Процитирую полупопулярные обзоры Сергея Попова - астрофизика и популяризатора астрофизики. Я их уже упоминал в своем ЖЖ, в заметке:
Ужасы артефактов в реальной астрономии по сценарию, в свое время предсказанному фантастами
https://ajir78.livejournal.com/23098.html Сейчас речь о его обзорах в сторону от астрофизики (он их порой публикует под тегом «прочее»). В этот раз речь про социологию науки:
«"
arxiv:2310.08968 Академическая кривая "Великого Гэтсби" (The academic Great Gatsby Curve)
Authors: Ye Sun, Fabio Caccioli, Xiancheng Li, Giacomo Livan
Comments: 15 pages
Интересное исследование, с выводами которого я не согласен.
Авторы исходят из известного (и печального, см., скажем, книгу Пикетти "Капитал в 21 веке") явления о росте неравенства при увеличении доли наследуемого капитала. Но авторы пытаются найти эффект в академической среде, где "капиталом" является цитируемость.
Результаты, я бы сказал, ожидаемые: у более цитируемых ученых (преподавателей) более цитируемые выпускники (аспиранты, постдоки, соавторы и т.д.). Но авторы делают из этого странный вывод о росте неравенства и закрытости академии. Было бы любопытно, если бы они проделали такое исследование в спорте и выяснили, что у более сильных тренеров и футболисты лучше.
На мой взгляд, полученные результаты свидетельствуют как раз о высокой мобильности, понимании молодым поколением того, где лучше наука и преподавание, и просто о росте числа студентов научных специальностей и ученых (т.е., появляется много тех, кто хочет заниматься наукой, но по той или иной причине на самом высоком уровне это не получается делать)."
Обзоры препринтов astro-ph. Выпуск № 425. astro-ph за 01 - 31 октября 2023 года: избранные статьи
http://xray.sai.msu.ru/~polar/sci_rev/425.html Мне кажется, что исследование, которое проделали (если его результаты основаны только на вышеуказанной корреляции) вообще ни о чем не позволяет говорить:
1. И так понятно, что, в среднем, у хороших ученых их ученики, соавторы и другие коллеги будут в среднем лучше, понятно, что хорошо попасть в научный коллектив к хорошему ученому. И не только ученых это касается, действительно «наверно, если посчитать, то выяснится, что в среднем у сильных тренеров и футболисты в среднем сильнее».
Примечание. Словосочетание «в среднем» я употребил в одном абзаце четыре раза - сознательно, чтобы подчеркнуть, что речь только о статистической вероятности.
2. Зафиксированная корреляция не позволяет делать такие выводы (о закрытости/открытости). Соответственно, это не дает вообще никакой информации о том, насколько трудно стать учеником хорошего учителя и что именно для этого нужно.