Ходили на выставку ещё в январе. Выставка шла до конца марта. Сейчас уже на следующей выставке побывала. Надо уже написать про ту :-))))
Перед экскурсией зашли в бар. Киты!
Это фото я сделала уже после экскурсии, но оно тут логичней.
Историческое здание хлебзавода. Другие хозпостройки вокруг были снесены и построены многоэтажки. А Хлебзавод отреставрировали.
Хлебозавод-автомат №5
Здание было построено в 1929-1931 гг. и стало первым из пяти реализованных кольцевых хлебозаводов-автоматов системы инженера Георгия Марсакова. Основу системы составлял кольцевой конвейер, который позволял почти полностью автоматизировать процесс выпекания хлеба (продукция двигалась от этапа к этапу, по кругу сверху-вниз), что во многом определило не только функциональную схему организации здания, но и его объёмно-пространственное решение. Реализованный здесь принцип "функциональное назначение определяет архитектуру" делает хлебозавод воплощенным в объёме и материале манифестом конструктивизма.
Порядковый номер 5 был присвоен хлебозаводу в рамках общегородской программы строительства хлебозаводов. Впоследствии первый кольцевой хлебозавод получил имя Василия Зотова, заведующего производственным отделом хлебопечения Моспотребсоюза и будущего наркома пищевой промышленности, которому Москва обязана внедрением системы массового производства хлеба. В 2004 году здание хлебозавода было признано объектом наследия регионального значения. В 2006 году было выведено производство.
Ну, а самом методе подробнее с картинками вот тут описано:
https://moskvichmag.ru/gorod/hlebozavody-marsakova-kak-koltsevoj/
Фото по ссылке выше взято, чтобы понять схему
А это мы уже в кафе в музее. Они стилизовано под конструктивизм. Я даже фотографировалась в интерьерах, но не вышла я, поэтому приходите сами оцените дизайн кафе :-))))
Выше я приводила информацию со стенда на самом хлебозаводе. Но ещё нам рассказали, что здание после 2006 года горело. И рестарврацию проводили, стараясь максимально сохранить то, что осталось. Например бетонный потолок первого яруса. В центре шахта лифта, по которой поднималось необходимое для производства. На этом этаже её закрыли другим материалом. И вытсавка начиналаьс уже здесь - на этот барабан и на пол транслировался фильм с картинами и зданиями эпохи конструктивизма.
В соответствии с принципом минимального вмешательства в архитектуру и отделку здания, например, вот плитку не дополняли, но и не сколупывали - оставили неоднородной стену, зато всё аутентичное - и кирпич, и плитка.
Плитка на полу, конечно, во многих местах пришла в негодность, но ее тоже оставили неоднородной, заполнив лишь места, где она отсутствовала.
Возраст этой красавицы никто не знает. Так и не нашли дату, когда её здесь установили. Но зато вот такая изюминка довольно строгого в декоре здания.
Ну, и вот мы на самой выставке.
У меня не совсем хронологически-правильно будут фотографии - с экскурсией мы не у всех экспонатов зависали, досматривали экспозицию потом, да ещё и мало времени до закрытия оставалось.
И таблички на выставке:
Истоки конструктивизма.
В 1910-х годах создание нового универсального языка искусства становится прерогативой футуристов, не только свободно переводивших язык красок в язык звуков и наоборот, но сделавших границы практически всех искусств прозрачными.
Манифестом беспредельного расширения границ искусства стала опера (а точнее, антиопера) "Победа над Солнцем", поставленная в петербургском театре "Луна-парк" зимой 1913 года Казимиром Малевичем (костюмы и сценография), Алексеем Кручёных и Велемиром Хлебниковым (либретто и пролог соответственно), Михаилом Матюшиным (музыка). Вся художественная ткань этого полубалаганного футуристического протоперформанса свидетельствовала о конце старого и рождении абсолютно нового мира. И действительно, из сценографии "Победы над Солнцем" позже появился супрематизм Малевича, из робких опытов с четвертями Матюшина - микрохроматические сочинения композиторов 1920-х годов, а текст Кручёных зафиксировал открытие словотворческой стихии нового поэтического языка - зауми.
Графическое воплощение и акустический уровень заумного языка позволяли вывести его за пределы "умного", привычного языка комуникации. не просто создавая уникальный опыт существования поэзии в визуальной или чисто звуковой форме, но реализуя жизнестроительный пафос авангарда, в согласии с которым слово должно было стать действием, а не его обозначением: по словам А.Кручёных, "язык должен напоминать пилу или отравленную стрелу дикаря".
Об опере:
Опера повествует о том, как группа «будетлян» отправилась завоевывать Солнце. Обычно это понимается как победа передовой техники будущего над старой природой, но также присутствует и тайный мотив победы над «солнцем русской поэзии», то есть Пушкиным, которого в то время футуристы активно, но безуспешно кидали с «парохода современности». Либретто широко пользовалось заумью (оставаясь довольно понятным), музыка была хроматической и диссонансной, а оформление - карикатурным, шаржирующим характеристики того или иного персонажа.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B0_%D0%BD%D0%B0%D0%B4_%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BC Казимир Малевич
Эскиз декорации к опере "Победа над солнцем" Михаила Матюшина и Алексея Кручёных. Деймо 2, картина 5.
1913 г.
До "Чёрного квадрата" полшага.
Эскизы костюмов.
Я не помню точно, к какому из экскизов (верхнему или нижнему) относится эта табличка.
Эль (Лазарь) Лисицкий.
Эскиз костюма к спектаклю "Победа на Солнцем".
Забияка из альбома литографий "Победа над Солнцем". Электромеханическое шоу.
1923 год.
В 1920-1921 годах Лазарь Лисицкий разработал проект постановки оперы «Победа над солнцем» как электромеханического представления: актёров заменяли огромные марионетки, которые должны были перемещаться по сцене при помощи электромеханической установки. Частью сценографии оказывался сам процесс управления марионетками, а также звуковыми и световыми эффектами. Единственным свидетельством грандиозного, но не осуществленного новаторского замысла Лисицкого остались альбомы эскизов. Эскизы не были использованы, постановка не была осуществлена. Папка с литографированными фигуринами опубликована в Берлине в 1923 году.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B0_%D0%BD%D0%B0%D0%B4_%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BC
Василий Васильевич Каменский
Танго с коровами
М.: Футуристы «Гилея», 1914. Тираж 300 экз.
Вторая книга «железобетонных поэм» В. Каменского. Рисунки В. Бурлюка и Д. Бурлюка. Книга напечатана на обратной стороне обоев. Сборник вышел в свет в конце марта 1914 г. («В марте вылетела пятиугольная книга железобетонных поэм», - сообщал сам автор).
Артур Лерье
"Формы в воздухе"
Конечо, очень странные ноты. Даже прям захотелось попробовать сыграть :-))))))))
И да музыку на выставке можно было послушать.
Пётр Митурич "Графический словарь"
Велимир Хлебников, необыкновенно чутко ощущая землю и её рост во времени, созерцая природу, учился тайнам слов, открывая их внутренний смысл, утерянный тогда, когда слово стало лишь средством выражения чувства (поэзия) и мысли (наука). Постигая внутреннюю сущность слова, Велимир слагает свои стихи по звуковому его смыслу, делая целые произведения из одного корня, изменяемого окончаниями и приставками. Слово для Хлебникова не мёртвый знак мысли, - это организм живой, растущий и меняющийся. Допытываясь до начала слова, он приходит к определению значений согласных звуков, составляя «Азбуку звёздного языка».
Русский художник, теоретик, изобретатель, друг В. Хлебникова Пётр Митурич продолжил в другом искусстве, в зрительном, дело поэта. Также напряжённо, как Хлебников ощущая время и работая над его «устроением», - Митурич работал над пространством. Он вывел плоскостной рисунок из его плоского состояния и «взвесил» его в пространстве, внося его, например, в кубик, как основу трёхмерности.
Звёздная азбука В. Хлебникова нашла интересное воплощение в пространственной графике Петра Митурича, в его известных трёхгранных кубиках.
https://ar.culture.ru/ru/subject/graficheskiy-slovar-zvyozdnaya-azbuka
А меня ещё умилило, из чего были сделаны кубики. Вторичное использование.
Переходим на следующий этаж.
Геометрия лестниц.
Илья Голосов "Павильон Дальнего Востока" Фасад.
Всероссийская сельскохозяйственная и кустарная выставка 1923
Владимир Кокорин. Банк СССР. Перспектива.
Всероссийская сельскохозяйственная и кустарная выставка 1923
Входная Триумфальная арка (архитектор И. В. Жолтовский, при участии В. Д. Кокорина, художник И. И. Нивинский)
Всероссийская сельскохозяйственная и кустарная выставка 1923
О Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B7%D1%8F%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B8_%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0 Фотография той арки в реале.
Выставка территориально располагалась в районе нынешнего Парка Горького
На недавнем квесте от Бегущего города "Параллельная культура" мы как раз разглядывали Шестигранник - Павильон "Механизация"
https://akostra.livejournal.com/1610276.html Но возвращаемся в Центр "Зотов"
Густав Клуцис "Эскиз иллюминации Московского Кремля" к празднованию 5-й годовщины Революции. 1922
Макет сценической утсановки. Постановка "Великодушный рогоносец"
Вольная Мастерская Всеволода Мейерхольда. 1922
Если не путаю, то и артисты были не в каких-то особых костюмах, а типа, рабочей одежды. Не было задника как такового и настоящие рабочие сцены и прочие, кого обычно ты не видишь на сцене, сейчас видны и тоже составляют часть спектакля, просто выполняя свои обязанности - нося реквизит, декорации, принося чай-клфе или какие-либо документы.
Сергей Грузенберг
Летающая модель "Columbus" Проект 1920
Александра Родченко
Иллюстрации к первому изданию поэмы В.Маяковского "Про это". Часть 1, глава "Дуэль" 1923
Александра Родченко
Иллюстрации к первому изданию поэмы В.Маяковского "Про это". Часть 1
1923
Александра Родченко
Иллюстрации к первому изданию поэмы В.Маяковского "Про это". Часть 2, глава "Прошение на имя" 1923
Александра Родченко
Иллюстрации к первому изданию поэмы В.Маяковского "Про это". Часть 2, глава "Повторение пройденного" 1923
Александра Родченко
Иллюстрации к первому изданию поэмы В.Маяковского "Про это". Часть 2, глава "Друзья" 1923
Александра Родченко
Иллюстрации к первому изданию поэмы В.Маяковского "Про это". Часть 2, глава "Любовь" 1923
Двигатель автомобиля
Laurin&Klemen, Чехия Начало XX века.
Экскурсия заврешилась, у нас осталось минут 20 до закрытия музея, чтобы пробежать по выставке порассматривать.
Журнал "Кино-фот" 1922 г.
Андрей Буров
Диспетчерский пункт "Юнкерс". проект Аксонометрия, 1924
Юнкерс?!!!!
Да, завод "Юнкерс" в Филях.
Вот тут интересная статья:
https://history.wikireading.ru/132975 Далее выдержки из неё:
Настоящее дело началось в январе 1922 года, когда представитель правительства Германии приехал к Юнкерсу в Дессау.
- Наши предварительные переговоры с русскими выявили их заинтересованность в строительстве металлических самолетов в рамках военного сотрудничества, - начал он с места в карьер. - Высоко оценивая успехи вашей компании, мы рекомендуем принять участие в переговорах в Москве о конкретной форме организации строительства немецких самолетов в России.
В обстановке строжайшей секретности, без протоколов в Москве обсуждались условия строительства в России авиационных заводов Юнкерса и программа выпуска самолетов. Русские категорически потребовали, чтобы выпускаемые самолеты были боевыми и их номенклатура определялась заказами ВВС и ВМФ России. Заксенберг и Шпалек по телефону советовались с Юнкерсом. После обсуждения всех предложений и пожеланий русской стороны немецкая делегация внесла двухэтапный план ввода в строй заводов Юнкерса:
1. Быстрое создание временного производства на бывшем Русско-Балтийском вагонном заводе в Филях. Здесь специалисты Юнкерса будут обучать русских инженеров и механиков строить металлические самолеты. Этот завод также будет ремонтировать деревянные боевые самолеты, в которых остро нуждаются фронтовые части Красной Армии в Польше.
2. Расширение завода в Филях для выпуска различных металлических самолетов и создание второго авиазавода Юнкерса в Петрограде на территории Русско-Польского автомобильного завода. После ввода в строй второго авиазавода суммарный выпуск самолетов обоими заводами Юнкерса в России должен составить сто машин в месяц. Финансирование всей программы создания авиазаводов Юнкерса в России стоимостью в тысячу миллионов рейхсмарок обеспечивает Рейхсвер Германии. Министр обороны Германии предоставляет субсидии компании Юнкерса.
Морской двухместный разведчик и спасатель J-11, 1918 г.
Из другой статьи:
...Свою ложку дегтя добавила и Рабоче-крестьянская инспекция, насчет которой Ленин написал свою известную статью "Как нам реорганизовать Рабкрин". В 1925-м она нагрянула на завод и признала его продукцию "металлическим хламом, негодным для боевого использования". А ОГПУ по личному указанию Сталина нашло не только внешнего врага, мечтающего о восстановлении монархии в России, но и внутреннего, правда скорее уголовного характера. По версии советских спецслуж, врагом оказался начальник концессионного отдела управления ВВС по фамилии Линно. Последний вместе с чиновниками авиапрома и чинами из военной авиации занимался тем, что сегодня называется откатами. То есть за вознаграждение покупались нередко негодные самолеты и оборудование по ценам в десять раз дороже, чем в реальности стоило приобретаемое.
Утверждают, что Линно полностью признал вину и рассказал о деталях преступных сделок. Его и подельников, понятно, расстреляли, а с Юнкерсом, выпустившим в России всего 150-170 самолетов, решено было расстаться любым путем. Поскольку заводскую документацию, как радостно органы доложили Ворошилову, благополучно скопировали, а сам завод после расторжения договора, точнее изгнания Юнкерса из России, наметили оставить в собственности государства. СССР отныне взял курс на копирование, часто незаконное, иностранных образцов техники.
https://is2006.livejournal.com/1835684.html Андрей Буров
Театр. Проект. 1924
Ну, и нельзя не вспомнить ещё один Театр в конструктивистском стиле - Театр Виктюка. "Дом света" - "Дом культуры им. Русакова" арх. Мельников.
Даром, что именно в этом Театре в этом конструктивистском здании есть интеренсый спектакль "Венецианка".
Сценография абсолютно авангардная в стиле Мейерхольда.
Вот тут я писала свои впечатления о спектакле:
https://akostra.livejournal.com/ Илья Голосов Конный завод в Останкине. Конкурсный проект. 1922 г.
Илья Голосов Типовой дом для рабочих. Замоскворецкий участок. Конкурнсый проект. 1923.
Илья Голосов. Типовая радиостанция. Проект. План, аксонометрия. 1923 г.
Илья Голосов. Городская хлебопекарня. 1920
Георгий Вегман
Элеватор.
Учебное задание ВХУТЕМАСа на выявление и выражение формы. 1922 г.
Андрей Буров
Гараж Учебное задание ВХУТЕМАСа на выявление и выражение формы. 1921 г.
Андрей Буров
Маяк в порту.
Учебное задание МИГИ "Декоративная композиция" 1922 г.
Владимир Кринский
Иллюсрация для журнала "Безбожник" 1920-е.
И эту музыку машин тоже исполняли! И это можно было посушать на выставке!
Соломон Никритин
Партитура движения.
Записи к занятиям в мастерской Проекционного театра 1926 г.
И кстати языком тела, такими вот отточенными движениями можно "рассказать" на сцене того же "Гамлета" за существенно более короткий срок!
Спектакли ещё и короче должны стать! Ну, и понятнее - раз без слов.
Можно было посмотреть такое видео:
Упражнения по биомеханике Всеволода Мейерхольда
(кстати, можно сравнить прикидики артистов в спектакле Виктююка)
Click to view
"Этюда" Борис Барнет, Владимир Фогель. Мастерская Льва Кулешова. 1921-1923.
Неизвестный художник.
Эскиз декорации к балету "Сарказмы" на музыку Сергея Прокофьева. 1920-1923 гг.
Нашла огромный пост с фотографии с эой ыставки. Тут всего горааааздо больше:
https://babs71.livejournal.com/1523991.html Я жалела, что про танцы не сфотографировала.
Вот утащила из того поста немного
Борис Эрдман. "Танцы машин". 1922
Дани. О. Семеняк в концертном номере Prelude Op.11 №20 на музыку Александра Скрябина. 1923
Григорий Зимин. "Скрябин в танце Лукина". 1922
А мы ещё на четвёртый, самый ерхний этаж заскочили.
Большие окна - хорошо тут в солнечный день. Но мы были зимним ночером, так вышло :-)))
Шахта лифта на этом этаже такаякак была. На первом этаже её задрапировали.
Здесь сувенирный магазин, кинозал и лекторий.
Любимейший Бастер Китон.
Лесенки вновь! И видно, как в оригинальной плитке проплешины "замазали" деликатно. Мне нравится такой вариант.
Какой цвет плитки!!!
Вечкером зато иллюминация Москвы лучше видна!
Ну, и вот на днях побывала уже на следующей выставке, посвящённой конструктивизму - "Логос". Осталось собраться и написать о ней.