Leave a comment

oleg_butenko July 13 2018, 22:47:21 UTC
А почему в метках только "Запад, люди"? Было бы логично написать "восток, запад, люди", ведь Таиланд находится никак не на Западе. На Западе цена человеческой жизни уже давно очень высокая. Важно отметить, что на Востоке, в частности, в Таиланде, в последние десятилетия цена человеческой жизни растет, причем стремительно.

Reply

Запад и Анти-Запад aillarionov July 13 2018, 23:43:14 UTC
Потому что в этом блоге метка "Запад" (с большой буквы) отражает не физическую географию, а определенную систему взглядов, мировоззрения, идеологии, отражаемую в устойчивых политических и правовых институтах, существующих в разных человеческих обществах независимо от их физико-географического положения ( ... )

Reply

Re: Запад и Анти-Запад oleg_butenko July 14 2018, 02:57:40 UTC
Ёмко, ясно, красиво. Спасибо. :)

Reply

Запад и Восток scholast July 14 2018, 03:54:35 UTC
"Важнейшей характеристикой "Запада" является отношение к человеческой жизни как к высшей ценности"

Так, Андрей Николаевич, но не стоит забывать и о роли тренера, буддийского монаха, а не западного студента. Думаю, что эта другая половина правды не менее существенна.

Reply

Запад и Анти-Запад aillarionov July 14 2018, 04:03:03 UTC
1. С институциональной точки зрения, разница между мировоззрением и государством заключается в том, что тренер-буддист помог детям выжить, а Запад как политико-правовая система (Таиланда, Британии, Австралии, США, Украины) помог их спасти.

2. С точки же зрения мировоззрения, буддизм ближе к протестантизму и в целом к западному христианству, чем православие.

3. "Востока" как одной политико-правовой системы нет.

Reply

Re: Запад и Анти-Запад scholast July 14 2018, 13:41:00 UTC
Во многом согласен, но не вполне. Я бы сказал:
1. тренер-буддист помог детям выжить, а Запад как политико-правовая-*техническая* система (Таиланда, Британии, Австралии, США, Украины) помог их спасти.

Западная техника не сама собой явилась, но ее появление обязано двум великим основам Запада - греческому рационализму и библейской вере. Об этом замечательно писал Александр Александрович Любищев ("Религия и Наука", "Линии Демокрита и Платона"). С этой важной точки зрения православие, несомненно, много ближе западным христианским церквям, чем буддизм.

В США не так мало православных - вполне успешная часть общества. Проблема русского православия - в его слитости с государством. Но эта непростая проблема все же не собственно религиозного характера, ее разрешение не требует отказа от каких-либо основ православия.

Reply

Россия - не Запад aillarionov July 14 2018, 16:28:11 UTC
У понятия "Запад" есть несколько значений.
Одно из них - де-факто сопадение со всей христианской религией. Исходя из этого понимания, все христианские страны, в т.ч. православные, в т.ч. Россия, - части Запада.
Признавая допустимость такой интерпретации Запада, ХЭБ преимущественно пользуется другим его значением - как системой политико-правовых институтов. Исходя из этого значения, нынешняя Россия частью Запада не является.

В данном постинге (и блоге) пока не ставилась задача отказа от православия.
Пока же отметим, что проблема слитости православия с государством - это не чисто русская (российская) проблема. Она характерна для всех без исключения православных обществ.
В дополнение следует добавить, что в истории всех православных обществ отсутствовали такие незаимствованные ими явления, как Ренессанс, Реформация, Научная Революция, Просвещение. Там же, где они произошли, пусть с запозданием и в ослабленном и/или искаженном виде, они произошли только с помощью государства.

Reply

Re: Россия - не Запад scholast July 14 2018, 16:42:44 UTC
Из сказанного сейчас Вами, Андрей Николаевич, вытекает большой вопрос: коли так, то в чем же историческая болезнь или беда православия? И далее - как же с этим быть? Было бы интересно узнать Ваш взгляд на эти вопросы.

Reply

Православие как корень российских проблем aillarionov July 14 2018, 17:00:03 UTC
Это огромная тема, на которую писали много кто - от П.Чаадаева до Д.Фурмана. Несколько ссылок на материалы в этом блоге:

Д.Е.Фурман. Выбор Князя Владимира (1988):
https://aillarionov.livejournal.com/963856.html
https://aillarionov.livejournal.com/964100.html

Тысячелетний православный рейх:
https://aillarionov.livejournal.com/1017614.html

Стратегическая ошибка обоих Владимиров:
https://aillarionov.livejournal.com/1024239.html

Являются ли православие и ислам «источниками прогресса»?
https://aillarionov.livejournal.com/1063427.html

Reply

Re: Православие как корень российских проблем scholast July 14 2018, 19:49:01 UTC
Спасибо за напоминание, Андрей Николаевич. Перечел, заодно купил книгу Фурмана. Тут одна из самых больших проблем, если не самая большая, и каким могло бы быть ее решение - совершенно неясно. При ее осмыслении не стоит упускать фантастический успех той группы сверхконсервативных православных, что оказалась отторгнутой от государства и гонимой, но которой все же, после гонений, позволено было оставаться собой - старообрядцев. Этот успех лишний раз подчеркивает что источник болезни - в слиянии православия с государством.

Reply

Слияние религии с государством? aillarionov July 14 2018, 21:29:15 UTC
Все-таки коренная проблема, видимо, не в этом.
В Греции и на Кипре православие не просто "слилось" с государством, а даже стало государственной религией. Что не помешало им стать наиболее вестернизированными среди православных стран, а заодно и рекордсменами по темпам экономического роста во второй половине ХХ века.
В СССР православие долгое время не только не "слилось" с государством, но и жестко преследовалось, что не спасло СССР от фундаментального экономического, социального, мировоззренческого кризиса.
Для сравнения: период огосударствленного православия в Российской империи (1721-1917) стал одним из наиболее успешных в истории страны.
Слияние протестантизма с государством в Британии создало англиканство, которое не помешало Британии стать мировым лидером экономического и политического прогресса.
И т.д.

Reply

Re: Слияние религии с государством? scholast July 15 2018, 01:44:55 UTC
Проблема в том, что этот российский блок церкви и государства работает на легитимацию деспотии церковью, с ответным коррумпированием церкви деспотией. Кроме того, этот блок при Путине, как и до революции, работает на имперский культ. Союз церкви и государства оказывается обоюдогубительным. На Кипре, в Греции и Британии связь церкви и государства иная.

Reply

Блок и корни aillarionov July 15 2018, 03:46:10 UTC
Блок церкви с государством, работающий на деспотию, - это, конечно же, проблема.
Но это совершенно очевидная проблема.
Похоже, что кроме этой очевидной проблемы, есть и более глубокая проблема - проблема самого православия, лежащая в его основании, в корнях, так сказать.
Отсутствие в России (и в других православных странах) самостоятельно начатых и независимо от Запада проведенных Ренессанса, Реформации, Научной Революции, Просвещения, Промышленной Революции блоком Гундяева с Путиным не объяснишь.

Reply

Re: Блок и корни scholast July 15 2018, 04:27:22 UTC
Андрей Николаевич, смотрю на карту 1600 года, http://i.imgur.com/B4bzonx.jpg , и много ли там вижу православных стран? Одну, и довольно дикую. Для карты 1700 года ответ тот же. Он же - для карты 1800 года. И 1500 тоже. Не вернее ли сказать, что православие как цивилизационнно значимая религия закончилась с падением Константинополя, если не раньше? Вот многовековое культурное бесплодие Империи Ромеев, унаследовавшей все сокровища античности - это, действительно, вопрос о корнях православия, если уж идти к корням. Но то ли это было православие, что установилось в дикой Московии, отколовшейся от Константинополя?

Reply

Не "дикость", а идеи и правила aillarionov July 20 2018, 23:00:48 UTC
В 1 году н.э. христианских стран не было вообще, даже диких.
В 1500 г. протестантских стран не было вообще, даже диких.
"Цивилизационно значимые" религии определяются не уровнем "дикости" стран, в которых они распространены, а идеями и правилами, предлагаемыми ими людям.
Западное христианство, католицизм, протестантизм смогли предложить такие идеи и правила.
Православие - нет.

Reply

Re: Не "дикость", а идеи и правила scholast July 21 2018, 01:19:15 UTC
Андрей Николаевич, протестантизм родился в лоне мощной постренессансной культуры Запада, после пяти веков университетов, изощренной теологии, философских и гуманитарных школ, нехилой натурфилософии, развитых художеств и ремесел, сложного плюралистического социума. Протестантские страны были частью христианского мира Запада, разветвившегося на отдельные конфессии, все из которых наследовали упомянутые плоды, и двигались дальше. Православных же стран после XV века не было вовсе, кроме лишь дикой, давно уже схизматической Московии. О каких "православных странах" вообще Вы говорите? Одна была страна, и та - далекая пустотная окраина когда-то мощного восточного христианства. Какие "идеи и правила" могут процветать у дикого народа, не имевшего и малой толики духовных богатств не только современного ему Запада, но и предшествовавшего ему Востока? О каком русском православии можно вообще говорить, если Библия на русском языке появилась и была издана примерно в те же годы, что на суахили и зулу, позже, чем "Капитал" стал продаваться в ( ... )

Reply


Leave a comment

Up