предыдущий пост День восьмой (17 августа 2015): Печенга - Луостари - Заполярный - Кольская Сверглубокая скважина СГ-3
Ну вот я наконец проснулся в землянке в последний раз, собрался, оставил на столике немного спиртного, колбасы и хлеба и покатил вперед. Я в то утро уже не заехал в Печенгу - просто попрощался с шоссе, идущего на запад, в Норвегию. Милая Печенга, ты захолустна и неказиста, но ты стала моим домом в трудную минуту, и люди твои - если честно - спасли мою жизнь. Надо быть благодарным.
В тот день не планировалось каких-то серьезных прогонов, до города Заполярный (единственного города в Печенгском районе), даже с учетом заезда в Луостари, было километров 30 с небольшим, а там еще километров 15 - до Кольской Сверхглубокой скважины, самой дальней (но еще отнюдь не последней!) точки этого моего путешествия. Правда, дорога там тяжелая - еще за время, что я зависал в Печенге, я несколько раз уже с тревогой поглядывал на серьезный подъем по трассе в сторону поселка с красивым названием Зеленый Городок, собственно, подниматься было нужно в горы от "точки ноль", то есть от уровня моря. Разумеется, все не так страшно - во-первых, качество асфальтового покрытия практически идеальное, и потом, можно ведь и пешком подниматься, проблема была скорее со спусками - колодки стерлись "под ноль", и, самое неприятное, стерся задний обод до ситуации почти что критической, если колодки протрутся "до железа" - обод будет сразу же убит. Надо было мне гарантированно добраться до Заполярного - там все можно будет купить.
Километров через 20 был поворот на Луостари и спуск в долину реки Нама-йоки, где находится Свято-Троицкий Трифонов монастырь. Собственно, финское слово "Luostari" и означает - "монастырь". История у него тяжелая - в конце 16 века финские наемники на службе шведского короля убили всех монахов (более 100 человек) и сожгли монастырь, который потом вроде как перенесли на новое место, а в конце 18 века вообще упразднили, потом опять восстанавливали, опять упраздняли, опять разоряли - и так без конца. В начале 90-х вроде снова восстановили, но он полностью сгорел в 2007, и вот теперь его опять восстанавливают, да только что-то людей я там не увидел. По двору бегала голодная собака и просила чего-нибудь покушать.
Вообще архитектура мне показалась какой-то приторно-лубочной, постройки все из толстенных бревен, каких вовсе быть не могло в тех местах в стародавние годы - лес, и то совсем чахлый, растет там только в речных долинах, а завезти бревна из более южных регионов во времена преподобного Трифона было невозможно, не было ни дорог, ни сплавных рек. Впрочем, говорят, что монастырь восстанавливается в том виде, в каком он был отстроен в начале ХХ века. Наверное, так оно и есть.
Из-за ограды монастыря виден военный городок на горке, и какие-то антенны на горе Нама-айви, которую огибает река Нама-йоки, за горой уже будет скоро и город Заполярный. Если кто-то поедет, знайте, что в Луостари служил, до своего поступления в отряд космонавтов, летчик Юрий Гагарин, там даже есть музей Гагарина. Жаль, времени у меня было мало.
Я пешком поднялся из долины обратно на трассу, проехал несколько километров, и вскоре за перевалом показались огромные - выше гор - шахтные отвалы и дымящие трубы горно-металлургического комбината "Печенганикель".
А за поворотом показался и сам город, на горке за речной долиной - как же он высоко! Я в тот день только понял, что такое счастье - это ездить по горизонтальной поверхности.
Город, кстати, совсем молодой - младше меня. В честь основания там в 1964 году на въезде поставили памятник освободителям Заполярья - морскую 100-мм пушку. Именно такие до сих пор ржавеют на береговой батарее возле Териберки, на северо-восточном побережье Колського полуострова -
фото 2013 года.
От нее открывается красивый вроде как вид на юг, но там расположен "отстойник" - хранилище жидких отходов комбината. За полвека он много раз наполнялся, дамбу подсыпали, и сейчас высота ее более сотни метров - сооружение, достойное конкуренции с египетскими пирамидами. Но, надо отметить, ни в какие реки отходы там никогда не сбрасывались - все скоплены здесь. Надеюсь, дамба эта не рухнет никогда.
В городе я почувствовал знакомый с детства запах сернистого ангидрида, однако - вовсе не фатальный. Все же технология на месте не стоит, и "выхлоп" нынче пропускают через самые современные фильтры. Растительность, конечно, попорчена, но, возможно, еще очень давно - тундра медленно восстанавливается.
Сам город приятный и чистый, много зелени на улицах, дети бегают и народ приветливый. Первым делом я узнал, где находится ближайший спортивный магазин - какие-то девочки на великах показали мне дорогу, поменял колодки, покатил на автостанцию и зашел к диспетчеру маршруточной фирмы "Круиз" (если что, их телефон 8-921-511-00-45) и забронировал место до Мурманска на завтра на 9-45, ехать там часа три по М-12. После автостанции решил, что не мешало бы хорошо пообедать - мне указали на кафешку с романтическим названием "Встреча". Цены там кусались, но я взял полный обед из трех блюд и сто грамм, довольно вкусно было приготовлено и стал не торопясь все это употреблять.
А там через столик от меня сидели двое мужчин, несколько выпивших, пошли они покурить, наверное, увидели мой груженый велосипед, покрутили головами и остановили взгляд на мне. Подошли, поздоровались, спросили - откуда. Я ответил - из Пскова, они спросили - а здесь ты зачем, я так и сказал, что вырос в Мончегорске и вот езжу каждый год на родину. Мужчины отошли, посовещались, потом заказали еще пару водок и какие-то закуски, опять подошли ко мне, один собрал все мои недоеденные тарелочки, другой взял меня за шиворот, и все это вместе со мной они переместили за свой столик.
Понятно, что вышел я из кафешки только часа через полтора, и несколько, так сказать, "дезориентированный", пришлось посидеть где-то в тени и попить томатного сока, чтобы придти в себя. Тогда же я позвонил моему другу
bokomarus, оказалось, что он достиг края обитаемого мира -
переправился на лодке через устье Варзуги и едет дальше. Мы тогда смешно очень - одновременно - произнесли в телефонные трубки - "А ведь мы с тобой сейчас на противоположных концах Кольского полуострова!" И в самом деле - между нами было по прямой линии почти 500 километров, Кольская земля велика!
Я же стал расспрашивать местных, как проехать на Кольскую Сверхглубокую. Собственно, там уже нечего и смотреть - научная программа была выполнена, скважина достигла глубины 12600 метров и на этом работы прекратились - нынешние технологии дошли до предела своих возможностей, оборудование утилизировано, а сама скважина законсервирована. Правда, гламурные туристы упрямо фотографируют какой-то люк, закрытый крышкой с дюжиной болтов и уверяют. что это она и есть, "вход в преисподнюю", прикладывают к ней ухо и демонстрируют прочий тому подобный бред. Понятно, что это просто какой-то технологический люк, сама скважина начинается в шахте под землей, туда теперь не попасть. Но побывать на этом месте, или хоть посмотреть на него, все же хотелось.
Мне сразу сказали - "надо вернуться на трассу, проехать несколько километров в сторону Норвегии, там будет развилка" ну и так далее, мне же очень не хотелось спускаться с горки в долину на трассу, а потом опять подниматься на 300 метров вверх, ведь раньше туда, "на скважину", ездили как-то через старые брошенные рудники. Но теперь, сказали, комбинат строго охраняется, и без пропуска не попасть, кроме того, там по дороге еще будет городская свалка, которую регулярно посещают медведи со всей округи в поисках съестного и одному там лучше не бродить, тем более дело к вечеру. Но я решил попробовать.
Дорога в нужную мне сторону действительно шла через транспортную проходную комбината, шлагбаум, и целая бригада охранников осматривают машины, и все почему-то с "палками для селфи". Оказалось, на палках у них зеркала - осматривать труднодоступные места. Я подошел к одному и задал, как Вицин Шурику в фильму "Операция Ы", "простой нейтральный вопрос" - "Как проехать на Кольскую Сверхглубокую?". Охранник ответил, что он не местный и ничего не знает (так и есть, охрана там набирается в других краях и работает вахтовым методом - чтобы исключить возможность "сговора"), но мне на комбинат ну никак нельзя. Я не стал спорить, и подошел к их командиру уже с конкретной просьбой - пропустить меня на комбинат, потому как я на велосипеде издалека, ну и тому подобное. Командир сказал - "Ты ошибку совершил. Не надо было вообще к нам подходить, надо было проскользнуть незаметно, пока мои ребята машины осматривали." Я сказал - так а в чем вопрос, вон еще машины подошли - они же опять будут осматривать - командир похвалил меня за сообразительность и сказал - "ну попробуй!" И так вот, под веселое улюлюканье охраны я на максимальной скорости проехал вахту и помчался дальше, остановившись передохнуть только там, где никого уже не было.
Оттуда, кстати, хорошо виден был город Заполярный, почти целиком.
А дальше начинались довольно мрачные техногенные ландшафты. За полвека там буквально - горы срыли. И еще насыпали новые. Карьеры уходят в глубину на сотни метров, голова кружится.
Вообще-то "Печенганикель" давно уже работает на привозной руде из Норильска, а старые рудники - это уже, скорее, памятник истории. По своему там, конечно, очень даже колоритно, можно кино снимать. Что-то вроде "Сталкер-2"
Я нашем брошенный карьерный бульдозер, который скорчился в предсмертной судороге и так и остался там, непогребенный.
Очень скоро дорога оказалось перекрытой двухметровой "дамбой" из пустой породы. Пришлось снимать с багажника рюкзак и перетаскивать по частям, а солнце уже клонилось к закату.
Пришлось мне там довольно долго плутать по рукотворным лабиринтам. Не самое это приятное место, честно скажу.
В какой-то момент я понял. что таскать вверх-вниз груженый велосипед нет никакого смысла, я просто оставил его в тундре, рискуя, конечно, и потерять. Впрочем, место было довольно приметное, у ручья, из которого я что-то так и не решился водички попить. Напрасно, наверное - подумаешь, битого камня вокруг навалено!
Уже около 9 вечера я наконец выбрался куда требовалось, сверился с картой и понял, что вот она, Кольская Сверхглубокая, по прямой - километра три-четыре через тундру, по не самой хорошей дороге. Пешком час туда, час обратно, потом найти велосипед, да еще до города, да еще ночлег искать - и решил я наконец остановиться на этом своем безумном пути. Вот они, руины самой глубокой скважины мира, в центре картинки. Снято - на зуме. Но я был совсем рядом!
Обратно добрался очень быстро - дорогу-то уже знал. Поблагодарил любезных охранников на вахте, доехал до мостика через Нама-йоки и спросил у кого-то, где тут можно переночевать. Мне сказали, что рядом с гаражным кооперативом есть ровная площадка, а под ней - родник, лучше брать воду из него, чем из реки. Там, между городом и комбинатом, я и заночевал. Рядом проходили грузовые поезда с рудой, в цехах что-то шипело и ухало, но было хорошо и спокойно - как в лесу!
следующий пост