предыдущий пост День Четвертый - осмотр городов Кировск и Апатиты
Маршрут не указываю - смотрите карты этих городов. Накаталось около 60 км
Проснулся я часов в 8 утра - раньше хозяйки, сам включил чайник, сделал бутеры из своего хлеба (хозяйский кончился) и хозяйской колбасы, на двоих. Градусник за окном показывал +11 - вполне прилично, облака, правда, бежали прямо по крышам, так оно и не удивительно - поселок Кукисвумчорр стоял на подножии одноименной горы, на высоте более 300 метров. Поначалу это и был поселок при шахте (точнее, подземном руднике), но потом стал самой северной, самой "высокой" окраиной Кировска. Правда, официальное название микрорайона - Кукисвумчорр - трудновато произнести, потому местные называют его "25-й километр".
Отблагодарив хозяйку, я часов в 10 вышел из подъезда, и вот какую картинку увидел я в самый первый момент -
Потом посмотрел вдоль улицы - красота!
Именно с Кукисвумчорра я еще дома планировал начать прогулку по Кировску, тогда несколько напрягала необходимость подъема на перевал между центром города и станцией Юкспоррйок, а тут - доставили на автобусе, да еще и бесплатно. Рядом с жилыми кварталами, в паре километров, находился Полярно-Альпийский ботанический институт, у подножия хребта Вудъявррчорр, высотой более километра, который, как стена, огораживает Кировск с западной стороны. От дома на окраине, где я ночевал, туда шла асфальтированная пешеходная дорожка с мостиками и скамеечками для отдыха.
К сожалению, экскурсии в ботанический институт начинались только в пол-второго, а я не мог столько ждать. Но я, с разрешения охранников, прогулялся по центральной аллее института до речки Вудъявррйок, за которой и начинались дендрарий и оранжереи. Жаль, конечно, но теперь буду знать, что в Кукисвомчорр надо приходить после обеда. В следующий раз!
А вот так со стороны института выглядит упомянутый микрорайон, вместе с шахтой у подножия горы Юкспорр, с которой и началась история поселка, ставшего частью города.
А это - долина реки Вудъявррйок, истоки которой где-то далеко, в заоблачных горных озерах в Хибинах. Пока я сидел на скамеечке возле института и с аппетитом употреблял литровую коробку кефира (на четвертый день почему очень хочется именно кефира, попить его - просто счастье!), ветер стал понемногу разгонять облака, я надеялся, что погода наладится, и фотографии такого красивого города, как Кировск, не получатся "слишком суровыми".
Ну а мне пора было двигаться в южную сторону, сначала - в поселок (теперь тоже часть города) Юкспоррйок при одноименной железнодорожной станции. Дорога, что лежала впереди, была потрясающе прекрасной!
Подкрепившись кефиром и не теряя надежду на хорошую погоду - четвертый день все-таки! - я двинулся в южном направлении, по той самой дороге, что на предыдущей фотографии вьется между склонами. Постепенно приближалась горная железнодорожная станция Юкспоррйок, или, попроще, "22-й километр".
Станция действует, обслуживая апатитовые рудники, которыми пронизаны местные горы. У меня был план проехать на самый знаменитый из них, карьер на плато Расвумчорр, где на высоте 1200 метров за полвека вырыли котлован глубиной 650 метров, и роют еще, но - увы - как мне сказали местные, проехать туда теперь можно только по специальному разрешению, которое очень несложно получить в администрации предприятия, однако делается это не в один день. Жаль!
Пришлось ограничиться прогулкой по станции Юкспоррйок. Не обращайте внимания, что колея перед вами ржавая - просто я снимал с тупиковой ветки, а так это настоящая большая грузовая станция, возле реки с тем же названием. Река, правда, протекает через рудники и по этой причине вид имеет неприглядный, потому я не стал ее фотографировать.
Никакого жилого поселка нынче возле станции нет, только промзона да какие-то развалины, да еще Хибинская учебно-научная база МГУ, в красивом месте!
Вот поезда на станции -
Так постепенно я поднялся на перевал, ведущий к городу и посмотрел назад. Видите крошечные белые точки почти в самом центре картинки, у подножия Кукисвумчорра (гора, что левее и поменьше) - это микрорайон, где я ночевал.
А когда я взглянул наконец вперед, то вдруг показалось, что я стою на Масличной Горе в Иерусалиме, и передо мной - прекрасный старинный город. Странным образом Кировск с этой точки напомнил мне ощущения того дня, когда я первый раз увидел Иерусалим, даже вроде как и теплее стало!
Потом еще какое-то время я просто покатался по городу - куда глаза глядят, везде было хорошо. Фотографий сделал с полсотни, но там все примерно как на этой -
Проезжая мимо башни с часами, увидел, что время приближается к четырем, пора было осмотреть последние объекты - вокзал и аэропорт - и ехать в следующий город, Апатиты.
Вокзал в Кировске закрыт за ненадобностью - все пользуются станцией Апатиты, на Мурманской трассе, а в Кировск (все-то чуть больше 20 км) ездят на автобусах. Зачем был построен такой великолепный вокзал в стиле "сталинской классики", больше похожий на дворец - не вполне понятно. Может быть, это как-то связано с той разобранной железной дорогой, по которой я пробирался из Ревды? Что-то читал о планах построить на Кольском еще один незамерзающий порт, в дополнение к Мурманску, который находился слишком близко к западной границе, и для этого и была построена первая очередь железной дороги на северо-восток. Если бы ее запустили наконец - то Кировск стал бы важнейшей узловой станцией, а не тупиком в 20 км от Апатитов.
А так великолепный вокзал, возведенный, опять же, "рабами" в 1939, разграблен "свободными людьми" в конце 90-х. В зале ожидания висели подлинники Айвазовского, на площади стоял бронзовый памятник Кирову, которого до сих пор почитают жители Кольского полуострова, как отца-основателя, и это - без иронии, потому что так оно и есть.
Я понимаю, такой вокзал со всей дорогостоящей инфраструктурой не нужен на станции, куда и в лучшие-то времена приходило лишь две электрички - планы поменялись (или были "скорректированы"), но это была городская достопримечательность, и если уж нельзя было сделать там музей - надо было просто снести, разбить на этом месте сквер и поставить памятный знак. А теперь всякие кретины будут писать на стенах, с которых содрали гранитную облицовку, всякую быдляцкую мерзость, типа "здесь был вася", или, например "велопсков", что я наблюдал уже кое-где, на полтысячи километров южнее.
Я, вообще-то, никогда не фотографирую развалины, но здесь случай особый. Мне также предстояло, по дороге в Апатиты, посетить еще один заброшенный транспортный объект - бывший Кировский аэропорт. Но там - совсем другое дело. Аэропорт, во-первых, отнюдь не был историческим памятником - стандартная бетонная коробка 70-х, а во-вторых, теперь построен новый аэропорт, называется "Хибины", куда могут прилетать самые современные самолеты. Старый же мне дорог тем, что в детстве я много раз и улетал, и прилетал на него, был даже прямой рейс на Псков, и очень хорошо помню, как с крыльца любовался Кировском, возвращаясь с каникул. Только вот вышки на переднем плане, по моему, тогда не было.
Оставалось 12 км до города Апатиты, и я, подумав, решил, что после фееричного Кировска мне там будет неинтересно, поэтому просто объехал город по северной окраине, по промзоне у подножия южных склонов Хибин.
Дальше я заехал на вокзал, купил недорогой билет на проходящий поезд до Кандалакши (всего 98 по железке, но 130 - по шоссейке, слишком большой объезд, и я не вписывался в сроки), поезд мой шел в 4 ночи, и решил отдохнуть этим вечером на озере Имандра, искупаться, поужинать, выпить коньяка - погода была солнечной, и я поехал километров 12 на север, туда, где расположен Апатитский филиал Полярно-альпийского ботанического института, где уж точно была чистая вода, и народу немного, потому что за городом.
Что странно, Имандра, особенно в этих местах (тут оно называется Экостровская Имандра) - озеро довольно мелкое, около 10 метров, в отличие, например, от Умб-озера (150 метров), но вода оказалась почему-то холоднее. Впрочем, это не мешало купаться, мешали скорее острые камни, которыми было покрыто дно. Но зато на берегу было сухо и рос чистенький лиственный лесок.
Здесь я разложил кухонные принадлежности, расстелил пенку, и, после купания, пару часов валялся и ужинал, до 11 вечера, пока солнце не стало заходить, и не захолодало, потом не торопясь собрался и прогулочным темпом поехал на вокзал. Завтра с утра предстояла тяжелая работа.
следующий пост