Предыдущая часть:
https://akostra.livejournal.com/1645522.html Шикарность полнейшая
"Христос в темнице"
XVIII век.
с. Канабеки, Горнозаводской район
Уникальный памятник, аналогов которому нет в музеях России. На сегодняшний единственный резной комплекс с резной "теницей", сохранившийся в целостностном виде.
Подобные скульптурные комплексы, появляются в русских церквях в различных регионах страны с XVII века.
Под термином "стратсей Христовых" понимаются обытия последних дней земной жизни Спасителя, принесшие ему физичесике и духовные страдания (арест, суд, бичевание и распятие). Сюжет "Христос в темнице" отсылает к последним часам его земной жизни, которые он провёл в военном лагере (претории), поругаемый римскими солдатами.
В русскую церковную скульптуру образ Христа в темнице, скорее всего, пришел из Европы. В западноевропейской традиции этот образ было принято трактовать практически дословно: Христос изображался со связанными руками, в багрянице, теновом венце и с тростью (символическим жезлом или скипетром) в руках. В русской культуре сложилась особая иконография. Сдящий Спаситель чаще всего предстает в натуральную величину, обнаженным, в набедренной повязке и терновом венце. Одна рука прислонена к щеке, другая - к груди. Данная скульптура представляет редкий вариант позы - Христос изображен со скрещенными на коленях руками. Он погружен в горестное раздумье, ведет внутренний монолог и отстранен от внешних событий, от той мучительной реальности, в которой находится. Подобный образ страдающего Спасителя, терпеливо переносящего земные муки, был особенно близок и понятен местному населению, отзываясь в душах верующих чувством жалости и страдания.
Православное толкование "темницы" таже имеет более символические акценты. Это не столько место страданий, сколько символ грядущего Воскресения и освобождения от земных мук. Обильное декоративное убранство "темницы" создает образ рая на земле. "Темница" украшена сложным резным растительным орнаментом и "венцами херувимов" на треугольных фронтонах. Наверху - фигуры ангелов с Орудиями страстей, предметами пыток Христа. Ангелы являются зримым напоминанием той жертвы, которую понёс Спаситель.
Ну, это реально ж прекрасность!
С одной стороны какое-то десткое изображение, но при этом такая ювелирность, столько трудов..
Слюда? ИЛи просто стекло такое старинное?
Усекновенная голова Св. Иоанна Предтечи.
XIX век
А тут вообще со спины кажется, что это просто посетители присели отдохнуть и поболтать по сотовому телейфону :-))
А тут же ещё и разные стили!
Господь Саваоф
XVIII век
г. Лысьва
Одна из немногих в этой коллекции скульптура, авторство которой установлено
Резчик по дереву - Дмитрий Домнин (1777 - 1846)
А выражение лиц барышень?!
Распятие с предстоящими
XVIII век
Склаааадочкиии!!!!
Повторюсь. уже сейчас в таком виде экспозицию не помсотришь. Музей съезжает из помещения собора. Иконостас останется здесь, а деревянные скльптуры переедут в новое здание.
Но вид прекрасный!
Христос в темнице
XVIII век
г. Пермь
Христос в темнице
XVIII век
г. Соликамск
И не уверена, что алтарь можно будет так близко рассматривать...
Коллекцию стали собирать ещё в 1920-х годах Только с 1923 по 1926 годы было 6 экспедиций по северу.
Сейчас выставлена лшь четверть всей коллекции
Выражение лица какое!
СВ. Николай Чудотворец
XVIII век.
г. Чердынь
Св. Николай Можайский
XVII в.
с. Покча Чердынский район
Царские врата XVII в.
с. Пыскор, Усольский район
Распятие
XVII век
г. Соликамск
Собор Архенгелов
XVIII век
с. Губдор, Красновишерский район
Николай Можайкий
XVIII век
д. Зеленята, Очерский район
Поклонный крест
XVII век
с. Вильгорт, Чердынский район
Распятие
XVIII век
С.Усолье
Страстной ангельский чин
XIX век
Известен автор - Никон Кирьянов (1860 - 1906 гг.)
С деревянной скульпутрой завершили, но здесь и ещё было что посмотреть
Об этом в следующей части рассказа
https://akostra.livejournal.com/1645903.html