(no subject)

Jun 24, 2018 02:24

Около полуночи в небе начало что-то грохотать. Минут через 15 я сообразила, что Алые паруса же. И это фейерверк грохочет. Пока все спят, пошла налила чаю и включила прямую трансляцию. Застала самый конец и после неё начало фильма 61 года. А там парусник. Час ночи. Конечно, надо немедленно загуглить! Нагуглила, что это баркентина Альфа, построенная в 1948 году и бывшая в пятидесятых годах учебным судном ростовского Института водного транспорта им. Г.Я. Седова.

Вот отрывок из книги Игоря Ситникова "Ростовский порт - история в лицах":


У каждого из нас по-своему случается знакомство с парусами. Это бывает в разное время жизни. Для одних людей такая первая, часто неожиданная встреча, не имеет значения и незаметно проходит стороной. Другим она запоминается надолго. Но, только редкого человека, выбрав его из многих и обняв крепко за плечи, паруса, посчитав своим, ведут по жизни до самого назначенного судьбой края.
Что бы любить паруса, подставлять лицо ветру, рискуя взлетать, падать и подниматься, не обязательно становиться моряком. Просто нужно, даже в городском привычном грохоте, уметь расслышать натруженный скрип такелажа, веселящий шум волн, свистки боцманской дудки и, то ли песню, то ли вой сирен, то ли хлопанье парусины над головой, то ли пушечную канонаду заходящего на абордаж судна. Всё можно услышать. Нужно только суметь. Но, до этого, необходимо увидеть парус!

Баркентина "Альфа" под алыми парусами



Я точно помню тот день.
Тук-тук-тук, - размеренно и гулко на низком басовом регистре выплёвывает выхлопные газы движок старого мотоцикла. Трофейный BMW достался нашей семье по случаю. Четверть века назад кончилась война, а боевой немецкий конь, в опытных отцовских руках, ещё бодро бежит по грунтовой степной дорожке.
Мне пять лет. И это, чуть ли не первое воспоминание моего детства.
В летней степи, на фоне горизонта расчерченного разноцветными клетками полей, касаясь полевого разнотравья своим нижним широким основанием, плавно движется бело-голубое треугольное нечто. Оно, высоким острым краем медленно и бесследно трогает редкие облака, а плавный ход его настолько отрешён от окружающего мира и потусторонен, что я не понимаю увиденного, пугаюсь и громко зову отца.
- Папа, папа, папа. Смотри, смотри, смотри, - вешаюсь я ему на руку, и привстаю в мотоциклетной люльке, упёршись одной коленкой в чёрное кожаное, потрескавшееся от времени сиденье.
Тук-тук, - сбивается с ритма мотоцикл, переходя на холостые негромкие обороты. Отец останавливается у обочины и снимает защитные очки. От них на его лице, вокруг прищуренных смеющихся глаз, остаются белые пятна. Отцовская рука ерошит мои волосы, а потом придавливает к месту.
Он включает пониженную скорость и поворачивает в поле, в сторону странного треугольника. Мотоцикл, хлебнув бензина, тукает чаще, перепрыгивает колею на обочине и по бездорожью, считая незаметные под травой кочки и впадины, везёт меня на встречу с неизвестным.
Одновременно становятся видны и край земли и вода донского притока. Для меня, маленького, глубоко сидящего в люльке, пологий берег вдруг сразу превращается в реку. По реке идёт красивая яхта.
Я не помню цвета самого судна. Помню лишь бело-голубые паруса и их отражение в гладкой, почти не потревоженной слабым ветерком, воде.
Вот так в степи я встретил парус. Тот парус не обнял маленького мальчишку за плечи, не повёл за собой в морские дали, но, он на всю жизнь запомнился мне, стал приметой иного, независимого и свободного от земных забот, мира. Наверное, во многом из-за той далёкой встречи, я сегодня пишу эти строчки о трёх знаменитых ростовских парусниках, «Ипполите», «Веге» и «Альфе».
Баркентина, или шхуна-барк, морское трёх-пятимачтовое парусное судно с прямыми парусами на передней фок-мачте и косыми на остальных.



Такое парусное вооружение проще в эксплуатации и требует меньшего числа экипажа. Оно характерно для конца эпохи парусного кораблестроения, когда паровая тяга двигателей уже стала заменять судам энергию движения свободных воздушных потоков.
Ростов-на-Дону, в разные времена, обладал тремя парусниками подобного класса. Каждый из них имел замечательную трудовую историю и, что характерно, всероссийскую известность. Считайте это уникальным стечением обстоятельств, но каждый из этих кораблей оставлял свой яркий след в отечественном кинематографе. «Киношные» страницы в жизнеописании наших персонажей нельзя назвать основными, хотя стоит признать, что о судьбах ростовских баркентин можно снять, по крайней мере, одно общее большое и интересное кино. Посмотрим. Может наш рассказ и вдохновит, какого ни будь популярного сценариста. Потом один из знаменитых режиссёров захочет снять по этому сценарию фильм, а известный продюсер выдаст ему деньги. Так и появится замечательная кинолента о море, о парусах, о победах и лишениях, о падениях и взлётах, о жизни и смерти. И если создатели захотят назвать её: «Куда уходят баркентины», мы возражать не будем.

БАРКЕНТИНА «СВЯТОЙ ИППОЛИТ»
Ипполит Ильич Чайковский был младшим братом знаменитого русского композитора Петра Ильича. Говорят, что музыкально одарённый Пётр в детстве охотней дружил, со своим страшим братом Николаем и сестрой Сашенькой. Ипполит же отличался взрывным темпераментом и твёрдым нравом. Может поэтому родители определили ему военное будущее и одиннадцати лет отроду, в сентябре 1854 года, отдали своего младшего на полный пансион и обучение в Морской кадетский корпус Санкт-Петербурга. Старшеклассники этого старейшего военно-морского учебного заведения России звались гардемаринами, и по окончании Корпуса, в звании мичманов отправлялись служить на флот, имея перед собой возможность, стать блестящими морскими офицерами.
Обучаясь морскому делу, корабельный курсант, гардемарин Ипполит Чайковский плавал на парусниках «Выборг» и «Синоп», стажировался на кораблях Каспийской флотилии. Окончив Корпус, он участвовал в походе Балтийской эскадры русского флота под командованием адмирала Степана Степановича Лисовского, весной 1863 года к берегам Северной Америки.
Эта замечательная военно-морская операция сегодня забыта незаслуженно. Тогда же она была примером выдержки и героизма русских моряков. Тактические и политические преференции оказанные Россией Соединённым Штатам в их войне за независимость от Англии и Франции, были чётко обозначены присутствием русских военных кораблей у американских берегов.
Позже, в 1864 году, при отплытии российской эскадры домой, на прощальном обеде, «северянин» мэр Бостона сказал: «Русская эскадра не привезла нам ни оружия, ни боевых снарядов для подавления восстания, но она принесла с собою более этого - чувство международного братства, своё нравственное содействие».
То была значительная победа дипломатического корпуса России, подкреплённая смелыми действиями её боевых кораблей.
После памятного похода Ипполит Чайковский два года плавал на фрегатах «Пересвет», «Дмитрий Донской» и корвете «Витязь». Ходил по Чёрному и Балтийскому морям, бывал в иностранных водах. Достойно служил офицером Императорского русского военно-морского флота.
В 1867 году Чайковский переводится с военно-морской службы в Русское общество Пароходства и Торговли (РОПиТ), - крупнейшую российскую пароходную компанию, основанную в 1856 году. Здесь он командует гражданскими парусными судами и пароходами.
Как агент РОПиТа, в звании капитана второго ранга, Ипполит Ильич проживает до 1883 года в Одессе. Там под его командой находится пароход, который проводит рейсы вдоль побережья Чёрного моря, от Одессы, до Батума.
С 1883 по 1894 год Ипполит Ильич находится в Таганроге, и там, в его жизни открываются самые интересные и нужные для нас страницы.
В Таганроге, он, оставаясь служащим РОПиТа, получает звание капитана первого ранга. Это соответствует сухопутному званию полковника. Солидный пост и звание, предваряющее генеральский чин, составляют Чайковскому значительный вес в городском обществе. Высокие человеческие качества и военные флотские заслуги приносят ему уважение сограждан.
Морской офицер уделяет большое внимание и отдаёт много сил воспитанию и образованию молодёжи. На протяжении почти всей жизни он будет заниматься этим подвижничеством.
Ипполит Ильич становится старостой гимназической церкви при Таганрогской мужской гимназии, это почётная и ответственная должность, напрямую связанная с духовным воспитанием гимназистов. Также пост старосты предполагает как благотворительность, так и хозяйственное попечительство.
В апреле 1887 года Чайковский увольняется от флотской службы по домашним обстоятельствам в чине капитана I ранга, с правом ношения мундира и пенсией по положению. Уйдя с флота, он занимает в РОПиТе береговые должности и становится членом его Правления. Всего Ипполит Петрович служит в Русском Обществе пароходства и торговли 35 лет (1878-1913), а во флоте - 51 год.
Девять лет, с 1885 по 1894 год, до перевода из Таганрога в Санкт-Петербург, Чайковский является, сначала членом, а затем председателем Комитета по заведыванию Таганрогскими Мореходными классами.
В этом месте наш рассказ становится вплотную, борт о борт, с темой трилогии о Ростовских баркентинах. И мы начинаем говорить о первой из них, появившейся на свет под именем «Святой Ипполит».
Многим, бывает, интересна суть, заложенная в названии корабля. Она, как и история человеческого имени, может рассказать о многом.
Православные христиане знали римского святого Ипполита в первую очередь как автора знаменитого «Слова о Христе и антихристе», пользовавшегося необычайной популярностью у русского читателя. На Руси святой Ипполит почитается как один из раннехристианских мучеников, обличитель ересей и проповедник строгости нравов среди клириков и мирян.
Однако мне, почему-то кажется, что название нашей баркентины напрямую связано лишь с именем инициатора её создания.
Давайте не спеша рассмотрим эту историю.
Начиная с 70-х годов 19-го века, на Дону и в Приазовье стали появляться первые учебные заведения водного транспорта. И пальма первенства здесь принадлежит Таганрогу, где первая Мореходная школа с трёхлетним обучением открылась в 1874 году. Потом она преобразовалась в Мореходные классы, а в 1902 году снова стала Мореходной школой.
В ноябре 1876 года, через пару лет после открытия мореходки в Таганроге, такое же событие произошло и в Ростове-на-Дону. По предложению Комитета донских гирл, поддержанному городской Думой, открылись Мореходные классы - первое среднее специальное учебное заведение будущей столицы Южного края.
Уже в 1877 году, всего годом позже, чем в Ростове, в станице Аксайской появляются ещё одни Мореходные классы. Они расположены на территории Всевеликого войска Донского, в отличие от Ростова-на-Дону и Таганрога. Оба этих города, как и Нахичевань-на-Дону с Азовом, до 1888 года относились к Екатеринославской губернии.
В 1920 году, при новой советской власти Таганрогские Мореходные классы переименуются в Рабочий техникум водного транспорта, который соединяется со своим Ростовским тёзкой в 1924 году. Туда же, в Ростов-на-Дону, переводят и «Святого Ипполита», ставшего с приходом большевиков сначала «Ипполитом Чайковским», а потом и просто «Ипполитом».

Баркентина "Ипполит"



Но, нет. Мы не забыли открыть историю строительства этого судна, а просто немного отвлеклись. Вот теперь - самое время для продолжения рассказа.
Созданию парусника сопутствовала интрига, основанная на разнице взглядов и мнений. Объясню подробно.
Должность старшего учителя и заведующего Мореходными таганрогскими классами занимал в самом начале их создания подпоручик флотских штурманов Клюев. Со временем его сменил сведущий моряк, автор печатного руководства для мореходов под названием «Навигации», некто Лукин - человек преданный делу и самостоятельный. Но, как говорили современники: «…таковыя качества не всегда уживаются съ людьми, имеющими влiянiе».
Между Лукиным и Чайковским возникло противостояние. Ипполит Ильич был избран председателем Комитета по заведыванию Таганрогскими Мореходными Классами. Человек деятельный, влиятельный, импульсивный, он имел свои взгляды на то, как должно развиваться подопечное ему учебное заведение. Видимо, не считая нужным советоваться и искать общий язык с непосредственным руководителем Классов Лукиным, Чайковский, используя собственные «рычаги» самостоятельно приступил к строительству учебной баркентины.
Новый парусник был полноценным судном своего класса и служил как для каботажных, так и для дальних морских и океанских плаваний. Попутно с учебными задачами «Св. Ипполит» мог выполнять коммерческие подряды по перевозке любых грузов.
Но основной идеей оснащения Мореходных классов собственным кораблём, была, конечно, та, что юные моряки обязательно должны проходить практическое обучение под парусами, вырабатывать необходимые физические навыки, тренировать волю, смелость и силу духа.
Все эти высокие цели, для воплощения обязаны были иметь под собой материальную основу. Чайковский, пользуясь популярностью и признанием общества, развернул, как сейчас говорят, масштабную благотворительную компанию.
Он осуществлял займы у таганрогских предпринимателей в счёт будущих фрахтов судна, собирал пожертвования, проводил с той же целью благотворительные балы и гуляния, так популярные в те времена. Ему удалось исходатайствовать право на получение строительных дубов из казённых, государственных лесничеств. В итоге брату знаменитого композитора и завзятому мореходу, кроме строительных материалов удалось собрать тридцать тысяч рублей, сумму великую по тем временам.
Раз уж других сведений не отыскалось, то предположу, что наш корабль был заложен на одной из судостроительных верфей Таганрога, а не заказан, как тогда иногда случалось, где-нибудь в Прибалтике, Голландии или Англии.
30 мая 1893 года состоялся торжественный спуск на воду, освящение и отправка в плавание «Святого Ипполита». Хочется надеяться, что при этом громком и торжественном событии, где на разные хвалебные лады упоминалось название нового парусника, скромность Ипполита Ильича Чайковского не пострадала.
Но, точно, пострадала гордая позиция заведующего Морскими классами Лукина. Этот достойный человек отказывался принять судно на баланс своего учебного заведения. Отдавать долги за постройку парусника было делом непосильным, и такой «подарок» сильно смахивал на «Троянского коня». Бюджет Мореходных классов мог не выдержать оплаты и содержания судна. К тому же Лукин громко высказывался о том, что на сооружение «Святого Ипполита», по незнанию было затрачено больше средств, чем оно того стоило.
При такой разнице во мнениях, обычно побеждает тот, кто имеет большее влияние в обществе. Чайковский смог добиться отставки Лукина, преемниками которого позже, в разные годы, стали Руссетский, Черепанов и Кондо. Сам Лукин, пользовавшийся доброй славой среди горожан, вызвав всеобщее сочувствие, получил прекрасное место в Земельном банке, и скорее даже кое-что дополнительно приобрёл для себя в материальном плане.
Мореходные классы приняли судно. Однако к чести Ипполита Ильича, он не оставил открытым вопрос об устройстве своего парусного тёзки. Он провёл ещё одну благотворительную компанию, где, поставленные перед фактом невозврата денег, кредиторы снова были вынуждены добровольно, в благотворительных целях отказаться от взимания долгов.
«Ипполит» прожил долгую трудовую жизнь. Это была прекрасная трёхмачтовая баркентина, и её технические параметры я, не теряя духа времени, изложу в архаичных величинах: Длина - 100 футов, ширина 25 футов и 8 дюймов. Баркентина брала максимальный груз в 15 000 пудов, погружаясь всего на 7 футов и 7 дюймов, что давало ей возможность двигаться по неглубоким рекам.Первый свой рейс в Новороссийск «Св. Ипполит» совершил, имея в трюмах максимальное количество каменного угля. В день его торжественного освещения в Таганрог пришла телеграмма о том, что Общество поощрения русского мореходства присвоило И.И. Чайковскому золотую медаль.
Пролетели над донской землёй революционные штормы. «Ипполит» перешёл из Таганрога в Ростов-на-Дону. Под его парусами закалились сотни морских характеров, прошли флотскую науку, кроме ростовчан, курсанты из Одессы, Астрахани и Баку.
И, наверное, именно с лёгкой руки «Св. Ипполита», ростовские баркентины стали сниматься в кино.
Ещё в давние времена, как до революции, так и сразу после неё, русские кинематографисты использовали «Ипполит» почти во всех немых фильмах, где было необходимо иметь парусное судно. Позже, известные приключенческие морские фильмы советских киностудий снимались в разные годы на ростовских учебных парусниках «Вега» и «Альфа».
С чем всё это связано, я не могу понять. Ведь и в царском Российском флоте хватало парусников. Имелись они у разных морских учебных заведений и в послевоенные советские времена. Возможно, киношникам сначала просто понравились, небольшая глубина Азовского моря, близость Крыма и южное радушие ростовчан. А в годы социализма в сердцах современных деятелей искусства эхом отозвалась та давняя съёмочная привязанность дореволюционных русских кинематографистов к «Святому Ипполиту».
Судьбу первой ростовской баркентины не назовёшь ни счастливой, ни печальной. Она обыденна и проста. Некоторые пытаются приписать судну героическую гибель в первый год Великой Отечественной войны, но имеются другие, более достоверные данные на этот счёт.
После нескольких лет на службе в Ростовской мореходке, парусник обветшал. Его ремонт сочли нецелесообразным. Морскому училищу предоставили более современные, паровые и моторные суда. На смену старому «Ипполиту» в 1928 году из Ленинграда пришла баркентина «Вега», и он, забытый, как и всё старорежимное прошлое, побыв какое-то время плавучим складом, развалившись, затонул возле причальной стенки у окраины Ростовского порта, примерно в 1932 году.
Старая баркентина «Ипполит», ненадолго пережила своего создателя и тёзку.
Судьба Ипполита Ильича Чайковского имела чем-то схожий с его кораблём, конец.
В 1894 году Чайковский перевёлся из Таганрога в Петербург. Служил агентом в петербургском отделении РОПиТ до 1900 года. Выйдя в отставку генерал-майором от адмиралтейства, он возглавил частную пароходную компанию «Надежда». Состоял членом городского комитета по народному образованию, а также был председателем попечительного комитета Училища дальнего плавания и судовых механиков имени Петра I (ныне Адмирала Макарова Государственная морская академия).
В 1915 году Ипполит Ильич переехал в Москву и поступил на службу в Правление Московско-Казанской железной дороги, заведующим отделом улучшения быта рабочих и служащих.
В Москве он жил на Остоженке в Савеловском переулке, в доме, где находился штаб старейшего в Москве отряда бойскаутов из речного Яхт-клуба. Видимо, это случайное соседство и привело к дальнейшему сотрудничеству. В годы Первой мировой войны Чайковский на общественных началах возглавил движение юных московских разведчиков-скаутов. Он был избран Председателем Московского общества содействия мальчикам-разведчикам «Русский Скаут». В 1917 году, после Октябрьского переворота, И. И. Чайковский от скаутских дел отошел.
Скорее всего, от большевистских репрессий отставного царского генерал-майора всегда охраняло громкое имя и мировая известность его знаменитого на весь мир брата композитора.
В 1919 году Ипполит Ильич переехал из Москвы в провинциальный Клин, где был назначен заведующим хозяйственной частью Дома-музея П. И. Чайковского. В 1922 году его сделали учёным секретарём музея. Он был ответственным за подготовку и издание дневников композитора.
Ипполит Ильич Чайковский умер в Клину в 1927 году в возрасте 84 лет. Незаметно и скромно он был похоронен на Демьяновском кладбище города.
Так окончилась история Ипполита. Парусника и человека.

часть 2
Previous post Next post
Up