Критерии для «Кремлевского доклада» администрации США
Андерс Ослунд, Дэниел Фрид, Андрей Илларионов и Андрей Пионтковский
13 ноября 2017 года
2 августа 2017 года президент США Дональд Дж. Трамп подписал закон № 3364 «Противодействие противникам США посредством санкций» (CAATSA). В статье 241 Закона содержится поручение «Министру финансов США в сотрудничестве с директором Национальной разведки и Государственным секретарем» представить Конгрессу США подробный доклад (часть которого может быть секретной), который должен включать в себя «идентификацию наиболее важных высокопоставленных политических деятелей и олигархов в Российской Федерации, определяемых их близостью к российскому режиму и их чистым капиталом». В статье 241 говорится, что в докладе должны быть рассмотрены отношения этих лиц с президентом России Владимиром Путиным, определена их причастность к коррупции, оценен их чистый капитал и известные источники дохода. В статье также ставятся аналогичные задачи в отношении полугосударственных субъектов с распределенной собственностью, служащих российскому государству. «Кремлевский доклад», как его можно было бы назвать, должен быть представлен приблизительно к 1 февраля 2018 года.
Статья 241 вызвала немалый интерес и даже тревогу в политическом и деловых классах Москвы, причем интерес к этой статье оказался более серьезным, чем к любой другой статье закона № 3364. И это понятно, почему. Сейчас в Москве есть немало спекуляций относительно того, кто из политических деятелей, олигархов, а также других лиц может быть включен в этот список, и что это включение может означать для них, для правящей политической и бизнес-элиты России в целом, для уже существенно осложненных позиций России на Западе.
Эта тревога свидетельствует о том, что «Кремлевский доклад» может служить американским, западным и подлинным российским интересам, как минимум, в двух направлениях:
Во-первых, он пошлет сигнал российским политическому и бизнес классам о том, что их интересы как индивидуумов могут быть лучше соблюдены, если они будут дистанцироваться от путинского режима. Он также укажет на то, что российской политической и бизнес элите будет лучше, если российское руководство воздержится от начала новых агрессивных войн и от вмешательства в работу политической системы Соединенных Штатов и других демократических стран, как это произошло во время президентской кампании в США в 2016 году и в ходе ряда выборов в Европе.
Во-вторых, «Кремлевский доклад» о коррумпированных лицах, близких путинскому режиму, может подвергнуть их более пристальному анализу, а также потенциальным мерам американских правительственных учреждений, применяющих законы и правила США, выходящим за рамки уже введенных санкций. К таким мерам относятся действия против отмывания денег и других финансовых злоупотреблений, осуществляемые, например, Целевой группой по финансовым мероприятиям (FATF) и Сетью по защите от финансовых преступлений (FinCEN) и другими органами. Такие меры, в свою очередь, могут привести к замораживанию активов коррумпированных лиц, а затем - и к легальному процессу возвращения незаконно полученных активов российскому народу.
Принципы определения высокопоставленных политических деятелей, олигархов и полугосударственных организаций, близких к Кремлю
Высокопоставленные политические деятели, олигархи и полугосударственные образования составляют то, что мы можем назвать членами правящей элиты России. Статья 241 предусматривает несколько принципов, какие следует использовать при их идентификации. Мы отмечаем два из них:
• Близость высокопоставленных политических деятелей, бизнесменов и полугосударственных субъектов к нынешнему российскому политическому режиму. Эту близость можно определить несколькими способами, включая их участие (открытое или скрытое) в агрессивных (или даже незаконных) действиях путинского режима. Такие действия включают, в частности, вмешательство России в президентские выборы в США в 2016 году; ее военные агрессии против Грузии и Украины, в том числе аннексию Крыма; ответственность за бомбардировки гражданских объектов и лиц в Чечне и Сирии; убийства Юрия Щекочихина, Анны Политковской, Александра Литвиненко, Сергея Магнитского, Бориса Немцова, других оппозиционных политиков, гражданских активистов, журналистов, адвокатов.
• Причастность политических деятелей, бизнесменов, полугосударственных субъектов, близких к путинскому режиму, к коррупции, что позволило им обогатиться за счет российского народа. Как отмечает статья 241, российская политическая элита создала весьма разветвленную систему клептократии, в которой государственные активы контролируются (и регулярно расхищаются) небольшим кругом лиц, близких к Путину.
Поэтому мы полагаем, что при составлении отчета администрации США следует применять следующие три критерия:
1. Лицо, приближенное к российскому режиму в результате своего участия в планировании, отдаче указаний, подготовке, финансировании, исполнении или любой иной поддержке агрессивных, коррупционных, преступных действий, отмеченных выше; или
2. Лицо, обладающее состоянием, полученным в результате коммерческих операций с коррупционной составляющей совместно с режимом Путина; или
3. Лицо, используемое для хранения путинских активов в операциях, являющихся прикрытием коррупции, даже если само данное лицо лично не участвует в упомянутых выше действиях, а его известное персональное состояние недостаточно велико, чтобы его можно было рассматривать в качестве «олигархического».
Следует заметить, что легально заработанное богатство само по себе не следует рассматривать как нежелательное. Те российские граждане, кто пытался реализовать американскую (то есть поистине всемирно универсальную) мечту о личном обогащении через честное предпринимательство, должны быть не наказаны, а вознаграждены. Кроме того, формальный статус лиц не является определяющим. Как показали т.н. «Панамские бумаги», иногда крупные мошенники оказываются малоизвестными и не имеющими официального статуса.
Важно, чтобы список лиц в «Кремлевском докладе» был бы сформирован только на основе достоверной информации. К счастью, кремлевский политический класс, Путин, члены его ближнего круга, их бизнес уже весьма тщательно изучены серьезными исследователями. Источники информации об этом имеются, а возможности перекрестной проверки их качества являются вполне достаточными. Дезинформация тоже существует, но при достаточном знании того, как оценивать источники, дезинформацию можно отсеять.
Категории каких лиц должен включать Кремлевский доклад?
Применяя критерии, упомянутые выше, высокопоставленные политические деятели, олигархи, полугосударственные субъекты в Российской Федерации, связанные с Кремлем, - то есть те лица, какие будут включены в Кремлевский доклад, можно сгруппировать по семи категориям:
1. Высокопоставленные политические деятели, полугосударственные организации, бизнесмены, несущие ответственность за агрессивные, коррумпированные или преступные операции в пределах Российской Федерации и за ее пределами, как указано выше.
• Мы особенно отмечаем подкатегорию олигархов и других лиц, работающих с Кремлем для осуществления агрессивных внешних действий - таких, как организация и финансирование наемников, действующих в Украине и Сирии, проведение кибер- и информационной войн, - и рекомендуем их обязательное включение в этот список.
2. Ближний круг друзей Путина из Санкт-Петербурга, с которыми он занимается бизнесом с начала 1990-х годов. Ближний круг путинских друзей был неплохо определен. Правительство США и Европейский союз (ЕС) уже внесли некоторых из них в санкционные списки, связанные с российской агрессией против Украины.
3. «Золотые дети». Некоторые члены ближнего круга Путина передали часть богатства своим детям, которые в ряде случаев стали топ-менеджерами компаний. Такие лица также, очевидно, можно считать членами ближнего круга Путина.
4. Личные друзья Путина, сохраняющие его личные средства. Имена некоторых из них были раскрыты в Панамских документах и российским «Форбсом».
5. Общеизвестные «олигархи», являющиеся крупными бизнесменами, сильно выигрывающие от совместного ведения прямого бизнеса с Кремлем. Некоторые из этих лиц совместно с ближним кругом Путина являются совладельцами компаний. Другие выступают в качестве прикрытия для кремлевского руководства.
• Примечание: крупные российские бизнесмены не должны быть включены в список только из-за величины своих активов. Некоторые из них создали свои состояния до Путина, и затем, чтобы выжить, были вынуждены платить крупную дань Кремлю. Включение таких лиц в Кремлевский доклад не соответствовало бы целям статьи 241.
6. Коррумпированные менеджеры государственных компаний, обязанные своим положением близким отношениям с Путиным и использующие свои позиции для откровенного воровства.
7. Собственники и руководители полугосударственных компаний, принадлежащие лицам, отмеченным в шестой категории.
Подготовка Кремлевского доклада преставляется трудоемким проектом. Однако это стоит усилий, потому что, помимо всего прочего, он продемонстрирует, что, независимо от спекуляций, администрация Трампа, как и предыдущие администрации США, решительно противодействует российской агрессии против Соединенных Штатов, наших европейских союзников и соседей России - Украины и Грузии. Судя по указаниям по осуществлению CAATSA, недавно опубликованным администрацией, она серьезно относится к осуществлению политики российских санкций. Мы ожидаем, что администрация продемонстрирует необходимую приверженность к подготовке серьезного, заслуживающего доверия, Кремлевского доклада, как это и предусмотрено статьей 241 CAATSA.
Андерс Ослунд - старший научный сотрудник Центра Евразии Атлантического совета имени Дину Патрисиу. Является ведущим специалистом по экономической политике в России, Украине и Восточной Европе. Работал экономическим советником ряда правительств, в частности, правительства России (в 1991-94 гг.). Опубликовал 14 книг, в том числе три об экономических реформах в России.
Дэниел Фрид является заслуженным сотрудником Инициативы Будущая Европа в Атлантическом совете и в Центре Евразии имени Дину Патрисиу. В течение своей сорокалетней дипломатической карьеры сыграл ключевую роль в разработке и осуществлении американской политики в Европе после падения Советского Союза. Посол Фрид помог сформулировать ответ Запада на агрессию Москвы против Украины начиная с 2014 года: как координатор Госдепартамента по политике санкций он разработал санкции США против России, крупнейшей программы санкций США на сегодняшний день, и договорился о введении подобных санкций со стороны Европы, Канады, Японии и Австралии.
Андрей Илларионов - старший научный сотрудник Центра глобальной свободы и процветания Института Катона. С 2000 по декабрь 2005 года был главным экономическим советником президента России Владимира Путина.
Андрей Пионтковский является приглашенным сотрудником Института Хадсона и старшим советником Фонда «Свободная Россия». Пионтковский является автором нескольких бестселлеров о президентстве Путина в России, в том числе книги «Еще один взгляд в душу Путина».
Оригинал меморандума на англ.яз.:
http://www.atlanticcouncil.org/blogs/new-atlanticist/how-to-identify-the-kremlin-ruling-elite-and-its-agents