предыдущий пост Достижение Цели
Утром встал я около восьми, свежий и бодрый. И одежда подсохла "на себе" за ночь, проведенную в машине. Поленившись варить кашу, просто разогрел на костре последнюю банку консервов и съел ее ложкой - целиком, сдобрив ржаными хлебцами. Пора было отправляться в последний путь. Постепенно проснулись рыбаки, весело обсудили со мной загадочные подробности вчерашнего вечера и единодушно решили, что Бог меня спас, вернув из тундры - что бы я стал делать там ночью под дождем?
Я поинтересовался - во сколько они собираются домой. Было сказано, что часа в три-четыре. Я, в принципе, успевал к тому времени вернуться, и попросил разрешения поставить к ним свой рюкзак - слишком тяжелая дорога, чтобы таскать его туда-сюда. Ну а если я не вернусь до их отъезда - попросил оставить рюкзак у приметного камня.
Сергей порекомендовал мне взять с собой нож - на случай медведей. Конечно, он намного лучше меня понимал всю практическую бесполезность такого оружия. Тут вопрос, скорее уж, психологический. Хотя, как писали в газетах, этой весной пастух-саами из Ловозера не просто отбился от медведя, но и отбил у того украденного олененка - с одним лишь ножом! Это при том, что саами, в массе своей - люди не самого мощного телосложения.
Потом Сергей перетащил мой велик через "мост", хоть я и сказал, что ноги мои уже вроде как нормально сгибаются. Ничего - сказал он - обратно точно сам потащишь!
Собственно, когда нет дождя, то ехать на велосипеде по тундре "грунтовой дорогой пятой категории (согласно СНиП Н-Д.5-72)" не представляется чем-то экстремальным. Но, если уж по чесноку, на фотках у меня как-то не оказалось плохих участков, хотя они встречались - просто на них было не до "фото-стопов".
Я опять повторил, как в третий день - Господи, благослови строителей дорог! Только все же хотелось бы, чтобы траектории прокладывались как-то более гуманно, с учетом того, что ездить там будут не только на ГТС-ках и БАТ-ах. Хотя, если призадуматься, то можно понять, что в то время, когда дорогу эту строили, никакого другого транспорта использовать на ней планировали. А БАТ такие подъемы проедет и не заметив!
Я засек среднюю скорость - что-то почти 8 км в час. Значит - три часа туда, три часа обратно, час там. Не успеваю до трех! Хотя - если поднажать...
Впрочем, не возвращаться же( Да и что сделается у дороги с рюкзаком, кому он нужен - там нет ничего ценного. Главное - паспорт с собой. Я положил его в кармашек сумки для фотоаппарата - самое сухое место в случае дождя. А тут и дождь начался! И трети пути не проехал...
Дождь в тундре - это не страшно, после нескольких дней адаптации, но только пока нет ветра. Дождь там идет каждый день, падая на камни, поэтому тундра - это прежде всего камень и вода. Два вечных начала мироздания.
Только там понимаешь весь глубинный смысл латинской пословицы viа est vita. Мы, современные горожане, страдающие от гиподинамии, склонны понимать ее слишком уж метафорически - типа "движение есть жизнь". На самом же деле - "дорога есть жизнь". Абсолютно буквально! Не будет дороги (и мостов, как на этой вот картинке) - не будет жизни!
И сожженный неизвестными ублюдками мост почти уничтожил дорогу. И - жизнь! По крайней мере, перекрыл движение на период дождей. А как же зимой? Впрочем, там ничто и не поедет зимой. И вообще - дороги этой нет! Хорошо хоть остальные мосты пока стоят. Но все они очень ветхие. И если на
"немецкой дороге" из Печенги на Восток все речки легко проходятся вброд, почти не замочив ног, то здесь без мостов - замучаешься.
Доехать до места назначения здесь суждено не каждому. Разбитые и (или) брошенные автомобили - очень типичное, хоть и сомнительное "украшение" тундровых ландшафтов.
Дорога стала резко опускаться вниз, и очень скоро я уже подъезжал (точнее, подходил - ехать на спусках не всегда получалось из-за рискованной крутизны) к оконечности длинного, километров на шесть-семь врезающегося в материк фьорда - Ярнышной Губы, в которую впадала какая-то текущая с горок безымянная речка. Даже дождь закончился, и над Баренцевом Морем синело чистое небо.
Еще совсем немного усилий, и я увидел и открытое море, и - место назначения! Видите какие-то знания на сопке над морем? Но ехать еще далеко, километров 6-7 - в объезд среди непроходимых скал.
Ну вот, а теперь последний подъем - и уже видно Море!
На сопке, среди руин, стоит нечто, что я издалека принял (по недомыслию...) за ветряную мельницу. На самом деле это какая-то старая сторожевая вышка, рядом с полуразрушенным зданием. Что же там раньше было?
Напротив этой конструкции я оставил у дороги велосипед (тут не сопрут!), чтобы не таскать его вверх-вниз, и начал спускаться к поселку Дальние Зеленцы.
Поселок, к счастью, оказался живой. Не столь "кипящий жизнью", как в приснопамятные времена "кровавого режЫма", но - живой! Там даже имелось совершенно новое строение - цех по первичной переработке рыбы. Немного дисгармонично он там смотрится, но Север - уже сам по себе немного "постмодерн", так всегда было и так всегда будет.
Из зданий классических я отметил административный корпус Мурманского Морского Биологического Института, ныне пустующий (учреждение это при "демократии" передислоцировали в Мурманск...). Впрочем, административный корпус пока "на балансе", и его берегут. Построен он в характерном для 40-х-50 годов "норвежском" стиле, с высокими многоскатными кровлями. На моей родной улице Нюдовской в Мончегорске стоял целый квартал подобных двухэтажных многоквартирных деревянных домов, сейчас, увы, уже снесенных. Своеобразие кровли объясняется тем, что проектировщикам было дано задание разработать такие дома, на крышах которых не скапливался бы снег. Но и снегу оказалось не так много, как предполагали, и строительные материалы постепенно совершенствовались - так что подобные "норвежские" дома на Кольском перестали строить уже в 60-е годы.
Еще из "новинок" последнего времени - база дайвинга на восточной берегу Зеленецкой губы. Вот где-то там, все домики - под новенькими красными кровлями. Элитное это развлечение, "арктический дайвинг" - только лишь койка в двухместном номере стоит 6000 рублей в сутки... А почем там аренда снаряжения и услуги инструктора - не узнавал, за неактуальностью.
Официлаьное сообщение - только по морю. Смотрите
расписание курсирования пасажирского теплохода ледового класса "Клавдия Еланская".
Но желающих могут доставить на джипе по той самой "дороге", по которой ехал я - за 1500 рублей. А что - вполне социально!
Господа "блогеры" и прочие "дайверы", посещая Дальние Зеленцы, премного преуспели в фотографировании развалин и упадка. Не стану повторять их "изысканные" ракурсы. Вот эта четырехэтажка - вполне жилая. Это первоначально было общежитие для сотрудников ММБИ (Мурманского Морского Биологического Института), а сейчас там может снять квартиру любой желающий. Про цены даже и спрашивать не стал.
А это - морской причал. Действующий. Пока я прогуливался, к нему подходили какие-то катера, и еще стоял там довольно большой кораблик, наверное - рыболовецкий.
Да и просто какие-то люди - живут! Не все домики пустые. Это радует.
Причем центральная улица вся выведена "по линеечке", а слева-справа от нее разномастные домики расположены в каком-то первобытном хаосе, прекрасно гармонирующем с тундровым ландшафтом.
Время между тем перевалили за полдень, уже и поесть захотелось, а клянчить хлеб у местных жителей, обитающих тут без магазина, я постеснялся, и решил наконец двинуться обратно. Тем более что с северо-запада приближались грозные дождевые тучи, а ехать мне еще довольно далеко. По весьма своеобразной "дороге". Я поднялся наверх к оставленному велосипеду и последний ("крайний") раз взглянул на море.
Смешанные у меня были чувства в тот момент. С одной стороны, путешествие этого года получилось тяжелое и какое-то совсем уж "трешевое". Но, с другой стороны - я же ведь сделал это!!! Я прошел весь запланированный маршрут, я не струсил, я не скурвился и я не повернул обратно, несмотря ни на что.
Теперь предстояло проделать еще одно, тоже очень непростое дело - вернуться...
следующий пост