Геленджик (URKG). Эволюция.

Apr 25, 2014 16:49

Отлично помню этот маленький, провинциальный аэропорт в тогда ещё малоизвестном на весь союз курортном городке Геленджик. В моём детстве был такой незабываемый момент. Когда-то, ещё во времена СССР, младшеклассникам школ Новороссийска какие-то большие дяди от советской тогда ещё власти сделали подарок - катали детишек из школ города на настоящем пассажирском самолёте. Просто так. Забесплатно. По маршруту Новороссийск-Геленджик, на Ан-24. Как сейчас помню, врезалось в память на всю жизнь - мы, октябрята, в шортиках и пилотках (парадная форма одежды) приезжали в аэропорт (тогда ещё в Новороссийске тоже был маленький аэропорт), рассаживались в самолёте и самолёт брал курс в аэропорт Геленджика. Полёт проходил над Цемесской бухтой, красота неописуемая! Восторга были полны эти самые парадные шортики. Потом посадка в Геленджике, нас выпускали из самолёта подышать воздухом и в обратный путь - в Новороссийск. Уж не знаю чья это была идея из городских властей - но спасибо им огромное за такой праздник. Детство - время чудес и приключений:)

Таким я его и запомнил. На открытом плато, с которого хорошо видно бухту, море и горы. Мне он казался тогда таким огромным, с жёлтыми заправщиками, трапами и дядями в фуражках, что-то проверяющими в самолётах. Надо сказать, что МВЛ в СССР был совсем не тот, что сейчас. Родители рассказывали мне, что была такая авиалиния, называлась "Черноморское такси", самолёт (тогда это был Л-410) за день последовательно облетал все маленькие и немаленькие прибрежные аэропорты, от Анапы до Батуми и обратно. Билет что-то стоил, конечно, но к примеру командировочным было очень удобно - моя мама часто летала в Батуми этим рейсом. Потом была перестройка, развал союза, и накрылось медным тазом многое, что было хорошего в СССР - в том числе и пассажирские перевозки на местных воздушных линиях. Аэропорты закрывались, флот МВЛ продавался, краснодарские Ан-ы и Л-ки частью были порезаны, а второй частью - проданы в африканские страны.
Шли годы, аэропорт как-то жил, особенно в летний период. Радовался жизни и расцветал во время проведения Гидроавиасалонов, ставших очень популярными наряду с МАКС-ом. Ещё бы - столько всякой техники слеталось в маленький провинциальный аэропорт - тут были и Ил-114, и Ан-72, и боевые "Сушки" горделиво стояли на перроне и старички Як-40 во всевозможных VIP-исполнениях нежились в лучах тёплого солнца на травке боковых полос безопасности, и всякая, шныряющая туда-суда мелочь, типа Ил-103 и Су-26.




Время шло, город становился всё более популярным курортом, строились частные гостиницы, аквапарки и рестораны. В те годы городом руководил Озеров С.П. и именно при нём встал вопрос о реконструкции аэропорта города-курорта. Было предложено несколько вариантов, основной из которых представлен на рисунке ниже (спасибо моему приятелю, некогда имевшему отношение к Администрации Геленджика):




Проект реконструкции предусматривал удлиннение взлётно-посадочной полосы за счёт выноса её части на искусственную насыпь в море, расширения перрона и установки нового радиотехнического оборудования. Общая длинна ВПП в этом случае составила бы 1950 метров, что являлось бы вполне достаточным для обеспечения полётов многих типов современных самолётов исходя из требуемого пассажиропотока современного курорта Геленджик.
Для сравнения, тот же Инсбрук имеет ВПП длинной 2060 метров, Тонконтин - 2136 метров (причём ещё не так давно имел 1927 метров твёрдого покрытия) а всеми любимая Принцесса Джулианна - всего 2364 метра, и на неё "умащиваются" и B747, и A340. Для гораздо более скромных потребностей Геленджика по пассажиропотоку такой длинны, скорее всего, хватило бы. Но проект, почему-то, не получил должного развития развития, не смотря на энергичность Озерова - набережную при нём всё таки привели в приличный вид.
Прошло время, тогдашний президент РФ (он же, по необъяснимому стечению обстоятельств - и нынешний) решил построить очередную госрезиденцию в красивом месте недалеко от Геленджика, рядышком решила построить летнюю дачу для отдыха высочайших лиц и РПЦ, и вопрос поднялся вновь - первые лица государства без самолётов никуда, а посадить Ил-96-300ПУ на полосу старого геленджикского аэропорта не смог бы, пожалуй, даже Чкалов.
Появился новый проект реконструкции, более известный всем, теперь уже и по спутниковым фото, который предполагал более масштабные изменения в ландшафте и инфраструктуре Тонкого мыса - ВПП длинной 3100 метров, в стороне от существующей, с отселениями и сносами, вырубкой виноградников и отсыпкой большого количества грунта.



(взято с сайта Вячеслава Крыленко (http://www.krylenko.com), к сожалению - авторство мне неизвестно, скорее всего - Трансстрой)

В дальнейшем было решено сократить площадь перрона, изменить схему размещения радионавигационного оборудования, КДП, стояночных мест и маршруты руления. В конечном счёте схема была вывешена для всеобщего обозрения на рекламном щите вдоль новой дороги у административного здания строительной площадки:



Фото - Корпорация "Трансстрой"

И работа закипела. В течение нескольких лет я отслеживал этапы реконструкции аэропорта Геленджик, старался выбирать одни и те же точки съемки (до тех пор, пока это было возможно) для более наглядного отображения "было-стало".

08.09.2006: разметка ландшафта, начало выработки грунта:



Совсем скоро на это месте будет новая ВПП.

01.05.2007: уже угадываются контуры будущей полосы.



Дерево - немой свидетель времени. Недолго ему тут стоять осталось.




Автодорога через новую ВПП всё ещё существует. Где-то там, вдалеке - будущий торец полосы:




11.09.2007: бетонные работы практически завершены




Все 3100 метров. Дорога через полосу ещё есть.




09.12.2007:




уже нет автодороги через ВПП




На перроне перезаливают/дозаливают бетонное покрытие




02.01.2008: менее чем за месяц нанесли разметку ВПП



Странно как-то - обычно недействующие полосы помечают жёлтыми крестами, а тут этого нет...



Непривычное ощущение от огромного пустого перрона.



Какими такими полётами? УВД нет, радиотехнических средств нет, огней нет - что облётывать?:)
Защитного ограждения периметра, кстати, тоже ещё нет, так что народ продолжал переходить ВПП, как и прежде.

Местные гонщики всех мастей были в восторге - погонять по идеально ровной полосе такой длинны можно было свободно долгое время.




И как-то всё неспешно потом пошло - с высоких трибун  в своё время заявлялось, что аэропорт откроется после реконструкции чуть ли не к сезону 2008 года. Но ничего такого не случилось и работа пошла не шатко, не валко.

24.01.2009: За год неспешно построили КДП совмещённый с аварийно-спасательной станцией...




...и установили ОПРС.




16.05.2009: Еще через пол года в аэропорту появилась курсо-глиссаддная система




обзорный радиолокатор + автоматический радиопеленгатор



(проход через ВПП всё ещё открыт, а траектория белых следов на ВПП изрядно удивляет - индейцы?)

приступили к строительству всенаправленного радиомаяка VOR/DME




а КДП обзавёлся таким важным в жизни каждого настоящего диспетчера элементом, как спутниковая антенна:)




и вновь стало понятно, что и к сезону 2009 года аэропорт открыть не успеют

потом зимой был технический рейс Як-42 Кубанских Авиалиний, большой репортаж об этом показывали по местным каналам и реальная возможность открытия аэропорта наприём/выпуск воздушных судов к лету 2010 появилась.

Первый регулярный рейс совершил Аэрофлот на A-320 VP-BWE "Н.Римский-Корсаков" 26 мая 2010 года.




Надо сказать, что реально аэропорт уже начал принимать воздушные суда. На перроне регулярно стали появляться чьи-то бизнес-джеты.







А что же дальше?
Похоже - ничего.
Вот по этой ссылке находится отличнейшая подборка фотографий, КАК должен был выглядеть аэропорт Геленджика в конечном виде:
http://www.evromaket.ru/gelenjik.php
Прекрасный макет, мне очень понравился.
Обратите внимание на необычно полукруглой формы пассажирский терминал, который, судя по всему, уже никогда не будет построен.
А виной всему вот это маленькое пятнышко воды у перрона на спутниковых фото.




Это - грунтовые воды. Когда вырыли котлован под здание аэровокзала, буквально за ночь он наполнился до краёв водой из многочисленных ручьёв, протекающих по склонам той горки, в которую упирается торец ВПП. Решили оставить терминал на самый-самый "потом", котлован засыпали, но озерца воды на его месте время от времени появляются, особенно после сильных осадков. Просчёт геологов, к сожалению. Потом появился проект легкого здания из стали и стекла, без глубокого фундамента, но и от заглох на стадии проектирования.

Что будет дальше, какие ещё эволюционные процессы переживёт аэропорт города Геленджик - покажет время. Я, со своей стороны, буду регулярно следить за всеми изменениями, происходящими в аэропорту и около него и публиковать интересную информацию в этом журнале.
Previous post Next post
Up