Повезло мне получить в свое полное распоряжение внедорожник из разряда «крутых»: Toyota Land Cruiser Prado.
Машина 1998 года выпуска, пробег - реальнее не найти - 51000 км. Комплектация - полнее некуда - есть все: кондиционер, электроприводы всего и вся, кожаный салон, бортовой компьютер, ABS, две подушки. Двигатель - 3.4л V6 180 л.с., автоматическая КПП. Привод, как и положено настоящему внедорожнику, постоянный полный. В наличии блокировки центрального (межосевого) и заднего межколесного дифференциалов. До их использования дело пока не дошло. Да и негде, я по грязи не лажу, как и большинство владельцев больших комфортабельных внедорожников.
Я, привыкший к низким легковушкам, поначалу никак не мог привыкнуть к высокой посадке. Любимую позу уже не принять, приходится сидеть, как на стуле. Но с другой стороны, на грузовике так и надо ездить, иначе просто не видно, что происходит перед машиной. К примеру, перед кенгурятником запросто может уместиться «Ока» и ее не будет видно, пока не вытянешь шею. Да и эргономика салона мягко говоря сильно устарела: до кнопок, тумблеров и крутилок на панели приходится тянуться, отрывая спину от сиденья, да и попасть в них с первого раза еще надо умудриться, подогрев сидений слабый, пластмасса дешевая.
Фары светят почти поверх крыш, легковушки без тонировки просвечивает насквозь. Если включить полную иллюминацию (2 фары дальнего света на кенгурятнике и штатный дальний свет), то остальным, тем кто спереди и сзади фары можно выключать - в темноте все будет видно, как днем. Правда, штатные фары уже помутнели слегка. Пора бы их поменять. Думаю о ксеноне - так легче будет сгонять со своей полосы медленно едущих «круговых». Единственная проблема - когда на улице грязно, омыватель фар не справляется. Да и вообще, Land Cruiser - жуткий грязнуля. Боковины кузова и пятая дверь с висящей на ней запаской мгновенно покрываются грязью, стоит проехать по сырой дороге. Я все не мог поймать момент, чтобы вымыть его для съемки.
Для грузовика, динамика Land Cruiser достойна похвалы. Не спорткар, конечно, но под сытый рык шестерки все колеса сначала срываются в короткую пробуксовку, которая усугубляется скользким покрытием, затем машина уходит на взлет. Мой сын, сидя сзади в детском кресле, каждый раз испытывает бурный восторг, в Hyundai Elantra такого не наблюдалось. А я подсчитываю сумму денег, которая вылетает в выхлопную трубу: при дерганой езде расход 95-го бензина составляет около 25 литров на сотню, стрелка указателя уровня топлива двигается вниз прямо на глазах. Пришлось пыл слегка поумерить.
На машине установлен предпусковой подогреватель Webasto. Удобная штука: поставил время на таймере, Webasto отработал час, за это время машина согрелась. Можно подгадывать точно ко времени поездки. Но эта штуковина тоже не промах - съедает до 2-х литров за час работы. Была промозглая сухая погода в начале декабря, я ставил предпусковой подогрев на утро, обед и конец рабочего дня. Это тока усугубило суммарный расход топлива. На 150 км машина съела больше 40 литров недешевого 95-го бензина и не подавилась. Теперь подогревом пользуюсь только по утрам.
На большом ходу Land Cruiser мягкий и шелковистый, только шумный. Каждая неровность отзывается гулким грохотом сидений третьего ряда, висящих на ремнях в сложенном состоянии. На небольших скоростях машина явно козлит. Подвеска все-таки жестковата. В обычных легковых машинах комфортнее. Кренится Prado не больше иной легковушки, но в силу высокой посадки крены становятся пугающими. Скорость перед поворотами лучше сбавлять. В городских режимах движения Land Cruiser поражает маневренностью: для такого немаленького автомобиля она хороша, только руль пустоват и приходится его сильно выворачивать.
Но некоторые недостатки в эргономике и управлении легко компенсируются достоинствами передвижения в потоке на большой дорогой машине. Первое - уважение - ни одна собака не сунется поперек батьки в пекло. Выезжая с любой второстепенной дороги, стоит только высунуть нос с мощным кенгурятником - вся толпа тут же расступается. В поток пускают с соседних рядов не сопротивляясь - только поворотник включи. Высокая посадка позволяет более точно прогнозировать ситуацию на дороге. Ну и полный привод вкупе с бензиновой динамикой - со всех светофоров уходишь первым, не взирая на снег или лед.
После этого грузовика прокатился на своем Hyundai Elantra... Уже не впечатляет. Единственные позиции, по которым она лучше - это штатный климат-контроль (на Prado того времени его не было), и тормоза - они лучше прадовских на порядок. А, ну и музыка в Elantra получше. В Land Cruiser стоит штатный кассетник и 4 динамика внизу в дверях. CD-чейнджер передает музыку через FM-модулятор. Звук никакой вообще: либо ничего не слышно, либо давит на уши.
Если бы не бензиновый двигатель, я бы не отказался и дальше ездить на этом Land Cruiser. Но увы, при таком пробеге и частоте эксплуатации этой машины (51 000 км за 8 лет) дизель не выгоден - затрат на его обслуживание явно больше, чем на бензиновую машину. А бензиновая машина при моих пробегах - до 2000 км в месяц - просто разорительна. Пускай лучше и дальше стоит в гараже, выезжая лишь по выходным.
(с) АК-47, 2005 год