Я уже была в Дагестане менее двух лет назад. Но мне там понравилось, а тут подруга собрала компанию в поездку, приуроченную к своему дню рождения. Ну, и я поехала ещё раз!
Ни разу не пожалела.
И помимо знакомства с прекрасной компанией, поразилась темпами строительства туристической инфраструктуры в Дагестане.
Так что будет много моментов было/стало.
И если что вот тут посты о поездке в сентябре 2022:
https://akostra.livejournal.com/tag/%D0%94%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD-2022 Но до Дагестана ещё надо добраться.
В этот раз я ехала поездом. Я вообще люблю поезда. Опять же так как поездки обычно всегда довольно активные у меня, то вот это тюлененье в поезде - это отдых от работы перед отпускными активностями, а обратно - после отпускных активностей перед работой.
Но походить всё же хочется, а для этого етсь долгие остановки.
Вот Ртищево. И походила полчаса, и воде как осмотрела местность.
Железнодорожный вокзал. Здание XIX века.
Какая интересная башенка!
А это водонапорная башня! И очень нетипичная.
Здание водонапорной башни расположено на улице Железнодорожной, представляет собой четырёхугольную башню, полностью сложенную из кирпича. Внутри неё на высоте 20-25 метров установлены два металлических бака для воды. К ним ведёт кованная чугунная лестница. Водоёмное здание или водонапорная башня возведена башня в 1896 году по уникальному нестандартному для Рязанско-Уральской железной дороги проекту. Её архитектурный стиль не имеет аналогов в России.
Необходимость строительства была вызвана вводом в строй участка железной дороги от Пензы до Балашова («Балашовский широтный ход»), что, в свою очередь, привело к увеличению количества пассажирских и грузовых составов, проходивших через станцию Ртищево. Считается, самым старым промышленным сооружением на территории города. Вплоть до 2000-х годов ртищевцы набирали в башнеартезианскую воду, но постепенно источник иссяк. Приказом Министерства культуры Саратовской области № 1-10/177 от 19 июня 2001 года водоёмное здание получило статус выявленного объекта культурного наследия.
https://www.tursar.ru/page-joy.php?j=4707 Фото по ссылке утащено:
И паровоз!
Паровоз Л-0026
Тамбово-Саратовская железная дорога строилась в три этапа: первый участок Тамбов - Умет открыт для движения 9 августа 1870 года, второй Умёт - Аткарск 14 января 1871 года[1] и третий Аткарск - Саратов - 4 июля 1871 года. Построены паровозные депо Тамбов, Ртищево, Аткарск, Саратов.
В 1871 году станция Ртищево была сдана в эксплуатацию.
Так как меня вся родня из Тамбова, то интересна эта страница истории Ртищево:
С октября 1920 по лето 1921 года на сёла нынешнего Ртищевского района отрядами под командованием А. С. Антонова и других руководителей Тамбовского восстания было совершено около двадцати набегов[11]. Дважды совершались налёты на станцию Ртищево. Первый был произведён 2 февраля 1921 года.
В самом Ртищеве антоновское движение имело широкую поддержку. Так, в протоколе заседания Полномочной комиссии ВЦИК от 10 апреля 1921 года о положении в уездах и политической работе в воинских частях, в частности, говорится:
По набранным материалам, Ртищево является одним из важнейших руководящих центров антоновщины, снабжение антоновских частей по всем признакам в значительной своей части идёт через Ртищево. Этот участок во всех отношениях надо признать одним из наиболее слабых.
С 8 по 16 марта на станции Ртищево было объявлено осадное положение, санкционированное Полномочной комиссией ВЦИК. Как говорилось в телеграмме военного ведомства в управдел ВЧК Г. Ягоде: Осадное положение введено «в связи с выступлением железнодорожных рабочих, которые на собраниях проводили явно эсеровскую пропаганду и намеревались выслать к Антонову делегацию, который в то время был в районе Турок».
В начале лета 1921 года девятитысячная 1-я партизанская армия под командованием полковника А. В. Богуславского вновь заняла станцию Ртищево. Против партизанской армии были брошены кавалерийские бригады Г. И. Котовского, М. П. Ковалёва, В. И. Дмитриенко, стрелковая бригада из Самары и три автобронеотряда. Общее командование осуществлял И. П. Уборевич. Под натиском войск Уборевича антоновцы отступили из города, ограбив при этом магазины и взорвав на узле резервуары с водой, чтобы лишить паровозы заправки. Части Красной Армии преследовали антоновцев и 2 июня 1921 года навязали им бой у села Елань (ныне территория Ртищевского района). В этом бою отличился эскадрон 14-й Отдельной кавбригады, под командованием Г. К. Жукова.
Следующая большая остановка - Саратов.
Тут прибывших в город приветствует сам Феликс Эдмундович.
А рядом с вокзалом стадион.
А почти сразу после Саратова было смаое яркое впечатление - мы переезжали ВОЛГУ!!! ТАк вокруг неё ещё водоемы или просто береговая линия такая изрезанная...
Но ощущение, что мы минут 10,если не больше, ехали по воде.
Справа уже виден мост, по которому мы поедем
Поворот - это когда хвост вашего поезда виден
Парковка плавсредств.
Какой же простор!
ещё хвост нашего поезда
Едем по мосту:
А строительство моста сопровождалось трагедией...
Мост строился долго и трудно. Поставленный перед строителями срок пуска моста - 15 февраля 1934 года был сорван. Газета «Саратовский рабочий» #12 (436) от 12.01.1934 года писала о вопиющей организации строительства моста, о срыве сроков монтажа пролётных строений и сборке ферм. Согласно газетной публикации строительством занималась организация «Стальмост», за неудовлетворительную работу по строительству Саратовского моста в августе 1933 года руководство этой организации было сменено.
13 апреля 1934 года произошла крупная трагедия. При сборке пролётных строений произошла деформация пролета, и мост буквально развалился. Тогда в Волге утонуло около 150 человек, но точных данных в архивах нет. Официальные органы и газеты тех лет об этом молчали. Все погибшие похоронены на Увекском кладбище Саратова, которое и образовалось после этой аварии.
…Время было обеденное, и большинство рабочих в целях экономии времени ели прямо на рабочих местах. В результате аварии всех сбросило в Волгу. Падая с 14-метровой высоты, люди пробивали своими телами лед, который ещё кое-где покрывал реку, но спастись не могли - тающий лед был ещё достаточно крепок и не давал плыть, но не выдерживал тяжести людей, которые пытались выбраться из ледяной воды.
В 1934 году из-за низких темпов работ правительством было принято решение о передаче строительства Железнодорожным войскам. Военным железнодорожникам предстояло смонтировать и установить на опоры пролётные строения общим весом более 10 тысяч тонн. К работам были привлечены учебно-опытный мостовой железнодорожный полк (командир Н. М. Ипатов), сводные мостовые железнодорожные роты Белорусского, Ленинградского, Украинского военных округов и Отдельной Кавказской Краснознаменной армии, слушатели старших курсов основного отделения мостового факультета и преподаватели кафедр Военно-транспортной академии РККА[2].
Работы начались зимой 1934 года. Сооружение моста требовало применения разнообразных способов монтажа пролётных строений: сборки на подмостях в пролете; полунавесной сборки с промежуточными опорами; сборки на подмостях в стороне от оси моста в уровне опор с последующей перевозкой на плавучих опорах; сборки на шпальных клетках с выкаткой по пирсам и с последующей перевозкой на плавучих опорах на высоте 6 метров и подъемкой пролётного строения весом 726 тонн на высоту 19 метров специальными ленточными подъемниками, впервые применявшимися в СССР. В апреле 1935 года все 16 пролетов моста были смонтированы, а 1 мая по мосту прошел первый пассажирский поезд[2]. 17 мая 1935 года мост длиной в 1730 м был принят в эксплуатацию.
В связи с этим существовавшее с 1896 года паромное соединение Рязанско-Уральской железной дороги было ликвидировано. Суда паромной переправы и Саратовский ледокол, входившие в состав флотилии Рязано-Уральской железной дороги, стали использоваться по другому назначению.
Но вот уже окрестности Волги
Станция у моря. Или всё же разлив?...
А вот красивое фото из инета:
А потом телефон долго пытался поймать казахстанскую сеть - всё поздравлял, что я в роуминге...
На станции Элтон простояли пару минут, и уже в окно отъезжающего поезда я увидела водонапорную башню!
И ещё красивость
Инет нам поможет:
А в этом поселке есть вот такой памятник
Памятник суслику установлен в посёлке Эльтон Волгоградской области.
Местные жители установили монумент в знак признательности за то, что этот степной зверёк спасал их предков в годы Великой Отечественной войны.
Памятник был открыт 10 сентября 2020 года.
Но это всё мелочи. Поселок назван в честь озера Эльтон. Вот куда бы...
И совсем рядом Баскунчак (по-моему следующая станция как раз была)
Фото также из инета (это всё вроде Эльтон):
А это Баскунчак.
Но это я всё не увидела. Я проезжала мимо на поезде.
И это была дорого через Астрахань.
А 2 года назхад мы ехали на машине через Элисту.
Вот тут рассказ:
https://images2.imgbox.com/cd/50/TM8yIGnW_o.jpgИ фото для затравки:
«Золота́я оби́тель Бу́дды Шакьяму́ни» - крупнейший буддийский храм Республики Калмыкия а также крупнейший буддийский храм в Европе.
И тогда мы проезжали мимо соленого озера. Оно не такое масштабное, но нам для восторга и фотосессии хватило!
https://akostra.livejournal.com/1592129.html А я возвращаюсь к рассказу о поездке июня 2024.
Был очень красивый пейзаж - деревья в сттепи. Как райский сад. Но уже вечерело, фотографии все смазанные вышли
Вечерняя долгая стоянка в Артезиане.
Утро - подъезжаем к Махачкале. Пляжи
Я приезжала в Махачкалу. А дом у нас в Зеленоморске. Час на машине ехать. Вообще я сначала купила билеты, а потом мы забронировали дом. И мне былологичней брать билет не до Махачкалы, а до Манаса - это следующая станция после Махачкалы (поезд до Дербернта). И от Манаса до нашего дома было около 10 км. Правда, в Махачкале поезд стоит 1 час. Ну, можно, например, сбегать за алкоголем, если вам актуально - благо около вокзала есть такой магазин.
ну, а я вышла на Махачкале, села в маршрутку и доехала до остановки 187 автобуса. Это экспресс Махачкала - аэропорт. Ходит каждые полчаса, без остановок. Ехать с полчаса же где-то. Цена 100 рублей.
Вот такой дизайн в атобусе.
А от аэропорта до дома тоже где-то 10 км. И есть маршрутка. Она ходит раз в час, но я попала чётко на ее время (оно совпало с расписанием в яндексе!). Я пришла на остановку за 10 минут до, если бы маршрутка не пришла, я бы вызвала уже такси. тут 250--300 рублей вышло бы.
Остановки как таковой нет.
Опять же поверила яндекс-картам.
Стою вот тут. Одна...
Но маршрутка пришла, и я за 30 рублей доехала до Зеленоморска.
Когда я приехала, все ушли на море (вся компания из Перми - их самолет на дагестанскую землю доставил рано утром).
Спасибо, Равиль остался дома. Он хоть меня впустил.
Уютный дом. Птички. Качели.
Голодные коты. За домом жило семейство с котятами. Это вроде отец-герой. Самый громкий и самый наглый.
Как оказалось, до моря мало того, что топать с полчаса, так ещё и по неочевидной тропе по полям-пастбищам.
В общем фото от пляжников больше на фоне полей и самолётов (аэропорт Махачкала в 10 км где-то)
Когда все вернулись-переоделись, мы поехали в Каспийск погулять.
В кафе попробовали местные блюда. Я заценила абрикосовую кашу.
А это вот хинкал. Масо вареное отдельно, тесто варёное отдельно. И бульон
Тут прервусь. О Каспийске в следующем посте
https://akostra.livejournal.com/1684014.html