предыдущий пост День десятый (19 августа 2015): Мончегорск - Апатиты
Собственно, из Мончегорска, который расположен несколько в стороне от Мурманской магистрали, ближе всего ехать на поезд в Оленегорск - всего-то 30 километров на север по "Ленинградке", как там называют трассу М-12 "Кола", но я, во первых, там уже ездил, а во-вторых, у меня было незаконченное дело в Кировске, потому я поехал в южную сторону, в Апатиты, там тоже недалеко - километров 70, и, немного не доезжая до города, есть хорошее место для ночлега на Экостровской Имандре, примеченное у меня еще в прошлую поездку. Проснувшись и позавтракав, собрался, поблагодарил брата и его семью за гостеприимство и поехал еще немного покататься по городу, пока не откроются (в должной степени) магазины, чтобы купить необходимые продукты и напитки, и несколько пополнить стратегический запас. Погода была солнечная, но даже в городе сильно ощущался южный ветер - встречный! Я поначалу не обратил на него внимания, и, выехав из города, покатил по знакомому с детства Никелевому шоссе.
Но за прошедшие 40 лет многое изменилось, и если раньше я мог проехать напрямую через комбинат к подножию горы Ниттис (справа на картинке, такая "конусообразная"), то теперь там проходная, охрана, забор какой-то - вроде и можно "задворками" проехать, но - не знаю как. Пришлось вернуться на пару километров назад, свернуть на Привокзальное шоссе, и очень скоро я уже стоял на "Ленинградке" возле такого вот памятного знака.
Хорошая дата - 1937, тогда рабочий поселок Монча был преобразован в город областного подчинения Мончегорск. Так что 1937 - это очень даже замечательный год, что бы там не говорили господа "либералы". Кстати сказать, скоро - в третье воскресенье сентября - в Мончегорске будет в очередной раз праздноваться День города.
Возле этой стеллы я наконец повернул на юг по "Ленинградке", и тут встречный ветер начал прибивать меня к земле, и так получилось, что даже маленькие подъемы стали "в седле" непреодолимыми. Я пошел вверх пешком, и, пока карабкался, совсем вроде как даже и невысоко, к подножию Ниттиса, напрочь выдохся, остановился на заправке "Роснефти" и попытался подкрепиться там "горячим шоколадом", из автомата - гадость несусветная. Пришлось раскупорить стратегический запас и замешать его с настоящим шоколадом, силы как-то начали восстанавливаться. Я, воспользовавшись передышкой, устроил небольшой техосмотр и с тревогой обнаружил, что задний обод дал небольшую трещину по сварному шву. А ехать еще более 60 км. В общем, решил я в этот день рекордов не ставить, не разгоняться на спусках, и в гору на пониженной передаче не "ломить" - до заката еще 9 часов, по любому это расстояние проеду.
За озером Имандра, которого здесь не было видно за лесотундровыми холмами, синелись Хибины - мне туда!
В целом мне надо было объехать Имандру, северную ее часть (так называемую "Большую Имандру") почти что по всему ее восточному берегу и даже частично объехать Хибины, потому каждый час они представали мне в новом ракурсе. Это большие горы, и в кадр полностью, увы, не помещаются - вот снял на зуме красивый цирк на склоне горы Юмечорр, кстати, еще и не самой высокой - метров 800 всего лишь.
Дорога, выйдя из Мончегорска, километров 5-6 поднималась вверх по седловине между Сопчуайвенч и Монче-тундрой, ветер продувал ее насквозь, пришлось несколько раз отдыхать и подкрепляться томатным соком, спрятавшись в кустах на склоне и бросив велосипед наверху. Но все когда-то кончается, и вот дорога побежала вниз, в долину реки Вите - четверть пути была пройдена, теперь можно было посидеть и попить чистой водички. На западе, на склоне не такой уж и высокой горы Ыллчорр в Чуна-тундре, белел снег - действительно холодное было лето, раз он так там и не растаял.
А дальше был тяжелый подъем из долины, что-то я уже и пожалел, что поехал в Апатиты, знал же ведь, что дорога по горам, и будет три значительных подъема - а это еще только второй, и не самый высокий. Сзади нависал хребет Хипикнюнчорр, а вот на той вершине, что слева, мы с
bokomarus побывали в сентябре 2013 года - а высоко, однако!
Теперь надо было просто наматывать километры. Дорога уходила все южнее и южнее, и скоро появился настоящий хвойный лес, который несколько приглушил ветер, а родная Монче-тундра уже стала приобретать синий небесный цвет, как и все далекие горы.
Потом была еще одна долина, реки Куркенйок, но она уже была лесная и заболоченная - ничего интересного, и вот - кульминация, последний подъем перед "отвороткой" с трассы на Апатиты. Какая-то дорога там оказалась совсем уж "горная"
Все - поворот! Оставалось километров 25, и в целом дорога пошла все-таки вниз, к озеру, а Хибины в очередной раз развернулись ко мне новой стороной.
Вот наконец и мост через пролив между "Большой" Имандрой и "Экостровской" Имандрой.
Имандра - настоящая жемчужина Кольского полуострова. Если у кого есть лодка - можно несколько дней передвигаться только по воде. В детстве я с отцом ловил там рыбу - у нас была старая, классической конструкции деревянная лодка со стационарным мотором "Л-2", теперь такой даже и в музее не найдешь. Где-то далеко, на северном берегу - Мончегорск. Но отсюда уже не видно.
Дорожка побежала по красивому заросшему леском берегу, и скоро я уже прибыл в место назначения, "курортную зону" километрах в 10 от центра Апатитов. Народу там было - немеряно, люди жарили шашлыки, загорали, пили водку, но почти никто и не купался. По крайней мере, в том месте, где я остановился, я же и был единственным купальщиком. Какая-то девушка любезно согласилась меня сфотографировать. Правда, солнце там сильно бликует, но те, кто меня знают, смогут "идентифицировать".
Время было не позднее - часов пять вечера, я еще пару раз искупался и долго болтал с местными о всякой всячине, меня они угощали виски и вкусным китайским чаем, а часов в 9 вечера все стали разъезжаться, я остался один, поставил палатку точно в том же месте, в каком отдыхал в прошлом году, вот снимок его уже был где-то в этой теме год назад, только теперь там еще палатка и велосипед.
Начиналась последняя ночь на Кольской земле. Последний закат...
Но завтра предстоял еще длинный-длинный день - поезд мой уходил только в 23-45, и многое надо было успеть.
следующий пост