Праксеология и логика -- minutes рабочей встречи 13 января 2011г.

Jan 14, 2011 00:32

Рабочая встреча "Праксеология и логика" прошла 13 января 2011г., участники были из Минска, Москвы, Киева, Екатеринбурга (анонс был тут: http://ailev.livejournal.com/898434.html). Договорились о том, что участники встречи изложат в своих блогах своё понимание содержания. Так что ниже совсем тезисное изложение, отражающее моё личное понимание, а за подробностями и точностью -- идите в видео (1 час 38 минут, https://vimeo.com/18758935):

image You can watch this video on www.livejournal.com



Праксеология и логика -- 13 января 2011г. from ailev on Vimeo.

1. Моё краткое выступление описывало историю, предшествовавшую этой встрече:
-- первая историческая линия: австрийская экономика, затем политическая философия, правоведение, праксеология --> желательность и трудность выделения аксиом.
-- вторая историческая линия: праксеология, системный подход, инженерия, онтология, ISO 15926 --> непроработанность современной логики (4D экстенсионализм, модальный реализм, non well-founded sets).
-- третья моя личная линия: информатика, программирование, компактность описания, абстрактный синтаксис и языки как самоцель --> компактность выражения семантики языков
-- моя озабоченность последних месяцев: логический путь против лексического пути --> семантика и лингвистика
-- моя догадка: современная логика и семантика -- слились. Поэтому нужно заняться современной логикой, на базе неё разработать онтологию праксеологии, и вписать в контекст ISO 15926, чтобы обеспечить современное производство -- если нужно, то откорректировав при этом сам стандарт.
-- две близкие ветви праксеологии: мизесовская и котарбиньская --> можно наладить контакты и сделать что-то полезное.

2. Нет "праксеологов" с каким-то общим пониманием. Есть разные люди, которые писали в разное время книжки с поминанием слова "праксеология" и самыми разными идеями. Нам ничего не мешает написать свою книжку на эту тему.

3. Нет никакого обязательства использовать знамя априорного подхода. Это была борьба с феноменологией и эмпиризмом. Ежели выясняется, что в современной логике есть лучшие способы выражения теоретического знания -- вперёд, не задумываясь. Идея в том, чтобы уйти от "вещности", "объектности" и прочего платонизма-абсолютизма и перейти к контекстности, интерактивности (так же как от объект-ориентированных описаний перешли к факт-ориентированным).

4. Равно как нам не слишком дорог тезис и термин методологического индивидуализма -- это было знамя борьбы с антропоморфизацией не имеющих намерение и логического рассуждения сущностей (типа "общество", "коллектива"). Индивидов мы радостно заменим на агентов (хотя слово "агент" тоже не хорошо -- они все сами себе агенты, а не чьи-то), нам даже не важна антропоморфность этих агентов. Но нам важно, что у них есть намерения (intents, goals) и способность к логическому рассуждению (и мы понимаем, что логика у них может быть самая разная).

5. Границы между логикой и онтологией по факту размыты -- в современной логике и современной онтологии. Поэтому не будем вдаваться в подробности, строим ли мы логику праксеологии, или онтологию праксеологии. Пусть это будет праксеологика, логика/онтология действия. Но давайте всё-таки различать логическое/онтологическое описание и собственно логику/онтологию.

6. Единицей действия является интеракция -- в том числе интеракция между темпоральными частями одного и того же агента. Так же, как описание мира сегодня делается в терминах фактов (объект1-отношение-объект2), а не объектов (как в старых онтологиях), так и описание деятельности делается в терминах интеракций (контекстно), а не актов деятельности самого агента. Это проявляется в самых базовых отношениях (даже отношение собственности определяется не как отношение вещи к агенту, а как отношение всех других агентов к вещи X агента -- т.е. в контексте всех других агентов). Тут нужно тщательно выбирать терминологию, это минное поле.

7. Мы уже имеем онтологию ISO 15926, в которой воплощены многие современные логические идеи. Вполне можно наши построения выражать в этом языке, чтобы затем использовать полученную онтологику/праксеологику в качестве онтолета (части этой онтологии, посвященной описанию деятельности) -- и тем самым получить внедрение в промышленности.

8. Сказка ложь, да в ней намёк: философы абсолютно правополушарны, математики абсолютно левополушарны, логики пытаются сбалансировать оба полушария в своей работе.

9. Абсолютно непонятно, что делать с логическим образованием. Тут можно указать на направление "критического мышления", которое выпускает узкопрофессиональные учебники логики (http://www.criticalthinking.org/). Но это интуитивно противоречит наличию какого-то знаниевого ядра, общего для всех.

10. Бонус-трек (но не считайте эти книги учебником, это больше похоже на справочник):
Андрей Шуман: "Современная логика" -- http://narod.ru/disk/3413684001/contemporary_logic_by_schumann.pdf.html (341 страница)
Андрей Шуман: "Современная логика", короткий вариант -- http://narod.ru/disk/3413712001/short_contemporary_logic_by_schumann.pdf.html (209 страниц)

Особая благодарность minski_gaon, kuznetsov и v_novikov, выступления которых сделали эту рабочую встречу столь содержательной. Я вдохновлён, и получил какие-то понятные направления для размышления.

Коммюнике: подобные встречи нужно продолжать. Следующая будет назначена в рабочем порядке, после какого-то переваривания материалов данной "организационной" встречи. Все участники у себя публикуют выводы, а также дают ссылки на доступные им полезные материалы.

Как участвовать в работе (тут наглый пеар): я предлагаю брать темы докладов к Лебедевским чтениям из моего списка (http://ailev.livejournal.com/876070.html) и делать их в контексте обозначенного праксео-онто-логического подхода. Сразу появится, что обсуждать -- а итоги обсуждений вынести на Лебедевские чтения.

Другие обзоры этой встречи:
Андрей Шуман -- http://minski-gaon.livejournal.com/26480.html
Даниил Горбатенко -- http://citizen-global.livejournal.com/426511.html

Презентации докладов Ю.Кузнецова по человеческой деятельности, теории принятия решений и утилитаризму: http://www.teoria-prava.hse.ru/blog/161-2010-12-25-20-26-16
Previous post Next post
Up