«
Отвечать на какие-то слова, написанные на заборе или сказанные из подворотни, иногда просто нелепо. Гораздо лучше, если вопросы, какими бы жесткими или неприятными они ни были, задавать в лицо. И я готов ответить на любые вопросы, касающиеся меня лично, моей биографии, финансов, моей собственности, - ничто из этого не является секретом».
А.Н.Илларионов
Разговор с Сергеем Корзуном. Эхо Москвы, 1 января 2012 г.
Михаил Афанасьевич Булгаков в свое время обратил внимание на то, что «квартирный вопрос испортил москвичей». По крайней мере некоторых из них. Не только с точки зрения получения (или приобретения) жилья, но и с точки зрения построения глубокомысленных теорий на основе кажущегося знанием того, сколько этого жилья имеется у соседа, и откуда оно взялось.
Неугасающий интерес к квартирным вопросам
уже не в первый раз проявляет видный политический деятель, «
бывший чиновник и известный в мире эксперт с сопоставимыми доходами» г. Милов, а с недавних пор - и другой заметный политический деятель г. Навальный. Милов предлагает объясниться (а Навальный
ретвитит это предложение) - мол, как же так получилось: «Информация-то серьезная. Я уж не хочу в конспирологию вдаваться, но вы понимаете, что у нас в России сейчас немного источников, которые могут такие доходы обеспечить, и для самых щедрых из них дискредитация оппозиции как раз очень даже важная задача».
Действующее законодательство, разумная логика и мое решение
По нынешнему российскому законодательству декларацию об имеющейся недвижимости обязаны представлять действующие государственные и муниципальные чиновники, сотрудники Центрального Банка, Пенсионного фонда, государственных корпораций, лица, претендующие на замещение должностей государственной и муниципальной службы.
Такого рода практика пока не распространяется, но было бы вполне логичным, чтобы распространялась, на находящихся в сходном положении руководителей политических партий, движений и организаций, других кандидатов, претендующих на получение должностей в органах государственной и муниципальной власти.
Я оставил работу в органах государственной власти почти десять лет тому назад.
С тех пор я не планировал и не планирую возвращения на работу в органы власти.
Но я участвовал, участвую и собираюсь участвовать в публичной дискуссии по вопросам, представляющим общественный интерес.
В этой связи я допускаю, что у моих читателей, слушателей, зрителей может возникнуть интерес не только к содержанию высказываемых мною идей и соображений, но и к имеющейся у меня недвижимости.
Поэтому несмотря на то, что действующее российское законодательство не требует от меня обнародования такой информации; несмотря на то, что я не планирую занимать должности в органах государственной и муниципальной власти, требующие обнародования такой информации; тем не менее я счел возможным поделиться с заинтересованной общественностью информацией о своей недвижимости.
Поскольку у общественности может возникнуть интерес не только к наличию у меня недвижимости, но и к источникам средств, использовавшихся для ее приобретения, я счел также возможным обнародовать информацию об основных источниках своих доходов в последние два с лишним десятилетия.
Недвижимость.
В моей собственности сейчас находится три квартиры - две в Москве и одна в Вашингтоне.
В сентябре 1995 г. я приобрел двухкомнатную квартиру в Москве. Для этого я продал свою однокомнатную квартиру, воспользовался накопленными к тому времени сбережениями, взял займ, который затем выплачивал в течение нескольких лет. Приобретение этой квартиры во многом стало возможным благодаря заработной плате директора Института экономического анализа, установленной его Советом Директоров в июле 1994 г. в размере 60 тыс. дол. в год.
В октябре 2006 г. я начал работу в Институте Катона с зарплатой 150 тыс. дол. в год. Для приобретения квартиры в Вашингтоне я оформил ипотеку. В марте 2007 г., использовав имевшиеся сбережения, а также взяв некоторую сумму в долг, я смог внести стартовый взнос ипотеки и тем самым приобрел квартиру в собственность.
В сентябре 1999 г. моя бывшая супруга, работавшая тогда в инвестиционном банке, приобрела квартиру в Москве. В декабре 2011 г. в результате развода эта квартира перешла в мою собственность. (Здесь также следует заметить, что в апреле 2000 г., после назначения меня на пост советника президента России, моя бывшая супруга оставила работу в инвестиционном банке и в течение всего срока моей работы в Администрации Президента России оставалась домохозяйкой).
Доходы, недвижимость, имущество, полученные во время работы в Администрации Президента России.
Я был назначен советником Президента России 12 апреля 2000 г. В первые четыре года работы моя заработная плата составляла при незначительных колебаниях по месяцам в среднем около 400 дол. в месяц. В июле 2004 г. она была повышена примерно до 800 дол. в мес. Однако в то же время бывший тогда Руководителем Администрации г. Медведев наложил на меня денежное взыскание, составлявшее примерно одну треть моей тогдашней зарплаты. Взыскание было наложено за систематическое нарушение мною его запрета на свободное общение с журналистами, т.е. без получения разрешений у тогдашнего руководителя пресс-службы АП (г-жи Тимаковой) на то, с кем, когда и по каким вопросам, по ее мнению, мне следовало общаться. Это взыскание действовало вплоть до моего увольнения с поста советника Президента 27 декабря 2005 г., т.е. в течение последних 18 месяцев работы в АП моя фактическая зарплата составляла примерно две трети от официально назначенной.
Во время своей работы в Администрации Президента России я не получал и не приобретал в свою собственность какой-либо недвижимости - квартир, дач, земельных участков; не получал и не приобретал в свою собственность какого-либо государственного имущества (например, автомобилей). За время своей работы в Администрации Президента России я не получал из государственных или частных источников каких-либо дотаций, грантов, кредитов и т.п. Несмотря на многочисленные предложения я не участвовал в каких-либо бизнес-проектах или бизнес-операциях. Несмотря на отсутствие в то время соответствующего запрета я отклонил все предложения занять какие-либо посты в советах директоров и наблюдательных советах государственных и иных компаний.
Доходы, полученные после ухода из Администрации Президента России.
После моего ухода из Администрации Президента России 27 декабря 2005 г. и получения в ней итогового расчета я не получал от АП, каких-либо представителей Кремля, органов государственной власти России каких-либо денежных средств, имущества, недвижимости.
Основным источником моих доходов в настоящее время является заработная плата в Институте Катона. Кроме того, время от времени я получаю оплату за публикацию своих материалов и за некоторые публичные выступления.
Акций, облигаций, других ценных бумаг не имею.
В операциях на рынке ГКО не участвовал.
Все полученные мною доходы включаются в мои декларации о доходах, с которых я выплачиваю налоги.
Новая смелая инициатива по противодействию коррупции и подкупа оппозиционных и общественных деятелей.
Не могу не поддержать смелую инициативу, выдвинутую гг. Миловым и Навальным, о декларации находящихся в собственности общественных деятелей и в особенности руководителей политических партий, движений и организаций, претендующих на должности в органах государственной и муниципальной власти, недвижимости и имущества, а также всех доходов, полученных ими в последние 20 лет.
Такого рода декларация безусловно должна включать в себя исчерпывающую информацию о проведении лицами, претендующими на должности в органах государственной и муниципальной власти, всех бизнес-сделок, участия во всех бизнес-проектах, в приобретении и реализации ими собственности, имущества, ценных бумаг.
Такого рода информация должна включать в себя также и исчерпывающую информацию об использовании руководителями политических партий, движений и общественных организаций средств, собранных гражданами в их пользу для проведения общественных и политических мероприятий.
Причем такого рода информация не должна ограничиваться пределами Москвы или России - финансовая информация о всех бизнес-проектах и общественных начинаниях должна быть представлена полностью - независимо от того, где они проводились и осуществлялись в течение последних 20 лет, - в Москве ли, в Кирове ли, в Черногории ли, в Лондоне ли, в Баварских Альпах и т.д.
Во время работы первого состава Координационного Совета российской оппозиции (2012-2013 гг.) попытки даже членов Бюджетного Комитета КС получить от г. Ашуркова и других коллег г. Навального информацию о денежных средствах, полученных КС от граждан, и об их использовании окончились неудачей.
Но теперь, после смелой инициативы гг. Милова и Навального, хочется надеяться, что все будет по-другому.
Осуществление инициативы о декларировании публичной фигурой недвижимости, находящейся в собственности, и доходов, полученных в течение последнего 21 года (1994-2015 гг.), начато хозяином этого блога.
Теперь очередь в декларировании собственных недвижимости, имущества, доходов - за инициаторами смелого почина, руководителями политических партий «Демократический выбор» и «Партии прогресса» гг. Миловым и Навальным.