Мурманск-2024. Часть 3-я. Мурманск. Музей Северного флота. Начало

Aug 29, 2024 18:11

Предыдущая часть: https://akostra.livejournal.com/1693027.html

19 августа.
Я вернулась в Музей Северного флота.
Экскурсия ещё не началась, а я уже осваиваю лабиринты здания музея. Расположение туалетов тут вот совсем не очевидно. Подняться на второй этаж, так ещё и правильную дверь найти...
Зато уже начала осмотр. Жаль, картины не подписаны.




Вот такая доска. Я тоже потом сеяб вписала. И да - указатель на туалет был на рсском и китайском.


Мне понравилось старое огромное зеркало. Наверное, наследие Дома офицеров. 1937 года? Ровесник зданию?



А в этот день - 19 августа - был день русской тельняшки. Я, конечно, не в тельняшке - но в принципе, можно засчитать, что я в тему оделась!


В фойе много корабельных колоколов. Вот один из.


Пушка 1877-1895 гг.


Немного истории.


А в 1916 году был основан МУрманск (он южнее Полярного).
Последний город Российской империи. Он был последним создан из городов. В аэропорту Мурманска целая экспозиция (правда, в печатном виде на стендах) посвящена царской семье и основанию города.





Во время войны сюда попал снаряд. Вот так отреставрировали пол.


Канифас-блок с судна "Персей"

Постройка зверобойного судна «Персей» была начата онежским промышленником Е. В. Могучим в 1916 году в Онеге. Через три года его отбуксировали в Архангельск, где на реке Лае после передачи Советом труда и обороны корпуса судна Плавморнину 10 января 1922 года, началась его достройка и оборудование по норвежским чертежам, как научно-исследовательского судна.
За годы своего плавания корабль науки совершил множество экспедиций (по разным данным - от 80 до 99) по северным морям - Баренцеву, Карскому, Гренландскому, плавал у берегов Новой Земли, Земли Франца-Иосифа, Ян-Майена и Шпицбергена. Участвовал в поисках арктической экспедиции Нобиле. Корабль проводил гидрологические, научно-промысловые исследования, в том числе по программе второго Международного полярного года (1932-1933 гг.):27. Во время Великой Отечественной войны, 10 июля 1941 года «Персей» был потоплен немецко-фашистской авиацией в губе Эйна Мотовского залива. Рейсы «Персея» стали школой для многих известных ученых-океанологов. Через исследования северных морей бассейна Северного Ледовитого океана «Персеем» советская наука перешла к исследованию всего Мирового океана.


Экскурсовод интересно рассказала, что под стойкостью русских моряков в том числе стоит и воинский указ 1720 года. Сдаваться в плен нельзя.
Врагу не сдаётся наш гордый "Варяг"..

В том же Цусимском сражении была сдача в плен кораблей

В июне-ноябре 1906 г. в Особом присутствии военно-морского суда Кронштадтского порта состоялись два процесса по делу о сдаче кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры - миноносца «Бедовый» и кораблей отряда Небогатова. Разбирательство проходило в условиях политической цензуры, разбирались лишь дела о сдаче кораблей в плен, но не об ответственности за поражение в битве. На суде оба адмирала, Рожественский и Небогатов, держались достойно, за спины подчинённых не прятались, стремились взять единоличную ответственность на себя.
Вопреки общественному мнению, которое, в общем, было склонно считать сдачу «Бедового» намного более тяжёлым преступлением, чем сдачу броненосцев, итоговый приговор суда по делу сдачи «Бедового» был мягким. Флаг-офицер (начальник штаба эскадры) капитан 1 ранга К. К. Клапье-де-Колонг, флагманский штурман полковник В. И. Филипповский, флагманский минный офицер лейтенант Е. А. Леонтьев и командир миноносца капитан 2 ранга Н. В. Баранов признавались виновными в преступной сдаче и приговаривались к смертной казни через расстрел, но с ходатайством суда на имя императора о замене смертной казни на заточение в крепость на 10 лет или о ещё большим смягчении. По окончательному приговору, утверждённому Николаем II, указанных виновных приговорили к исключению со службы без лишения чинов. Смягчающими обстоятельствами признали подрыв физических и нравственных сил офицеров штаба эскадры из-за трудностей похода, нравственное потрясение гибелью многих кораблей эскадры, пребывание на погибающем «Суворове» и желание спасти жизнь адмирала. Вице-адмирал З. П. Рожественский был признан невиновным ввиду его неспособности осознавать происходящее из-за тяжёлого ранения.

Ещё история, как в плен сдан был фрегат "Рафаил".

11 мая 1829 году «Рафаил» встретился с турецкой эскадрой, вышедшей из пролива Босфор, состоявшей из пятнадцати судов: шести линейных кораблей, двух фрегатов, пяти корветов и двух бригов. «Рафаил» попытался скрыться от превосходящего противника, однако ввиду маловетрия это ему не удалось и он оказался окружён. На совете офицеры решили драться «до последней капли крови», как того требовал Морской устав 1720 года, но когда начались разговоры с матросами, офицер, ведший переговоры, доложил, что команда не хочет погибать и просит сдать судно. В итоге капитан 2 ранга Семён Михайлович Стройников приказал спустить флаг и сдать корабль туркам.
Император Николай I в своём Высочайшем указе от 4 июня 1829 года повелел в случае возвращения фрегата сжечь его.

После заключения мирного договора экипаж, находившийся до того в плену, был возвращён в Россию, где над офицерами состоялся суд, председательствовал в котором адмирал Грейг. Первоначально офицеры были приговорены к смертной казни, но затем приговор был смягчён: все офицеры, кроме одного мичмана (находившегося в момент сдачи в крюйт-камере и потому оправданного, были разжалованы в матросы. Один из офицеров - капитан-лейтенант Киселёв - по возвращении из плена умер в Сизополе, не дожив до суда.
Семён Михайлович Стройников, капитан II ранга, кавалер ордена Святого Георгия IV класса, был лишён званий и наград. Ходил рядовым матросом на фрегате «Поспешный»[источник не указан 2738 дней]. Также Стройникову было запрещено жениться, «дабы не иметь в России потомства труса и изменника». Однако, к тому времени он уже имел двух сыновей. Оба впоследствии стали контр-адмиралами.

Очень много артефактов с ледокола "Георгий Седов"
Во время прохождения по северным льдам ледокал встал. Было принято решение оставить его дрейфовать. Разумеется, на борту оставили часть людей. Ледокол не удалось вырвать изо льдов и следующим "летом". В итоге - 27 месяцев дрейфа!!
15 морякам присвоено звание Героя Советского Союза.


В 1915 году на север были дотсавлены первые подлодки.


Как доставляли те подложки? По жд дороге. Не одна я таким маршрутом сюда прибыла.




Далее были и Революция, и ИНтервенция.
Интервенты создали тут и концетрационные лагеря.


В документальном фильме корреспондента BBC Люси Эш «Когда Британия вторглась в Россию», там приводится цитата из книги Павла Рассказова «Записки заключенного»:
«Агентом контрразведки, как учреждения пыток, застенков и бесчеловечного мучения людей был лейтенант Бо. Бывший крупный московский коммерсант, среднего роста, толстый, с круглой бритой обрюзгшей физиономией, напоминающей бульдога, с широкой инициативой в проявлении зверств, Бо был типичным жандармом и охранником. Под его „отеческим попечением“ находился лагерь военнопленных на острове Мудьюге (Мудьюгский концентрационный лагерь)»

Чем же интересен этот Бо?

Эрнест Генрих Бо родился 25 ноября (7 декабря) 1881 года в Москве[2] в семье негоцианта Эдуарда Ипполита Бо (1835-1899) и его второй жены Марии Луизы Вильгельмины (1843-1906), урождённой Мисфельд, крещён 5 декабря 1882 года в московском храме Святого Людовика Французского. Его сводный брат Эдуард Франсуа Бо (1862-?) работал на крупнейшую российскую косметическую фирму, поставщика Императорского Двора Alphonse Rallet & Co., которая в 1898 году была приобретена грасской фирмой Léon Chiris.

И Энрест Генрих разработал серию духов.

Так как в фирме Chiris Бо видел лишь ограниченные возможности для развития своего таланта, то в 1920 году он при посредничестве великого князя Дмитрия Павловича знакомится в соседнем Канне с модельером Коко Шанель. Из презентованной Шанель серии Rallet № 1 она выбрала 5-й номер и, из изготовленных в 1921 году первых 100 пробных флаконов Chanel No. 5 все до единого отправила в виде рождественского подарка светским знаменитостям и законодателям моды. На самом деле существуют несколько историй возникновения аромата Chanel No. 5, но в каждой из них так или иначе присутствует Эрнест Бо.

Казалось бы...


Ледокольный параход "А.Сибиряков" в 1932 году первым прошел за одну летнюю навигацию северным путём от Архангельска в Петропавловск-Камчатский.


Конечно, про Папанина и Станция на дрейфующей льдине


В Мурманск нужно было перебрасывать корбали. Но морями это делать - огибать по полконтинента в жутко слозжных погодных условиях, а то и не один...
В общем в 1940 году корабли и подлодки провели по рекам-каналам. Это было очень не просто, периодически перемещали и по суше. Но дошли. Вот слева перечень судов, на карте - их путь.




Подлодку в МУрманске встречала делегация. Киров, Сталин, Ворошилов.
Переход был ооочень значимым.


Закупнев, Захар Александрович - первый командир Северной военной флотилии, из которой был сформирован Северный флот СССР.
С августа 1933 года командующий Северной военной флотилией, которая впоследствии (с 1937 года) станет Северным флотом. По мнению сослуживца, после назначения на эту должность и прибытия в Мурманск, Закупнев с энтузиазмом принялся за дело, но столкнулся с огромной массой проблем при создании флотилии, не смог организовать плановую работу и постепенно «опустил руки», что стало причиной замены его на К. И. Душенова.

Расстрелян 4 сентября 1937 года


Его приемник Душенов, Константин Иванович
В ноябре 1930 года назначен начальником штаба Морских сил Чёрного моря, в марте 1935 года - командующим Северной военной флотилией, а 11 мая 1937 года, после её переформирования во флот - командующим Северным флотом (до 1938). Будучи первым командующим флота, приложил огромные усилия как для его боевого становления, так и для обустройства берегового хозяйства флота, практически полностью до его приезда на Север отсутствующей.

Расстрелян в 1940 году.


Подлодка "Декабрист" погила в 1940 году.




Гидросамолет МБР-2. РАзведчик. "Амбар"


Дрозд, Валентин Петрович

Родился в 1906 году в городе Буда-Кошелёво Могилёвской губернии.
Участник гражданской войны в Испании, советник при командующем флотилией республиканского флота[1].
С 28 мая 1938 года был врид командующего (в звании капитана 1-го ранга), а затем утверждён в должности командующего Северным флотом[2].
С 1940 года - начальник Черноморского высшего военно-морского училища.
В начале Великой Отечественной войны служил в должности командира отряда лёгких сил, позже эскадры кораблей Балтийского флота. В 1941 году руководил боевыми действиями кораблей в Ирбенском проливе, обороне Моонзунда.
В конце августа 1941 года руководил отрядом главных сил при эвакуации Балтийского флота из Таллина в Кронштадт. К месту назначения из Таллина в Кронштадт прибыло 112 боевых кораблей, 23 транспортных и вспомогательных судна.
Участник эвакуации с полуострова Ханко и обороны Ленинграда.
29 января 1943 года вице-адмирал Дрозд погиб во время артиллерийского обстрела на ледовой трассе из Ленинграда в Кронштадт: его автомобиль провалился под лёд, и адмирал утонул. Похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

Головко, Арсений Григорьевич
С июля 1940 по апрель 1946 года командовал Северным флотом. 17 июня 1941 года под свою ответственность принял решение перевести флот в боевую готовность № 2 из-за участившихся разведвылетов немецкой авиации над базами флота.
Флот вывели из гавани, и он не пострадал от первых фашистских бомбардировок.
Поступил не по субардинации - нужна была комнада из центра. Но он спас флот - а победителей не судят. Даже наверху так решили.

Бессменно командовал Северным флотом на протяжении всей Великой Отечественной войны. Под его руководством флот участвовал в обороне Мурманска и в обороне всего Советского Заполярья, в обеспечении проводки северных морских конвоев союзников и внутренних конвоев, в борьбе на коммуникациях германских войск у Северной Норвегии, в Петсамо-Киркенесской наступательной операции.

Наград у него много, но Героем Советского Союза не стал. Просто командовал Северным флотом всю войну. Просто делал свою работу.

И ему тоже не удалось умереть своей смертью.
В какой-то момент присутствовал на испытаниях оружия. Вскоре умер от лучевой болезни в 55 лет..


Редкое фото в том числе и потому, что Халдей - автор того самого снимка красноармеца с флагом над рейхстагом. Да, кадр постановочный уже, но тем не менее.
Долматовский - поэт-песенник.
"А годы летят", " Всё стало вокруг голубым и зелёным", "Любимый город", "Лизавета", "Родина слышит"...
Роман Кармен известный документалист - кинооператор, реджиссер, сценарист.
Попасть всем в один кадр, да ещё в Берлине...




И пусть песня на стихи Долматовского
Ленодин Утёсов "Случайный вальс

Юрий Гагарин тоже служил в авиации Северного флота.


А это модель Авроры. Очень дорогая - идеально сделанная.


Артефакты "Курска"...






Первый Герой Совесткого Союза на Северном флоте.

В период с 14 по 18 июля 1941 года в устье реки Западная Лица отряд вёл бои с превосходящими силами противника. Отделение Кислякова занимало оборону на одной из безымянных высот. В одном из боёв, когда почти закончились боеприпасы, старший сержант В. П. Кисляков приказал своим бойцам отходить, а сам в течение часа в одиночку удерживал занимаемые позиции до подхода подкрепления, уничтожив за время боя до 100 вражеских солдат.

И да - он остался жив, ибо подкрепление таки пришло!
Войну закончил в Вене. Умер в 1990 году.


Самолеты Северного флота в годы войны.







Лиинахамари?!!!!
ИМенно сюда мы поедем буквально на следующий день!
А жить будем на полуострове Немецком - это "розочка" на левом берегу Баренцева моря.
Укрепления немецкие тут были повсюду. В итоге нашим удалось пррваться с СУШИ!!!

В годы Советско-финской войны 1941-1944 годов - Великой Отечественной войны порт Лиинахамари был главной базой для вывоза никеля из стратегически важных для Германии месторождений в районе посёлка Петсамо, а также одной из важнейших военно-морских баз Кригсмарине на побережье Баренцева моря. Эта база играла огромную роль в борьбе с советским Северным флотом и арктическими конвоями союзников в СССР, а также находилась на передовом рубеже обороны оккупированной немцами Норвегии от наступающей Советской армии.
В 1943 году в окрестностях Лиинахамари (ныне урочище Девкина заводь в средней части Печенгского залива) гитлеровцы скрытно построили военный объект (силами советских военнопленных, уничтоженных по окончании работ). Пленные рубили в скалах многометровые штольни для сооружения цехов завода неустановленного назначения, а также помещения для госпиталя.
Порт и гавань Лиинахамари были превращены в мощный оборонительный район во фьорде Петсамовуоно. В целом система обороны Лиинахамари и залива насчитывала 4 береговые батареи 150 и 210-миллиметровых орудий, 20 батарей 88-миллиметровых зенитных орудий противовоздушной обороны, оборудованных для стрельбы по наземным и морским целям. В порту на причалах были оборудованы железобетонные доты с бронированными колпаками.
А вот тут статья о самой операции
https://rg.ru/2019/10/09/reg-szfo/kak-sovetskie-diversanty-obespechili-vziatie-liinahamari-75-let-nazad.html

А на этой схеме показано, как в 1941 году наши полдодки устравилали прорывы в этом заливе
https://news.rambler.ru/other/44836043-malyutki-v-linahamari-kak-sovetskie-podvodniki-proryvalis-vo-vrazheskuyu-gavan/


Ещё один героический эпизод.

Дагестанец Гаджиев, Магомет Имадутдинович даром, что родился около Гуниба, захотел поступить в военно-морское училище. Хоть русский язык знал плохо - но быстро выучили и поступил!

Великую Отечественную войну Гаджиев встретил на Северном флоте. 30 июля 1941 года ему было присвоено звание капитана 2 ранга. С начала войны дивизион Гаджиева произвёл 12 боевых походов. По советским данным, к лету 1942 года при личном участии Гаджиева были потоплены 10 транспортов противника.

Он ввёл в практику подводников потопление транспортов противника из артиллерийских орудий, которыми были оснащены лодки типа «К» (2 орудия Б-24ПЛ калибра 100 мм и 2 орудия по 45 мм). Кроме того, Гаджиев ввёл в традицию подводников салют из орудия в знак того, что экипаж одержал очередную победу в море. Обе эти традиции родились одновременно: 4 декабря 1941 года после атаки на конвой «К-3» с комдивом на борту была атакована противолодочными кораблями и легла на дно с течью соляра и поступлением воды в корпус. По приказу Гаджиева «К-3» всплыла и приняла артиллерийский бой против трёх сторожевиков противника. Артиллерийская дуэль продолжалась 7 минут. За это время К-3 выпустила 39 снарядов калибра 100 мм и 47 снарядов калибра 45 мм. В результате Uj 1403 прекратил преследование лодки из-за неполадок с двигателями, UJ-1708 взорвался и затонул (погибло 50 моряков), а UJ-1416 был повреждён и вышел из боя. К-3, вернувшись 6 декабря из боевого похода, впервые произвела орудийный салют.
12 мая 1942 года подводная лодка «К-23», на которой находился Гаджиев, атаковала конвой, а затем вступила в бой с охранявшими суда тремя противолодочными кораблями. Силы оказались неравны, и попытавшаяся уйти в подводном положении лодка, оставлявшая на поверхности след соляра, была потоплена глубинными бомбами с большого охотника «Uj 1109». Магомету Гаджиеву приписывают фразу: «Нигде нет такого равенства, какое существует на подводной лодке, где все или побеждают, или погибают». Фраза оказалась пророческой: из находившихся на борту К-23 не уцелел никто.



В войну было и оленье подразделение!
Лошади и собаки шумные, требуют провизию. А олени тихоньки придут, не лают, ни ржут... Есть захотят - из-под снега себе ягель наковыряют.
И это не шутки - очень важна была их помощь!


Конечно, "Мурманск" бомбили. Тем более, что в то время  он почти весь был деревянный...


На страже мурманского неба дирижабли!

Аэростаты заграждения

В таком виде аэростаты первыми начали применять ещё англичане в Первую мировую войну. Таким способом британцы защищали Лондон от немецких аэропланов. Этот опыт пригодился им в начале Второй мировой войны. Только теперь это были массовые заграждения. В отдельных случаях в воздухе их было до двух тысяч, а над отдельными объектами они висели постоянно. Эта методика нашла широкое применение и при организации противовоздушной обороны в Москве и Ленинграде. Наши бойцы ПВО вывешивали аэростаты в шахматном порядке, а для верности на каждый трос подвешивали ещё и мину. Самолёт сталкивался с тросом, мина съезжала к крылу, и - «Гитлер капут». Внешне аэростаты заграждения напоминали маленькие дирижабли и поднимались обычно ночью по одному или два на одном тросе (в тандеме). Утром дежурство заканчивалось, и их опускали вниз.
https://histrf.ru/read/articles/kak-voievali-dirizhabli-v-vielikuiu-otiechiestviennuiu

Ну, и вот в Мурманске тоже исползовались!

НЕмецкие артефакты..


Я ещё не знаю, но на НЕмецком мы этих трехножек увидим тьму тьмущую...


Остатки пушки..


Прервусь.Продолжение следует.
https://akostra.livejournal.com/1693655.html

Приключения, История, Русская музыка, Путешествия, Мурманск-2024, Я фотограф

Previous post Next post
Up