Вчера прочёл третью лекцию из курса "Введение в системную инженению" (
http://ailev.livejournal.com/980403.html) -- "Понятие жизненного цикла".
Первая лекция --
http://ailev.livejournal.com/981435.html, вторая --
http://ailev.livejournal.com/983619.html.
Проектор опоздал на полтора часа, так что планово пройтись по девяти нотациям и языкам описания жизненного цикла (
http://ailev.livejournal.com/917251.html) не удалось. Зато удалось в какой-то мере ликвидировать должок по прошлым лекциям: про связь программной и системной инженерии. И ввести праксеологическоий контекст (когда к железкам добавляется не только софт, который делает системы киберфизическими, но еще и люди, которые делают системы вовсе уж социо-техническими, т.е.пракесеологическими -- и если сегодня уже есть консенсус, что образование системного инженера должно включать в себя образование программного инженера, то я прогнозирую, что о включении в той или иной форме праксеологического образования заговорят уже совсем скоро. К тому же обеспечивающие системы -- это по факту предприятия, так что и по этой линии нужно ожидать праксеологии, в том числе развитие образования системных инженеров в части инженерного менеджмента). Также с некоторым опережением к плану дал управление конфигурацией и управление изменениями, ибо там, где жизненный цикл -- там и "управление жизненным циклом". Ну, и про PLM-системы чуток рассказал, хотя совсем немного.
Если первая лекция почти вся прошла в ответах на вопросы, а во второй вопросов было вдвое меньше, то на третьей лекции было задано всего три вопроса. Это верный признак, что информация в значительной мере просвистела мимо голов. Надо бы как-то замедлиться.
Один из кулуарных комментариев: "в нашей компании мы немедленно используем материал каждой лекции. Всё абсолютно понятно, потому что мы понимаем уже, как работают наши инжиниринговые компании. А вот студенты, скорее всего, не очень понимают, о чем говорится, и в чём особая польза этих лекций". Я ответствовал в том духе, что современные студенты неожиданно могут взять из этих лекций едва ли не больше, чем бывалые производственники -- ибо знание производства ставит акценты на одних аспектах, а незнание неожиданно может открыть совсем другие смыслы, которые я тоже как-то пытаюсь донести.
Безо всякого удивления удостоверился, что студенты не помнят примеры из первой лекции и не в состоянии соотнести их с материалом вчерашней лекции. Хочется посоветовать им после того, как лекции дойдут до самого конца, еще раз послушать всё с самого начала. Думаю, приходящие уже-не-студенты так и сделают. А вот студенты вряд ли. Но на это я уже влиять не могу.
Диаграммы, которые я активно использовал на проекторе, можно найти в презентации
http://ailev.livejournal.com/985478.html (а чтобы понимать, почему я рассказал только половинку каждой диаграммы -- см.
http://ailev.livejournal.com/977531.html).
Оценить, насколько распространён жизненный цикл в текстах, отражающих мышление системного инженера:
http://blogs.yandex.ru/search.xml?text=%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%2F%2B1%20%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%20%3C%3C%20author%3D%22ailev%22&ft=blog&holdres=mark (это только использование в записях, комментарии из результатов поиска убраны).