После некоторого изучения вопроса о правильном начальном музыкальном образовании (в какой-то момент нужно будет начать учить дитёнку, на себя я уже давно махнул рукой), я сформулировал три тезиса:
1. В основе хорошего музыкального образования -- медитативная практика, "мысленная игра".
Литература: Chuan C. Chang «Fundamentals of Piano Practice» (
http://www.pianofundamentals.com/, попытка перевода на русский -- постинги
soltem). Что мне особенно понравилось из этой работы, так это тезис о контринтуитивном характере эффективных методических приёмов и интуитивном характере неэффективных методических приёмов.
А поскольку это всё через мозги и разной степени сосредоточение, то с учётом возможности переноса практики сосредоточения на "мысленную игру" других типов становится понятна связь хорошего музыкального образования с образованием в области логики, математики, физики и прочего думательного инструментария.
2. Абсолютный слух -- это коммуникативный информационный интерфейс, позволяющий знаково выражать (и тем самым обсуждать и анализировать) мелодии.
Литература: Ирина Гулынина, "Развитие абсолютного слуха" (
http://forums.amdm.ru/index.php?s=4156d82a26cc8b99b34e4698a79853d4&act=Attach&type=post&id=607282), David Burge, "Perfect Pitch Ear Training Handbook" (
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2647841, аудио на английском, и чуть-чуть перевода на русском), В.В.Кирюшин, "Интонационно-слуховые упражнения для развития абсолютного звуковысотного музыкального слуха, мышления и памяти (
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3332501) -- когда я их послушал, то дико расстроился от пропевания до и до-диеза как "до". Подумал о том, что нужно просто дать разных 12 имён этим тонам. Оказалось, такое тоже было придумано (ага, и запатентовано ;) -- хроморяд Сергея Белецкого (
http://samlib.ru/b/beleckij_s_w/chtenienotnogopisxma.shtml, и далее нужно разбираться, что там еще полезного и интересного придумано, я заинтригован).
Такое впечатление, что изо всех этих методик ("медитация звукоцвета/образа", "тренинг мелодических фрагментов", "слоговые знаки для всех нот, включая ноты с альтерациями") нужно сделать одну комбинированную.
Аналогично методически нужно поступить с относительным слухом (просто не было времени копать литературу), но делать это нужно уже базе приоритета абсолютного слуха (а не наоборот). Как я понимаю, все рассуждения типа "для джазовых музыкантов абсолютный слух вреден, нужен только относительный" -- это из серии "зелен виноград", нужно иметь развитыми оба.
Плюс ритмический слух -- тоже требует соответствующих методик. Кстати, в джазе фортепиано относят к ритмической группе инструментов, наряду с контрабасом и ударными.
3. Пение и игра на инструментах -- это коммуникативный двигательный интерфейс, позволяющий непосредственно (тоново) воспроизводить мелодии. Двигательные практики все учатся из медитаций, в том числе см. литературу к тезису 1. Замечание в сторону: интересно, сколько разных двигательных паттернирований нужно встраивать человеку? Пока я могу указать на голосовой процессор (речь, пение), пальцевый процессор (фортепиано и другие муз.инструменты, престидижитаторство, каллиграфия), общетелесный процессор (см. материалы
http://www.dongyue.ru/Library/Lmain.html).
UPDATE: продолжение этих тезисов --
http://ailev.livejournal.com/951435.html ("Об музыкальные инструменты: всеобщее фортепиано").