предыдущий пост Ну вот, собственно, и вернулся.... В очередной раз. Живой.
Надо, наверное, продолжить эту тему, тем более что одновременно, но уже по своему, совершенно головокружительному
маршруту с чудесными приключениями, ехал коллега
bokomarus, с которым мы и встретились на обратном пути в поезде в Кандалакше. Надеюсь, он тоже напишет - поделится со всеми своими незабываемыми впечатлениями.
И немного о самом главном, что узнал нового.
Известно, саамы считают, что тундра - живая, и сами камни тоже живые. И они правы! Я это видел
Hачну с "нулевого" дня - отъезда в Мурманск. Прицепной вагон из Пскова отходит в 17-35 с московским поездом, потом его несколько раз перецепляют к другим поездам, и через 38 часов он прибывает на место назначения.
С утра еще раз перебрал рюкзак, выкинув все лишнее - хлеб и другое "скоропортящееся" лучше купить в Мурманске, поставил новые тормозные колодки и, по легкомыслию, не взял две пары запасных, а ведь были! С собой положил три банки тушенки, 10 порций каши, килограмм макарон, чего-то еще - планировалось 4 дня "автономки" на первом этапе поездки. На вокзале меня провожал мой друг, десантник, всю жизнь отслуживший в нашей дивизии военфельдшером, и принес мне ракетницу с патронами - медведей пугать, и еще "подушку безопасности" - нечто мягкое, завернутое в упаковочный материал и действительно - вполне себе подушку! - с указанием вскрыть только в самой критической ситуации. Я потом спал на ней, а внутри что-то аппетитно булькало. Дальше - поезд, два часа стоянки в Великом Новгороде и традиционное уже на этом пути посещение кафе "Жар-Птица", рекомендую всем!
День первый (10 августа 2015): Мурманск - Титовка.
Поезд пришел в Мурманск в 7-30 утра, 10 августа, в понедельник. Шел изрядный дождь, но на вокзальном мониторе +11, вполне приемлемо для утра, можно так вот в шортах выходить и ехать. Правда, чтобы "ехать", там надо сначала выбраться с перрона, который находится весьма низко относительно города, на восточном берегу Кольского залива. Два года назад я и
bokomarus поднимались от перрона по какой-то тропинке, обходя вокзал с южной стороны - через сам вокзал там надо по высоким лестницам - но в этот раз тропинка была заросшая травой по горло и совсем мокрая от дождя. Она там довольно круто поднимается вверх возле одного из пешеходных переходов, мне было никак не затащить груженый велосипед, я поднапрягся, поскользнулся и кубарем полетел с высокого склона, пытаясь поймать велосипед (чтоб тот упал на мягкое тело и не сломался...), с воплями покатился вниз и застрял, прижатый велосипедом к какому-то деревцу. К счастью, прохожие, спешившие на работу, заметили мою беду, спустились, вытащили велосипед, потом меня, довели до остановки, посадили под навес, вставили мне в зубы сигарету и поспешили дальше.
"Хорошенькое начало" - подумал я, отхлебнул из стратегических запасов, отдышался и пошел искать заведение, где бы позавтракать. Если что - там возле вокзала приличная пельменная, открыта с восьми утра. Потом предстояло еще найти контору Погрануправления ФСБ по Западному Арктическому району, а это оказалось где-то совсем высоко (Мурманск раскинулся на сопках вдоль залива), ехать туда надо было далеко в обход, в общем, прицепил велик к какой- то ограде, а сам пешком, по лестницам, поспешил по известному адресу. Там за полминуты получил свой пропуск в Лиинахамари ("цель посещения - велотуризм", все по чесноку!). А от проходной конторы открывался вот такой вид на Мурманск
Собственно, в первый день никаких приключений не планировалось, а надо было просто проехать сотню с небольшим по международной трассе М-18 "Кола" в сторону Киркенеса (Норвегия) до погранзаставы в Старой Титовке, где предстояло свернуть на грунтовку и отправиться на первый пункт похода - полуострова Средний и Рыбачий. Ну а сначала надо было объехать Кольский залив, раньше для этого требовалось сделать крюк километров 15, до поселка Мурмаши, но в 2006 открыли так называемый Кольский мост, длиной около 2 километров, и "транспортная проблема" была решена. Правда, траффик в Мурманске довольно напряженный, но, если ехать не через "город", а по промзоне вдоль Кольского залива, то вполне терпимо Я как-то не сделал фото моста - в интернете полно - а просто с удовольствием по нему проехался на велосипеде. Правда, уже на западном берегу я вспомнил, что так и не зашел в магазин, но там впереди виднелся поселок Дровяное, состоящий из полудюжины "сталинских" пятиэтажек и котельной. В одной из пятиэтажек был магазин, где я запасся всем необходимым, плюс бутылочкой пива - посидеть на дорожку. Тем с сопки открывался совершенно классический вид на старый центр Мурманска.
Сам поселок Дровяное совершенно запущен, но какие-то люди там живут. Чем они занимаются - непонятно. Но, впрочем, это не главное - просто дальше по трассе не будет ни жилья, ни магазинов, даже и в Старой Титовке будет только погранзастава, кафе и "мотель". Так я прощался с "цивилизацией" на целый день.
Дорога была довольно тяжелая по рельефу, но - отнюдь не нудная, с красивыми видами с сопок, дальше к Северу лес становился все более и более редким и постепенно переходил в лесотундру. Доехав часам к двум до реки Ура, я увидел там прекрасный песчаный пляж и решил сварить обед и заодно искупаться, тем более что и дождь вроде как закончился.
Дальше поехалось веселее, хоть горки стали и круче. Главное - "точка невозврата" пройдена! Скоро я уже подъезжал то ли к заброшенной, то ли к недостроенной железной дороге (если есть тут историки - пусть прояснят вопрос) от станции Нял к побережью Баренцева моря. Над шоссе как раз проходил железнодорожный виадук.
Я забрался на насыпь - ни рельсов ни шпал, но гравийный балласт как новенький, и сигнализация даже еще сохранилась
Дальше, по карте я знал, оставалось совсем немного до Чертова Перевала и долины реки Западная Лица, месту очень известному. Вот появилась Западная Лица.
Чуть дальше будет место, известное под названием Долина Смерти, именно там наши остановили в 1941 году наступление немцев на Мурманск, и бои там продолжались до 1944 года. Говорят, до 60-х годов долина была усеяна человеческими костями, и наших, и немцев, и финнов - за три года боев тела убитых не убирали практически ни разу. Уже в наше время название официально поменяли на более соответствующее исторической правде - Долина Славы, ведь только там немцы практически не смогли продвинуться вглубь советской территории более чем на пару километров.
Там на одной из сопок реконструированы наши позиции. Собственно, "новодельные" там только деревянные части, все прочее - подлинное.
Сейчас долина покрыта красивой зеленой травой, даже ходить по ней не хочется. Да и не нужно, наверное.
Я там пробыл довольно долго, поел пирожков и попил водички из горных ручьев - ее вовсе не нужно кипятить - и помаленьку стал подниматься из долины в сторону Старой Титовки. Намотана была уже сотня, день клонился к вечеру и холодало, и я решил - да ну его, не поеду сегодня в Титовку, может, там и ночевать на улице пограничники не разрешат - а завтра, спокойненько, с утра доеду, пообедаю в кафе и двинусь дальше. Я нашел какую-то речку, поставил палатку в леске, приготовил макароны "по-флотски", сразу две порции - и на ужин, и на завтрак, и улегся спать. Тут случился небольшой курьез - сначала долго не мог понять - откуда же я слышу шум поездов? Потом догадался - это же на самом деле водопады, которых вокруг великое множество.
Спалось, как всегда в первую ночевку, неспокойно, а тут еще традиционные для жителей Кольского разговоры "о медведях" (как у англичан "о погоде") как-то напрягали, ну а часа в два ночи у палатки в кустах послышался изрядный шум. Я вышел, прислушался - судя по низкой интенсивности шума, это никак не мог быть медведь, очевидно - лиса или росомаха решили похитить мой завтрак. Я пальнул из ракетницы по кустам, кинул пахнущую порохом гильзу на тропинку, повесил котелок с макаронами на ветку повыше над землей и отправился спать, предварительно полюбовавшись ночной дорогой и туманом в долине Западной Лицы.
следующий пост