Всем привет!
Аж в декабре прошлого года писал про то, что
поступил на программу MBA в АНХиГС. Писать-то написал, да как понял, что
продаю свой бизнес пекарен, так и перенес начало обучения до осени.
Кто не в курсе - осень как раз уже наступила. И вот буквально только что на
сайте школы появился список с моей фамилией: значит, зачислили. На регулярной основе обучение начнется вот уже с 4 октября. Заведу
отдельную рубрику и буду стараться писать больше историй из будней студентов российского MBA. Посмотрим, что из этого выйдет.
Ну а пока расскажу о своем опыте процесса поступления и вступительных испытаниях. Первых разочарованиях и первых приятных моментах.
Чтобы поступить на программу MBA в Российскую академию народного хозяйства и госслужбы, нужно предоставить рекомендательное письмо, желательно от партнера или коллеги (начальники и подчиненные не годятся), написать эссе на заданную тему, заполнить анкету и сдать вступительный экзамен.
Рекомендательное письмо мне написал мой бывший управляющий пекарнями -
Илья Синченко. За что ему посылаю лучи благодарности и большое человеческое спасибо. В письме нужно раскрыть несколько тем: как давно вы друг друга знаете, какой совместный опыт у вас был и готов ли рекомендуемый к обучению на программе. В общем, ничего сложно.
Тем для
эссе предлагается две: "почему я выбрал MBA" и "что я бы сделал, если бы был директором". Очевидно, что на вторую тему мне писать нечего. Я итак директор. :) Пришлось писать на первую. В эссе я растекся мыслью по древу, приводя примеры из своей предпринимательской практике и сравнивая их с программой обучения.
В
анкете слушателя нужно дать четкие ответы на несколько вопросов. В общем-то, обычные вопросы. Один из пунктов - сколько человек в вашем подчинении. Так как на момент подачи этой анкеты я продал бизнес, то так и написал - "0". :)
Вступительный экзамен представляет из себя решение
предложенного кейса. Его я сдавал буквально вчера. Экзамен длится 2 часа, кейс вы получаете по электронной почте. Решение отправляете также. При решении кейса правильных и не правильных ответов не бывает. При оценке смотрят в первую очередь на способность производить анализ и делать логичные выводы. Все кейсы - реальные. Мне попалась задача проанализировать бизнес "
Уральской мыловаренной мануфактуры". Тема небольшого бизнеса в мелкой рознице мне крайне близка. И я бы мог написать в десять раз больше, но отведенные два часа позволили провести только поверхностный анализ.
Вообще, кейс мне очень понравился. Если во время обучения будут такие же реальные истории с такой же детализацией бизнеса - я буду счастлив. Нет ничего приятнее, чем посмотреть, что там у коллег-предпринимателей с рынком, маржей, рентабельностью и т.д. :) Чтоб вы смогли оценить мой восторг, привожу небольшой отрывок из кейса:
Компания выпускает мыло под маркой UralSoap. «Отпускная цена натурального мыла, сделанного из пальмового и оливкового масел,- 70-80 руб. за 100 г, мыла на глицериновой основе - около 65 руб.»,- поясняет Одегов. Стоимость сырья составляет около 50% стоимости продукции. «С каждой позиции мы получаем примерно одинаковую маржу 50%. Но мыла пока продаем больше всего»,- рассказывает Дмитрий. На оплату постоянных издержек (аренда помещения, налоги и зарплата сотрудников) уходит примерно 500 тыс. руб. в месяц.
В свое время Одеговы получили заказ стоимостью 3 млн руб.: косметическая компания, работающая по принципу сетевого маркетинга, заказала партию мыла под своей маркой. «Мы почувствовали перспективу и решили рискнуть. Расширили производственные площади, наняли дополнительный персонал. Чтобы работать с крупными клиентами, надо быть готовыми производить большие объемы»,- говорит Дмитрий. К тому времени он понял, что нужно искать серьезных покупателей на крупные партии.
Сегодня выручка от всех небольших магазинов, с которыми работает «Уральская мыловаренная мануфактура», составляет около 1 млн руб. в месяц в сезон (декабрь, февраль, март), а в летние месяцы не превышает 200 тыс. руб. Таких магазинов у компании сейчас около 200. «Успешные торговые точки выкупают продукции на 250 тыс. руб. в год, но их меньшинство. Объемы других не превышают 20-40 тыс. руб. в год»,- говорит Дмитрий. По его словам, чтобы бизнес был прибыльным, нужно работать с выручкой от 2 млн руб. в месяц.
Магазины, где присутствует продукция компании, распределены по стране более или менее равномерно, но этого нельзя сказать о спросе. Продажи в Южном и Сибирском федеральных округах гораздо выше, чем в остальных. Большая часть населения России, во всяком случае в регионах, не может покупать мыло за 200 руб. для каждодневного использования (владельцы магазинов с небольшой проходимостью добавляют к продукции маржу в среднем 200%). Такой продукт охотно берут в качестве подарка, поэтому бизнес сильно зависит от сезона. Падение спроса в межсезонье также способствует тому, что магазины клиентов часто закрываются.
Немного расстроил контингент поступающих. Мы между собой провели небольшой опрос: кто и что из себя представляет. Из 100 человек ответило совсем немного, не больше десятка. Но среди ответивших - я один предприниматель. В основном абитуриенты - менеджеры среднего звена, начальники отделов и т.д. Остается только надеяться, что остальные 90 молчунов - самые продвинутые. Поэтому и молчат. :)
Ну да ладно. Контингент контингентом, но я настроен на серьезную работу. В первую очередь для себя и своего бизнеса. А, как известно, кто хочет - тот услышит. :)
Следующий выпуск передачи "Будни MBA-шника" выйдет в районе 8 октября - по итогам первого модуля обучения. На сколько MBA может быть полезен практикующему предпринимателю? Попробую отследить.
PS: Сегодня
выбрал себе контору для бухгалтерского аутсорсинга. Эксперимент начинается. Посмотрим, что из этого выйдет. Буду ли я доволен в итоге? Какие плюсы и минусы будут в сравнении с собственным бухгалтером в штате. А именно со "штатниками" я всегда работал до этого. Ответы в следующих постах.