EXP'a

May 21, 2006 11:47

Одним из условий допуска к экзамену по спецкурсу Progect Managment было эссе на 4 листа. Философия EXP'ы.

Философия EXP'ы
Семестр еще не закончился, наступает самая жаркая пора, но тем не менее попробую разобраться, на что были потрачены эти три месяца (с начала февраля по начало мая).
Итак, в начале февраля, спустя несколько дней после сдачи последнего экзамена, я отправился на собеседование в OktetLabs. Это небольшая фирма (как я узнал на собеседовании в ней работают двадцать пять инженеров), находящаяся в Старом Петергофе. Несмотря на серьёзность собеседования, настроение было приподнятое. Это было связано с тем, что речь не шла о деньгах, результат был мне не очень важен. Основной результат встречи заключался в том, что мне дали огромный список материала для изучения. Одним из пунктов было владение Linux’ом. Я давно хотел его изучить, и вот записался на курс в Интернет Университете (www.intuit.ru).
Несколько слов о ресурсе. На сайте бесплатно выкладываются курсы лекций известных авторов. После каждой лекции предлагается сдать тест, а в конце курса экзамен. По итогам экзамена получаешь общедоступную ссылку на сертификат, который, кроме того, можно заказать(это уже платная услуга). С точки зрения обучающегося есть несколько плюсов. Прежде всего, это интересные лекции. Кроме того, после прохождения курса знаний получаешь больше. Поясню: если просто время от времени почитывать книжку, не ощущаешь эффекта: осталось в голове что-нибудь или нет? А спустя пару недель уже трудно вспомнить даже названия прочитанных глав. Курс лекций тоже скоро забудется, но он, во-первых, более систематизирован, во-вторых, вопросы составлены таким образом, что для сдачи теста придется перечитать лекцию еще раз (а перед экзаменом приходится перечитывать весь курс целиком!), и, в-третьих, получаешь сертификат. Возможно, он пока никем не признается, но в будущем это изменится, хотя бы потому, что купить сертификат нельзя, а для его получения придется хорошо разобраться в теме. Есть огромный психологический эффект: ты получаешь бумагу, подтверждающую твои знания в предмете. Ее можно упомянуть в резюме. Если на собеседовании не вспомнишь подробностей, сертификат служит доказательсвом того, что ты быстро сможешь восстановить материал в памяти.
Еще одним пунктом в списке требований было изучение TCP/IP протоколов. Я распечатал выданный мне курс и начал читить...
По времени этот процесс растянулся: несколько дней на лыжной базе, недельный семинар цигун, началась учеба. Все это время у меня не было никаких контактов с Октетом. И вот, еду я как-то в Универ и узнаю, что двое знакомых тоже прошли собеседование, прочитали пару глав о протоколах и уже вовсю ездят в Октет - решают там какие-то задачки! Я был обескуражен: читаю, читаю, читаю и все-равно отстал. Отсюда напрашивается вывод - следует больше общаться лично.
В одной из своих книг Дейл Карнеги описывает человека, ведущего «базу данных ошибок». Этот человек раз в неделю закрывается на несколько часов в комнате, чтобы вспомнить события недели и проанализировать свои реакции. Результаты заносит в специальную тетрадь. Благодаря этому методу еще раз вспоминаешь все свои промахи за неделю, он помогает найти скрытые ошибки. А если эту тетрадь еще и перечитывать!..
Известная пословица призывает учиться на чужих ошибках. Идея хорошая, но ее не всегда удается осуществить. База данных ошибок позволяет решить эту проблему! Постепенно сознание само начинает фиксировать всевозможные, даже самые мелкие ошибки. Действия становятся точнее. Ты встаешь на путь мастерства. Движение к нему все ускоряется. Самое заманчивое в том, что через некоторое время этот процесс становится автоматическим, он больше не требует мыслительных затрат. И нет предела совершенству!
Я наспех дочитал TCP/IP протоколы и снова поехал в Октет. Оказалось, что из этого курса использовать мне предстоит материал лишь одной главы, но ее следует знать наиподробнейшим образом. Поясню: в курсе помимо общего представления о предмете описываются технические подробности самого низкого уровня - по сути это просто перевод RFC’ов. Поэтому и двухмесячное изучение материала сидя дома не дало бы необходимых знаний.
Следующие две недели стажировки по полученным знаниям сопоставимы с семестром университета. Все шло к коммерческой работе, но тут начался JASS’06.
JASS - это Joint Advanced Students School - русско-немецкая школа, которая проходила в Петербурге со 2 по 12 апреля. Было заявлено шесть секций по восемь русских, восемь немецких студентов на каждой плюс профессора. Моя тема называлась Advanced Topics in Software Engineering. У первой секции лекции вел Юрий Матиасевич со своим немецким коллегой. Чтобы попасть к нему необходимо было заранее представить ему презентацию на английском(официальный язык студенческой школы). Мой знакомый - победитель международных олимпиад не смог к нему попасть, что свидетельствует о строгости отбора. Говорят, при отборе немецких участников был конкурс семь человек на место... А на нашей секции вышло так: из университета подали заявки два человека: я и мой одногрупник - мы попали без предварительного собеседования! Кроме того, все остальные участники с русской стороны были из института Телекоммуникаций и Связи имени Бонч-Бруевича. Причем один из них не появился ни разу, другой был на трех занятиях. Половина из них знала С++, другая половина только Delphi, хотя официально мы разрабатывали проект на Java... Похоже, участников из Бонча просто назначили.
В нашей секции все немцы учились на направления Software Engineering в TUM - Technical University of Munich. Было интересно сравнить наши учебные планы. Во время одной из презентаций профессор попросил немецкого студента нарисовать UML диаграмму, поясняющую доклад. Тот тут же легко ее составил. Надо сказать, что диаграмма была не из простых, в ней использовались все тонкости Unify Modeling Language. Позже я выяснил, что в TUM студентов учат этому на первом курсе в обязательном порядке. Кроме того, хочу отметить отличное владение немцами Linux’ом. Дело в том, что в Европе принято платить за программное обеспечение. Поэтому для них это жизненная необходимость. Если есть альтернатива: сделать нелегальную копию или пользоваться бесплатным аналогом под UNIX, пусть даже с меньшей функциональностью - немцы выбирают Open source.
Сам процесс обучения у них несколько отличается от нашего. Прежде всего они на лекции все сидят за компьютерами. У нас был выездной день - лекции проходили в институте Бонч-Бруевича. Пришел местный профессор и начал что-то рассказывать. Его попросили прерваться на три минуты - за это время немцы протянули провода, подключили хаб, компьютеры - наладили сеть. Лекция продолжилась.
С одной стороны ноутбук отвлекает - под рукой интернет, игры, чат. Но постепенно происходит естественный отбор - на лекции приходят только те, кому интересно заниматься, устанавливается рабочая атмосфера. Кроме того, если в презентации всречается новая аббревиатура, упоминается неизвестная технология, немедленно запускается поисковик и через несколько секунд следует разъяснение.
Как я выяснил, в их курсе обучения лишь несколько обязательных предметов, остальные ты выбираешь сам. Например, можно записаться на курс дифференциальных уравнений, не прослушав курс матана
После JASS’а появилась мотивация изучать английский язык. Во многих школах его учат с первого класса, затем в институте. За это время можно выучить три языка! Но отсутствие мотивации, приводит к тому, что домашние задания делаются по остаточному принципу - если останется время, а затем и совсем перестают выполняться. Налицо неэффективность обучения. Что-то в этой ситуации нужно менять.
Общение с иностранными студентами, конечно, интересно, но учебу пока никто не отменял. За время моего отсутствия накопились задания по матфизике, вычам... И тут мне приходит приглашение на собеседование в Терком. Я предвидел, что времени на работу у меня не будет, но все-таки решил сходить. Хотелось повысить навык прохождения этих самых собеседований. Тем более, что предыдущее мне понравилось. Дело было так: меня опрашивал ярко выраженный холерик, а за этим наблюдала девушка(стажер?). В какой-то момент речь зашла о театре, и тут холерика понесло... Думаю я ему понравился: я около получаса задавал открытые вопросы, на которые он отвечал продолжительными монологами, направленными на повышение своей оценки ближайшим окружением (девушкой). Мы расстались довольными: я побывал на собеседовании, он самоутвердился. Жаль что это проходило во время практики в Октете, и я не ставил себе целью найти работу где-нибудь еще. Второе собеседование меня подкосило - меня опрашивал руководитель студенческого проекта, в котором я участвовал. Он потратил на это время, задавал вопросы, записывал. А мне пришлось делать вид будто очень заинтересован его предложением... Неприятно.
Отдельно хочу упомянуть неделю мат-меха. Эту неделю ждали с нетерпением, и вот дождались. Я пытался поселиться в профилак, но не удалось. Был даже разработан план заехать туда полулегально, но, слава Богу, до него не дошло. Понравилось праздничное открытие у главного входа. Очень понравилось то, что сразу раздали расписание приколотое к картонке. С его помощью можно было всю неделю следить за самыми интересными событиями, а картонка сохранила расписание до завершения празднества.
Конечно самое интересное происходило на конкурсе Мисс Мат-Меха. И после него... Особенно запомнились частушки преподавателей.
Часто годами можно ходить одной и той же дорогой и не знать, на что наткнешся, стоит отойти несколько шагов в сторону. Если идти от платформы, слева от здания Мат-Меха ХимФак, справа здание ФизФака. А кто-нибудь знает, что находится за физическим факультетом? Говорят, там множество маленьких домиков непонятного назначения. Сперва какие-то НИИ, а дальше совсем странные строения. Пейзаж напоминает заброшенные декорации к фильму о пришельцах. Железные агрегаты непонятного назначения, десятки труб стягиваются в узлы, дымятся островки выжегаемой травы, под ногами скрипят непонятно откуда взявшиеся иссиня-голубые шарики. Кажется, что они покрывают собой всю землю. А вокруг ни души. Скрипящие ворота сами собой захлопываются за твоей спиной. Воет ветер.
За поворотом находишь избушку. В ней добротный покрытый скатертью стол человек на десять. Избушку окружают островки разросшихся цветников. Похоже их разводили люди. Это было давно, еще до начала Опытов...
Пытаясь подвести итоги, припоминаешь основные достижения. Крупных побед не может быть много. На то они и крупные. Прежде всего вспоминаюстя события, вырывающиеся из обыденной жизни: знакомство с интересным человеком, посещение знакового места, события. А может это не случайно? Можно потратить всю жизнь добиваясь признания, а можно жить, радоваться каждому дню, каждому новому открытию. Так стоит искать события, переворачивающие эту жизнь с ног на голову! Лишь в этом случае сможешь найти то, что подойдет именно тебе. Тут возникает вопрос. А что если тебе подходит как раз то, чего не так то легко добиться? Может как раз и следует закрыться, отмахнуться от всего и идти, не оглядываясь по сторонам, идти к заветной цели? Да, всего не перепробуешь. Так нужно сконцентрироваться и брать все из каждого момента, не пропускать ни одного. Нет времени на то, чтобы стукаться лбом и откатываться назад. Следует воспользоваться опытом, накопленным поколениями. Предположим человек добился успеха в какой-то области. Как он этого добился? Что в нем такого, что отличает его от остальных? Это не так-то легко сформулировать. А если и можно, то захочет ли обладатель уникальных способностей обучать первого встречного?
Прочь тоску. Есть надежда! Присмотревшись к человеку, поговорив с ним, можно прикинуть, знания из какой области стоит поднять, что почитать. Если человек не отшельник, можно определить какими «приемами» он пользуется. Для этого нужно сперва немного подумать, разработать теорию. «Приемы» нужно уметь описывать так, чтобы суметь их самому применить. Но такая теория уже создана! Она описана, в том числе и в Нейро-Лингвистическом программировании. Если точно скопировать состояние объекта во время выполнения «приема», выполнить его самому не составит труда. Итак, стоит научиться описывать состояния человека, и по описанию состояния входить в него. Когда уделяешь больше внимания окружающим, легко примерить их поведение к своему. Постепенно начинаешь отмечать ошибки. А может и ты совершаешь такие же? Вот что значит, учится на чужих ошибках! Прежде всего нужно уметь их замечать! А если теперь использовать «базу данных», эффективность обучения еще возрастет.
Несмотря на насыщенность семестра(а я лишь начал перечислять события), основной результат для меня состоит в открытии «философии EXP’ы». Она много взяла от философии UNIX. Это переход на новый уровень в обучении, в восприятии мира. Цель жизни может изменяться, но этот подход позволит идти к ней семимильными шагами.
Previous post Next post
Up