О программах Ту-160М2 и ПАК ДА - Часть вторая.

Sep 05, 2015 00:56

Всё что ниже, могло быть написано всерьез, а может быть, и нет. Выбирать Вам

Не так давно я уже писал об упомянутых в заголовке программах.

Незадолго до обнародования списка американских компаний-победителей (полагаю в конкурсе победит тандем Boeing и Lockheed Martin), которые выполнят полномасштабную разработку и станут серийными производителями перспективного ударного самолёта по программе LRS-B, захотелось продолжить тему.

В июле этого года стало известно что основные этапы опытно-конструкторских работ по аналогичной отечественной программе - ПАК ДА, отложены. А августе стало известно что отложены они на "после 2021 года". Вместо "отложенного" ПАК ДА принято решение профинансировать восстановление серийного производства самолёта Ту-160 (в модификации М2). Причём решение это принято настолько "пожарным порядком", что ни стоимость программы, ни окончательное техническое лицо Ту-160М2 ещё не определены.

Как так получилось, и кто виноват?

А "виноват" на мой взгляд LRS-B, точнее многолетняя американская кампания по дезинформации потенциальных противников об истинном характере требований предъявляемых ВВС США к перспективному дальнему ударному самолёту нового поколения.




"Фоторобот" облика предполагаемого "виновника".

С момента отмены американской программы LRSA (Long Range Strike Aircraft), точнее превращения её в программу NGB (Next Generation Bobmer), а позднее и в программу LRS-B (Long Range Strike Bomber) всем было известно что американцы отказались от планов создания сверхзвукового ударного самолёта, что будущий американский дальний бомбардировщик будет дозвуковым.

Продемонстрирую эту уверенность цитатой из статьи Николая Новичкова "Стратегические ядерные силы США в ближайшем тридцатилетии" опубликованной в еженедельнике "Военно-промышленный курьер" № 10 (528) от 19.03.2014 г.:

"Согласно опубликованному в 2012 году 30-летнему плану ежегодного финансирования ВВС и приобретений авиационной техники на закупки выделяется 55 миллиардов долларов и этот вид вооруженных сил планирует приобрести 80-100 новых бомбардировщиков. Эти оценки не учитывают НИОКР, в то время как независимые аналитики оценивают затраты по данной статье расходов от 20 до 45 миллиардов долларов. С учетом данных, изложенных в исследовании бюджетного управления конгресса США от 2006 года, общая стоимость программы перспективного дальнего дозвукового бомбардировщика составит 92 миллиарда долларов, из которых на закупку придется 61 миллиард долларов, а на НИОКР - 31 миллиард."

Можно проиллюстрировать так же и прошлогодней заметкой Василия Сычева "Цена базовой комплектации
США объявили тендер на разработку нового стратегического бомбардировщика"
на lenta.ru :

"Официально требования к перспективному бомбардировщику, содержащиеся в объявленном в начале июля 2014 года тендере, не раскрываются. Однако некоторые из них американские военные уже озвучивали и можно предположить, что в конкурсной документации требования поменялись незначительно. Об LRS-B пока известно, что он будет дозвуковым с дальностью полета более 9,3 тысячи километров. Бомбардировщик должен быть опционально пилотируемым; в беспилотном варианте его планируется использовать для разведки, рекогносцировки и наблюдения."

Американские военные говорили что LRS-B будет дозвуковым, КАК ИМ МОЖНО БЫЛО НЕ ВЕРИТЬ!?

Уверенность в том что будущий LRS-B будет дозвуковым была настолько велика, что это повлияло на отечественную программу ПАК ДА.

Правда в прессе озвучиваются другие версии, к примеру версия "ЦАГИ так решил" озвученная в сборнике "Бастион" А.В. Карпенко:

"Работы по проекту начались еще в 1995 году, когда ВВС заказали ряд научно-исследовательских работ военному институту, ЦАГИ и КБ Туполева. Со стороны НИИ ВВС были предложены три варианта машины, включая один, разработанный создателем Ту-160 Валентином Близнюком. Он предложил многорежимный самолет относительно малой массы, но при сохранении стратегической дальности полета. Однако ЦАГИ поддержал дозвуковой вариант, поскольку по расчетам этого института такой вариант представлялся наиболее оптимальным. В 2003 году КБ Туполева завершило выполнение научно-исследовательской работы и было готово выйти на защиту аванпроекта, но из-за прекращения финансирования со стороны Минобороны разработка ПАК ДА прервалась. Ее продолжили только в 2008 году после возобновления финансирования и проведения соответствующего конкурса, который выиграло КБ Туполева."

ЦАГИ (а не НИИ ВВС!) решил что будущий ПАК ДА будет дозвуковым? Господа, Вы в это верите? Я нет.

Как там было на самом деле, и прозвучала ли на одном из заседаний конкурсной комиссии из уст одного из высших чинов ВВС сакраментальная фраза: - "Нэт-нэт, лучше - нэ надо. Сдэлайте так же" (на этот раз без грузинского акцента) вряд ли мы когда нибудь узнаем. Однако уверен, именно генеральское желание получить "такой же" определило в своё время требования ВВС к ПАК ДА, и то, что заказ на проектирование получило самое консервативное в отечественном авиастроении конструкторской бюро "Туполева" (в отличие от ОКБ "Сухого" готовое пойти навстречу ретроградским пожеланиям Заказчика).

Представляете какой же разразился невидимый миру скандал за закрытыми дверьми Главного штаба ВВС, когда в конце концов выяснилось, что по американской программе LRS-B будет создан сверхзвуковой самолёт!?

Выяснилось это относительно недавно, но в специализированной отечественной военной прессе эта информация уже обнародована. Приведу цитату из статьи майора А. Соколова "Состояние и перспективы развития военно-воздушных сил США" опубликованной в журнале
Министерства обороны России "Зарубежное военное обозрение" № 5 за 2015 год:

"Предусматривается также продолжить разработку перспективных машин, в первую очередь стратегического бомбардировщика (Long-Range Strike-Bomber - LRS-B). Несмотря на то что концепция его боевого применения пока не утверждена, основные требования к самолету уже определены. Ожидается, что LRS-B сможет задействоваться как с ядерным, так и с обычным оружием. Применение передовых способов снижения радиолокационной заметности и сверхзвуковая крейсерская скорость полета обеспечат самолету возможность успешного преодоления систем ПВО противника."

Я уже пытался как мог объяснить что для того чтобы выживать с приемлемой вероятностью в районах контролируемых истребительной авиацией противника перспективный дальний ударный самолёт должен будет "уметь" летать на сверхзвуковой крейсерской скорости в заметке "Почему я "пиарю" крейсерский сверхзвук для малозаметных ударных самолётов и БЛА".

То что дальний ударный самолёт нового поколения должен иметь способность летать на сверхзвуковой крейсерской скорости отлично понимали и американские военные. Просто в один прекрасный момент они как видно получили указание прекратить объяснять широкой общественности что одинокий NGB/LRS-B действуя без поддержки тактической авиации глубоко внутри зон A2AD (Anti-Access Area-Denial) при необходимости должен переходить на крейсерский сверхзвук для уклонения от возможных атак истребителей противника, и получили указание для введения в заблуждение всего остального мира начать нести чушь про дозвуковые NGB/LRS-B, что с успехом много лет и делали.

Увы, отечественные НИИ видимо не смогли в своё время объяснить высшим чинам отечественных ВВС в чем состоит концептуальная слабость дозвукового ПАК ДА, и достаточно долгий срок работы по этой программе двигались в совершенно неверном направлении, копирующем "работы" американцев по программам NGB/LRS-B.

А когда выяснилось что концепция у американцев на самом деле иная, все проектные наработки "Туполева" по дозвуковому летающему крылу пришлось выбросить в мусорную корзину и начать работы по программе ПАК ДА фактически с нуля. В результате чего к основным этапам ОКР по программе отечественные разработчики смогут приступить не ранее 2021 года, а принять на вооружение, теперь уже сверхзвуковой ПАК ДА, вряд ли удастся ранее второй половины 2020-х годов.

Можно поздравить американцев, высшие чины отечественных ВВС в своё время купились на их дезинформацию. Можно так же попытаться огорчить американцев. Похоже китайским НИИ удалось убедить китайских генералов что перспективный дальний ударный самолёт должен быть сверхзвуковым, и американская дезинформационная кампания не повлияла существенно на китайские НИОКР по этой тематике:




Спасибо за внимание.

ПАК ДА, ВКС РФ, Авиация

Previous post Next post
Up