Я не сразу смог выбрать какой из боснийских мостов считать самым известным. Пожалуй это все таки Латинский мост через реку Миляцку в Сараево. Из мостов, о которых пойдет речь ниже, он самый новый и самый незаметный. Построен всего лишь в конце XVIII века на месте старого деревянного моста (или смытого наводнением старого каменного моста).
Известен же он тем, что на этом мосту революционер-террорист Гаврило Принцип убил эрцгерцога Франца Фердинанда. Гаврило Принцип на удивление популярная личность на Балканах. Во времена Югославии Латинский мост был переименован в мост Гаврилы Принципа (сейчас историческое название вернули, но на многих новых картах по-прежнему сохранился Гаврило Принцип). В Белграде есть улица, названная в его честь и есть памятник. Памятник есть и в Восточном Сараево. В куче мест продают футболки с его изображением, а также плакаты с его высказываниями. Не очень мне понятно за что его любят. Но на Балканах какая-то удивительная любовь к своим сукиным сынам.
Следующий очень известный боснийский мост - мост Мехмеда-паши Соколовича в Вышеграде (официально он называется Вишеград, но такое написание по-русски мне кажется противоестественным). Вышеградский мост был построен в 1577 году.
Этот мост был прославлен хорошим знакомым Гаврилы Принципа Иво Андричем. Только Андрич прославил этот мост совершенно мирным путем. Он написал про него целый роман "Мост на Дрине", за который в 1961 году получил Нобелевскую премию по литературе. Все действие романа проходит вокруг Вышеградского моста, который почти сразу после постройки стал центральным местом в Вышеграде. Что интересно как и в романе Андрича и поныне популярным вечерним развлечением жителей Вышеграда являются неспешные прогулки по мосту. Вообще если хочется немножко проникнуться боснийской жизнью, то чтение Андрича этому вполне способствует. Что же касается моста, в XX веке он серьезно пострадал сначала в Первую мировую войну, а затем и во Вторую. А от старого Вышеграда похоже вообще кроме моста ничего ныне и не осталось.
Наконец, третьим известным мостом в Боснии является мост, давший название целому городу. Речь идет о Старом мосте в городе Мóстаре.
Этот мост не такой солидный как предыдущий, но зато он очень высокий. Построен он был немного раньше: в 1566 году. Из-за большого уклона и долгого использования камни на мосту практически отполировались и чтобы по мосту можно было нормально переходить на нем раскладывали ковры. Мостарский мост пережил две мировые войны, но был практически полностью разрушен хорватами в 1993 году во время последней балканской войны. Вообще Мостар очень сильно пострадал в эту войну. На многих домах в городе до сих пор сохранились следы от обстрелов, а некоторые дома так до сих пор и остались руинами. Старый мост был восстановлен в 2001-04 годах частично из поднятых со дна Неретвы обломков. Что было весьма непростым делом, поскольку река в этом месте очень глубокая: около 30 метров. Кстати из-за большой глубины Неретвы в Мостаре очень популярно развлечение для туристов: местные жители за деньги прыгают с центра моста в воду (а дети неподалеку с десятиметровой высоты и совершенно бесплатно). Утверждается, что это развлечение появилось аж в XVII веке.