залежи знаний, обнаруживаемых в научных журналах (как реферируемых, так и нереферируемых), то ситуация превращается в проблемную: знаний не мало, знаний слишком много! Поэтому знания в массе своей используются попсовые, а не нужные. PraxOS озабочен тем, что знания должны использоваться самые нужные, а не самые попсовые.
Все эти книги и журналы в конечном итоге нужны для того, чтобы что-то сделать. PraxOS все эти знания видит в форме методов работы. Перевод в форму методов и абстрагирование от конкретных слов позволяет увидеть одно и то же по сути в словесно разном, и разносутевое в похожих словах. А затем главное: PraxOS выбирает те методы, которые на сегодня являются state-of-the-art, то есть те методы, которые работают на сегодняшний день лучше всего.
PraxOS занимается организационной инженерией прежде всего -- но поскольку речь идет о state-of-the-art, то вместо размышлений об организациях Конфуция или Кондратьева, PraxOS предлагает озаботиться организационными моделями, стратегированием по Минцбергу, проектным управлением по Голдратту и LastPlanner, отказаться от годичного бюджетирования в пользу "скользящего" beyond budgeting и т.д. (
http://community.livejournal.com/praxos/7722.html)
Все эти методы интересны тем, что они контринтуитивны. Интуитивны методы, которые были state-of-the-art когда-то давно, а сейчас они уже являются общим местом, "интуицией". Поэтому требуется специальная работа по поиску (а иногда и изобретению!) таких мощных методов, после чего не менее сложная работа по обоснованию и разъяснению сути этих методов, чтобы они имели шанс быть примененными.
Этот же подход верен и в других, смежных методах. Например, в системной инженерии мы выбираем моделеориентированную системную инженерию, онтологическую интеграцию данных, целеориентированную инженерию требований и т.д.
2. Форма: формальная и неформальная.
Проблема в том, что много-много книжек пишут одно и то же, но изложение ведется на разных уровнях детальности и абстракции, сосредотачиваясь на разных аспектах метода. Кто-то пишет о том, каких нужно добиваться результатов, кто-то пишет "результат -- ничто, процесс -- всё", кто-то пишет о том, что методы приходят и уходят, а вот люди и их компетенции остаются. Каждый пишет о том, что ему больше по душе. Тем, кто пытается метод освоить и применить, хотелось бы получить сбалансированное описание, в котором было бы собрано всё самое нужное -- без дублирования, но и без пропусков.
Для контроля полноты (и заодно от перехода от абстрактных обсуждений об устройстве мира к конкретным обсуждениям "как сделать", т.е. к методу) применим ISO 24744 -- метамодель метода. Для получения структурированных описаний (т.е. моделей) метода будем использовать знания о том, из каких кусков обычно состоит метод: из описаний работ, продуктов, акторов, используемых языков и прочих элементов ISO 24744.
Конечно, метамодели ISO 24744 не хватает. Поэтому расширим эту метамодель, добавив, например, метамодель обоснований (прежде всего два их типа: почему мы хотим получить какие-то результаты, и почему мы считаем, что предложенные нами действия приведут к этим результатам,
http://community.livejournal.com/praxos/6777.html). В такой форме элементы метода удобно использовать для создания стратегии -- ибо стратегия это тоже метод (метод достижения заданной цели).
В таком виде переваренные знания могут находиться в самых разных формах -- например, похожей на wikipedia форме "библиотеки кусочков методов" типа
http://opfro.org, но PraxOS пытается использовать более state-of-the-art форму публикации знаний: RDL из ISO 15926. С этой целью PraxOS крайне заинтересован в результатах создания платформы языкоориентированного онтологического программирования
dot15926.
"Формальная форма" изложения "правильных методов" в виде RDL позволяет иметь множество менее формальных пересказов для разных целей (
http://ailev.livejournal.com/845850.html): интерактивная энциклопедия типа
http://opfro.org (wikipedia), наставления (guidlines), учебник в форме учебного романа, краткая справка на рабочее место и т.д.
Еще одной формой бытования метода может быть его прямая поддержка какими-то компьютерными приложениями. Тогда "формальная форма" излагается в не менее формальном виде настроечных файлов этого софта, и у метода появляются экзепляры его описаний работ, продуктов и т.д.
Не нужно и говорить, что в ходе "перевода" выбранного в пункте 1 содержания не только "неформальное изложение" из книг и статей переводится в "формальную форму", но и переводится с (чаще всего английского) языка на русский.
Эта же форма выражения метода применима не только в организационной инженерии, но и во многих других дисциплинах. Но пока ISO 24744 занимается PraxOS.
3. Продукт: люди и сообщества.
Отнюдь не контент, даже и надлежащим образом оформленный, является продуктом PraxOS. В 21 веке торгуют не контентом, а только людьми и сообществами. Продуктом PraxOS являются люди и сообщества, использующие PraxOS. И эти же люди и сообщества являются потребителями (pun intended: эти люди и сообщества тем самым потребляют сами себя! Они общаются).
PraxOS, как и любое другое организационное (и не только организационное, и даже не только системно-инженерное!) знание, должен быть освоен и применен. Увы, RDL в формате ISO 15926, вместе со всеми его "неформальными" state-of-the-art формами публикации -- это просто "хорошо форматированная оцифрованная книжка". В образовательных технологиях от таких книжек много-много лет назад перешли к LMS (форматированные специальным образом курсы), за ними появились разные варианты "электронной поддержки учебной работы" типа moodle и его конкурентов, сдобренные "электронными тренажерами" и "учебными моделями", а сейчас state-of-the-art являются разные социальные сетки (хотя дискуссия между старыми образователями и новыми еще не окончена: выпускники "старых суровых педагогов" часто демонстрируют результаты лучше, чем выпускники любителей социально-неформальных школ, и в этом феномене еще нужно разбираться).
В любом случае, PraxOS через некоторое время породит рядом с собой проект создания учебной социальной сетки с блэкджеком и шлюхами, ровно так же, как для обеспечения "формальной формы" был порожден проект
dot15926. Идеально было бы "прихватить" какую-то правильную методику сообществоводства, так же, как для формы были прихвачены ISO 24744 и ISO 15926.
Пока на эту тему сказать особо нечего, но по мере появления контента и его оформления, внимание к социально-сетевому аспекту PraxOS будет все больше и больше. Ну, и стандартная фраза про "этот способ организации учебной социальной сетки будет применим не только к методам организационной инженерии"...