Выставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917-1937» Зотов-центр. Окончание

Nov 05, 2024 16:39

На выставке была 28 мая

О питерском конструктивистском квартале было в предыдущем посте: https://akostra.livejournal.com/1700567.html

А теперь
Большой Свердловск

С наступлением индустриализации Свердловск начинает осознавать себя полноценной столицей Урала: здесь концентрируются научные институты, промышленные тресты, региональные плановые органы, и, конечно, отсюда осуществляется руководство огромной областью. Амбиции города выражаются и в строительстве: ещё на рубеже 1920-1930-х годов появляется проект "Большой Свердловск", по которому старый Екатеринбург должен был бесследно исчезнуть, уступив место новому социалистическому городу с широкими проспектами, многоэтажными домами и большими площадями.

Реализовать столь масштабный проект в условиях дефицита средств на жилищное строительство было попросту невозможно, поэтому замещение старого новым просиходило крайне неравномерно. Среди малоэтажной деревянной застройки тут и там внезапно вырастали громады конструктивистских зданий и жилых комплекесов, резко контрастировавшие с окружающей средой: Городок чекистов, Дом Госпромурала, Дом Советов и другие. Новые здания, одетые в белую штукатурку, стали символами успехов индустриализации, а на проспекте Ленина, где всё же сформировался конструктивистский ансамбль, должна была появиться главная площадь Свердловска - площадь Парижской Коммуны.

Комплекс Городок чекистов


Но не одним Свердловском...

Дом науки и культуры/Театр оперы и балета в Новосибирске

Первый проект Дома науки и культуры Александра Гринберга и Иннокентия Киренского 1930 года включал театр на 3000 мест, дополнительный зал на 750 человек, выставочный центр, музей и библиотеку, а также научно-исследовательский институт. Плсле включения в работу Траугота Бардта и Михаила Курилко проект расширился, архитекторы задумали "сверхмеханизированный театр планетарного типа" по системе ТЕОМАСС (синтетический театр массового действа).
Проект предполагал возможность вращения круговых платформ в основе как сцены, так и зрительного зала, сквозное перемещение через пространство театра колонн демонстрантов и техники, кинопроекции на гигантский купол диаметром 60 и высотой 25 метров.
После критики конструктивистского проекта театра был объявлен дополнительный конкурс на внешнее оформление здания, участие в доработке и реализации котрого приняли победитель конкурса Борис Гордеев и его команда при участии Второй мастерской Моссовета Алексея Щусева и персонально Александра Куровского, Виктора Биркенберга и Григория Данкмана. Уже с 1935 год, после отказа от механизации сцены, началась перестройка практически построенного здания под обычный театр, а многочисленные проблемы, возникшие в ходе упрощения и адаптации проекта к новой функции, многократное превышение изначальной сметы и дефицит всех ресурсов приводили к появлению все большего числа сложностей и затягиванию строительства. НЕсмотря на гран-при за макет новосибирского Театра оперы и балета на Всемирной выставке "Искусство и техника в современной жизни" в ПАриже в 1937 году, в этом же и следующем году были арестованы и репрессированы главный инденер строительства Сергей Полыгалин и создатель системы ТЕОМАСС Траугот Бардт. Несмотря на официальное открытие театра в мае 1945 года, окончательно строительство было завершено длишь в 1956 году.



Александр Гринберг, Михаил Смуров, Траугот Бардт, Михаил КУрилко

Здание Новосибирского театра оперы и балета (ранее ДОм науки и культуры в Новосибирске). Современный вид
1931-1935


Мастерская Бориса Иофана.
Дворец Советов в Москве.
Конкурсный проект.
1942-1943

Иван Леонидов
город Солнца.
Здание "Пагода". Фасады.
1943-1959


Александр и Виктор Веснины, Лященко
Здание Народного комиссариата тяжёлой промышленности (Наркомтяжа)
1934


Не сфотографировала поодпись, что за клуб


Трамвайная остановка в Магнитогорске
1936


Владимир Георгиев
Магнитогорский металлургический комбинат имени И.В.Сталина
Мартеновские цехи
1946 гю


Илья Голосов
Синтетический театр в Свердловске
Конкурсный проект
1931


Даниил Фридман
Синтетический театр в Свердловске.
Конкурсный проект
1931


Моисей Гинзбург
Синтетический театр в Свердловске.
Конкурсный проект
Перспектива зрительного зала
1931


Игорь Явейн
Московский центральный вокзал транзитных поездов.
Центральный (Курский) вокзал в МОскве.
Проект.
1932

Современный вокзал - это место пересечения различных видов транспорта. Вокзал - узел, связывающий города, страны, континенты.
                                                                                                             Игорь Явейн

Идея вокзала как "стыка различных видов транспорт", предвосхитившая строительство комплексов второй половины XX - начала XXI века, была в своем предельном выражении впервые заявлена и детально проработана в 1932 году в конкурсном проекте Курского (Центрального) вокзала в Москве.
По радикальной идее и новаторской концепции Игоря Явейна в центре города в одном компактном узле должны были пересечься семь различных видов транспорта: поезда дальнего следования, в том числе транзитные, пригородные электрички, автобусы, троллейбусы, трамваи, метро, такси и личные автомашины; крыша-палуба длиной 300 метров служила аэродромом для аэропланов и авиатакси. Возникла идея многоуровневого вокзала - моста над путями с раскинутыми по сторонам пандусами, переходами, переездами. Траектории и развязки потоков различных видов транспорта и пассажиров в своей связанности и целостности оказались подобием некоего живого существа, порождающего все эти потоки, схемы и диаграммы.
"Пассажирский корпус подобно гигантской "сороконожке" сидит над путями, платформами и останавливающимися поездами, как бы выпуская свои длинные, пологие пасажирские пандусы, переходящие далее зрительно в навесы на платформах, расчленяя остекленными лестницами спусков потоки останавливающегося внизу городского транспорта и охватывая автомобильными пандусами, как елщами, площадь прибытия". Александр Веснин в 1937 году сказал автору "сороконожки": "Проект выглядел так непривычно... нельзя было даже приблизительно представить, кто и что за этим может стоять. А то дали бы одну первую премию, а не две вторых".


Зелёный город

Михаил Барщ и Моисей Гинзубрг воспользовались конкурсом на проект Зелёного города - курорта под Москвой, чтобы широко обнародовать своё предложение по дезурбанизации.
По проекту архитекторов, Зелёный город - это один из районов Москвы, рассчитанный на 100 тыс. жителей, которые должны были работать на местных промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве. Согласно их плану, Зелёный город лентой располагался вдоль Ярославского шоссе. Ближе к дороге находилась парковая полоса шириной 200-250 метров, за ней шла линия жилых строений в виде поднятых на столбы ячеек, которые могли соединяться в блоки.
Вдоль одной стороны шоссе равномерно располагались автобусные станции, от которых вели крытые переходы к ячейкам. На территории между шоссе и ячейками находились общественные столовые, помещения для отдыха, спортивыые - волейбольные и теннисные площадки, парикмахерские, распределитель предметов обихода и т.д.
По другую сторону шоссе, в нетронутых массивах зелени располагались детские учреждения, школы с мастерскими для политехнического обучения, специализированные техникумы, учреждения культуры.

Моисей Гинзбург,
Михаил Барщ

Зелёный город. Конкурсный проект подмосковного города-курорта. Жилая ячейка с трансформируемым внутренним пространством.
Блокированные жилые ячейки

3Dреконструкция "Гинбург Архитектс"
Цифровая печать 2024


Ячейка имеет двухстороннюю освещаемость и сквозное проветривание. Лишь двусторонняя освещаемость даёт некторую полноту простора и широту восприятия природы. Восход и заход солнца, природа с одной и другой стороны - всё это не роскошь, а необходимое требование. Окна во всю ширину стены, от пола до потолка. Солнце пронизывает насквозь жилую ячейку: окна сворачиваются гармоникой, и жилая ячейка превращается в крытую террасу, окруженную зеленью. Комната почт теряет свою "комнатную специфичность", она растворяется в природе, становясь в ней лишь горизонтальной площадкой...

...Полотняные маркизы опускаются летом над окнами, давая тень, а так называемые термошторы (деревянные рейки, нашитые на плотную ткань или войлок и двигающиеся в вертикальных направлениях) зимой позволяют регулировать степень охлаждаемости стеклянных окон.

В каждой жилой ячейке умывальник, и в каждой ячейке - примыкающие душевая и уборная. Каждая жилая ячейка имеет отдельных ход и может не сообщаться с соседними. Пусть муж и жена живут рядом в двух смежных ячейках. Между ними дверь, которой они могут сообщаться. Но наличие отдельного входа в каждую из этих двух ячеек гарантирует то, что они могут и не общаться, если этого не хотят....

Деревянный сборный каркас из стандартных брусков, фибролитовые щиты, оконные переплеты из фибролита или дерева, плоская гольцементная кровля на деревянной основе - вот главнейшие конструктивные черты этого строительства. Ориентировочная стоимость кубометра такой постройки, включая все оборудования, составляет не более 10-12 руб.
"Строительство Москвы" 1930, №3




Яков Чернихов

Канатный цех с водонапорной башней завода "Красный гвоздильщик" в ленинграде
1931



Матвей Манизер
Физкультурник
1930-1934


Эль Лисицкий
Конструктор.
Автопортрет
1924


Во второй половине 1930-х ленинградцы Борис Смирнов и Борис Крейцер занимались разработкой акушерского, операционного, рентгенного комплексов и приемного покоя и выпутсили серию книг под эгидой научно-исследовательского сектора треста "Ленпроект". Наряду с лечебными, в этих проектах проработаны процессы, пространственно определяющие их специфику, учтены передовые медицинские, архитектурные достижения и новейшее оборудование. В акушерском комплексе графики движения роженицы, новорожденного, врачебного персонала строго регламентировались. На основе изучения предшествующего опыта Борис Смирнов спроектировал родильную кровать с учетом удобного перемещения на ней роженицы.


Алексей Сотников, Мастерская Владимира татлина в ВХУТЕИНе

Поильник "Первая детская посуда"
1930

Набор из 10 поильников, которые должны были использоваться во всех детских яслях. Поильник удобен и идеально помещается в ладонь. Закрывается металлическим зажимом, так что молоко не выливается. Для переноски предусмотрена соломенная кассета.


Типовой образец зрительного кресла по проекту Бориса Смирнова, Бориса Пятунина, Бориса Крейцера
1937


Игорь Явейн
Трамвайная остановка на площади. Эскиз окончательного решения. Студенческий проект в ЛИГИ (Ленинградском институте гражданских инженеров)
1928

Руководитель Александр Никольский поставил задачу вписать объём остановки в площадь, образованную развилкой трёх трамвайных путей. Учитель указал карандашом на треугольный островок: "А ну-ка, выкрутись!.." При этом незадолго до того Никольский выставил проект трамвайной остановки - одну из наиболее знаковых своих работ. В творческом кредо Игоря Явейна этот маленький проект - ключевой и исходный. Главным и формообразующим принципом архитектуры здесь служит порядок движения трамваев и потоков людей. В центре треугольной площади помещена конструкция в виде вертикальной мачты, поставленной на трёх опорах, с нанизанным на неё треугольным навесом. Завершение - "фонарь" - "смотровая кабина регулировщика".


Григорий Симонов,
Тамара Каценеленбоген,
Михаил Русаков,
В.Нотес

Окраска стен и расстановка мебели в двух комнатах. Проект
1925-1935

Для удачного использования цвета ... необходима .. постановка .. светоцвета. ... Если подвергнуть анализу обычную прямоугольну. комнату с окном с одной стороны, то нетрудно убедиться, что в некоторой степени комната будет получать своё освещение при помощи отраженного света, отбрасываемого её стенами, работающими как экраны-отражатели. ... Максимально работающий на отражение экран есть стена, противоположная окну, либо боковые стены, так как максимальная часть световых лучей будет или непосредственно отражаться от них, или - в худшем случае - вторичным отражением; на следующем месте в этом смысле нужно поставить - пол и на самом последнем - ту стенку, в которой прорезано оконное отверстие. Если принять во внимание данные соответствующего отражения и поглощения различных цветов, то мы получаем отправную схему первых шагов цветового разрешения команты.
                                                Моисей Гинзбург, 1929


Студенческий дом-коммуна для Текстильного института в МОскве на Донской улице
1928-1931


Нашла вот пост и реставрации этого дома-коммуны. Много фотографий
https://www.m24.ru/galleries/rekonstrukciya/29092015/4206


Александр Родченко
Ателье архитектора. Из серии "Дом Гинзбурга на Новинском бульваре" Москва
1929


Кухонный элемент в ячейке "F" в коммунальном доме РЖСКТ "Показательное строительство" на Гоголевском бульваре в Москве
1929-1931


Михаил Черемных
"гляди в оба"
1931


Буковки тут не к фотографии.
НА ней изображе ДК "Зуева"


Сергей Панин
Купальня-баня Рогожско-Симоновского района в МОскве.
1928


Шахматы "Работать и жить"
2024
Созданы по эскизам студентов Института бизнеса и дизайня B&D





Ной Троцкий
Дом-коммуна в местечке Белый Бычок (с 1932 - поселок Чагода) (Ленинградская область, сейчас в составе Вологодской области)
1926


Ной Троцкий
Стекольный завод в местечке Белый Бычок
1926


Износится рабочий.. Удачная формулировка...

Плакат Родченко 1924 год


Н.Бадинов
Столовая санатория "Просвещенец" в Кисловодске
Проект
1930-е








Всё! Рассказ о выставке выставке закончила.

Выставки, История, Конструктивизм, Архитектура, Я фотограф

Previous post Next post
Up