Еле нашли музей...
Сначала правильно подошли к зданию, как оказалось. Но афиши у входа гласили "Россия - любовь моя. Искуство ювелиров". Про "Драгценности двора" афиш нет. Ну, значит, надо в главное здание исторического. Заходим туда, а нам говорят, нет, в Музее Отечественной войны 1812 года выставка.
Вернулись обратно.
Да, афиши выставки при входе вешать не обязательно. Сами догадайтесь.
Я лично вообще не знала о существовании музея Отечественной войны 1812 года. ,Если что - это бывший Музей Ленина.
Бонусом тут же празднования, гуляния, палатки и прочее... Досмотр, чтобы дойти до Музея 1812 года (ну, чтобы войти на ярмарку перед ним), второй досмотр, чтобы дойти до Историческог музея (на Красную площадь), всё в ограждениях - ходили змейкой практически до фонтана Витали. Короче, когда оказались в Музее, меня уже слегка потрясывало. Умеют у нас создать праздничное настроение.
Но выставка выправила все отрицательные эмоции - шикарные экспонаты. Даже обилие народу приняли как данность и терпеливо стояли в очередях к витринам.
Первый зал непосредственно ювелирные украшения.
Архангел Михаил, поражающий дьявола.
Франция 1830-е.
Бронза, перламутр, жемчуг барочный.
Поступление в коллекцию Эрмитажа в 1845 году из коллекции Татищева.
"Попугай"
Фирма "Cartier"
1910-е
Халцедон, розовый кварц, слоновая кость, золото, бриллианты.
Камнерезные фигурки были необычайно популярны на рубеже XIX-XX вв. Их изготовлением особенно славились русские мастера. Известно, что ювелирный дом Cartier закупал камнерезные изделия из России. Но затем фирма создала ряд сових фигурок, среди которых Попугай из эрмитажной коллекции.
Это настольное украшение ранее принадлежало графине Е.В.Шуваловой, урождённой княжне Барятинской (1855-1938), - хозяйке модного великосветского салона в Санкт-Петербурге, известной своими балами и благотворительностью. Она являлась членом Общества защиты и сохранения в России памятников искусств аи старины. После революции 1917 года графиня эмигрировала, а её коллекции со временем были переданы в Эрмитаж, Русский музей и Музейный фонд.
"Сабля детская, в ножнах"
Россия, Санкт-Петербург
Конец XVIII в.
Золото, сталь, дерево, кожа, эмаль
Поступление в 1886 г., ранее в Царскосельском Арсенале.
Маленькая сабля была подарена Великому князю Александру Павловичу императрицей Екатериной II
"Цепь с нанизанными 28 печатками-инталиями и подвеском в виде циферблата часов".
Западная Европа или Россия
Сердолик, халцедоны, золото, железо, металл
Первая четверть XIX в.
Поступление в 1925 году, ранее в собрании Юсуповых.
В одном из самых знаменитых художественных собраний России, принадлежавших Н.Б.Юсупову, важное место было отведено разными камнями. Князь разделял страсть к глиптике со своей августейшей покровительницей, Екатериной II, выполняя её поручения по приобретению в Италии отдельных гемм и целых дактилиотек (ларцы с коллекциями камней), а также собирая своюсобственную коллекцию камней и инталий.
Инта́лия (от итал. intaglio - врезание) - разновидность геммы, ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике углублённого рельефа (контррельефа) на драгоценных или полудрагоценных камнях или на стекле, в противоположность камеe, которая выполняется в технике выпуклого рельефа.
Увлекалась драгоценными и полудрагоценными камнями, а также изделиями из них и жена князя, Т.В.Юсупова. Она отдавала предпочтение инталиям, вырезанным преимущественно из сердолика и халцедона, с эмблематическими и символическими изображениями, сопровождавшимися многозначительными девизами, как правило, на французском, русском и английском языках. Позднее геммы получали золотые оправы с фигурными ручкми, что позволяло использовать их как миниатюрные настольные печати или брелоки.
Такие инталии-печатки, заказанные Татьяной Васильевной у современных резчиков, зачастую предназначались для подарков родным и друзьям четы Юсуповых. Однако большое их количество осталось в родовой коллекции, было нанизано на три цепи, а в последствии пополнило собрание глиптики Эрмитажа.
Я больше фотографировла даже не для отчета, а чтобы просто разглядеть. Очень мелкие детали, и живьём плохо было видно.
Там представлен был целый ларец с геммами. Цело
Вот камни оттуда, но целиком его не фотографировал. Слишком большой и не фотогеничный.
"Ларец для хранения резных камней"
Россия, Санкт-Петербург, 1837 г.
Геммы: Италия XVI-XIX вв.
Хвойные породы дерева, чёрное дерево, клён, золото, серебро, медь, бархат, бумага, смальты, раковина, янтарь, агаты, альмандины, сардониксы, хрихопраз, сердолики, стекло.
Поступление в 1846 г. в составе коллекции Татищева.
В 1845-1846 гг. в Эрмитаж поступило собрание графа Д.П.Татищева, которое он за несколько лет до своей кончины завещал Николаю I. По своей сути, гигантским размерам и разнообразию наполнявших его памятников собрание напоминало скорее отдельный музей.
Формированию дактилиотеки (коллекции произведений глиптики), как и прочих коллекций графа, благоприятствовала его дипломатическая карьера и частная жизнь в европейских странах.
К 1841 году дактилиотека Татищева включала в себя 160 наименований инталий и камней. Здесь были образцы античных гемм, но ядро коллекции составляла европейская глиптика разных периодов. Татищев заказывал для своих гемм элегантные, нередко драгоценные оправы в духе модных тогда истоорических стилей, пользуясь услугами лучший венских ювелиров.
Камелии и инталии в драгоценных оправах хранились в деревянном резном ларце, так называемом кабинете, сделанном в Петербуге в стиле позднего барокко, со вставленной в него кассетой. Снаружи кабинет украшен 19 инталиями и камеями, а также двумя мозаичными вставками.
Незадолго до кончины Татищева дактилиотека в ларце была привезена из Вены в Петербург. После смерти Татищева в 1845 г. резные камни, согдасно завещанию, доставили в Кабинет Его Величества, а в следующем году - в Эрмитаж.
Солонка
Мастер Иван Краг
Москва,
1797 г.
Золото, бриллианты, серебро, алмазы огранки "роза", эмаль.
Поступление в Эрмитаж в середине xIX века, до 1852 в Оружейной палате.
Солонка была подарена Павлу I в 1797 году от имени московского купечества.
Булавка для украшения прически в виде попугая.
Санкт-Петербург, 1770-1780 гг.
Навершие булавки выполнено в виде попугая. Усыпанная мелкими бриллиантами композиция крепилась к булавке с помощью пружины и потому дрожала при движении, отчего камни сверкали ещё ярче.
Глаза попугая кажутся цветными, поскольку имеют подложку из цветной фольги.
В последней четверти XVIII в. на смену цветным драгоценным камням пришли монохронные. Ювелиры стали активно использовать медкие алмазы и жемчуг.
Булавка. Принадлежала императрице Елизавете Петровне.
Санкт-Петербург
середина XVIII в.
Навершие булавки с длинной стальной в виде пчелы изготовлено позднее. Вероятно, первоначально изделие могло использоваться в виде броши или кулона, о чём свидетельствуют пустые крепления оборотной стороны. Булавка также могла украшать причёску.
Предметы из туалетного прибора императрицы Анны Иоанновны.
(представлено несколько предметов)
Иоганн Людвиг Биллер и Иоганн Якоб Вальд
Германия, Аугсбург
1736-1740 гг.
Золото
Золотой туалетный прибор состоит из 46 предметов - это туалетные коробкиЮ рукомойный набоор, разнообразные локти и подносы, щётка, подушечка для булавок, флаконы, подсвечники и пр.
Даже будучи экспонатом императорской коллекции драгоценностей, он всегда выдавался, когда готовилась к венцу невеста царского дома. Поскольку туалет императрицы обычно длился несколько часов, прибор также включает чайники, кофейники, сахарницу с ложками и жаровни.
Чтобы сфотографировать зеркало, нужно было неменого отойти от витрины. Но мы помним, что там очередь была. Все стоят плечом к плечу... Так что части только
Зеркало
Мастер Чарльз Кендлер
1738-1739 гг.
Поступление в 1922 из собрания герцогини Саксен-Альтенбургской, ранее во владении российского императорского дома с середины XVIII в.
Двусторонне зеркало вращается на шарнире и помещено в изогнутую трапециевидной формы золочёную раму с ручками в виде массивных завитков с натуралистичным декором.Зеркало было заказано предположительно в 1738-1739 гг. для императрицы Анны Иоановны, о чём свидетельствует наличие на предмете императорского герба. Зеркало переходило к разным членам императорской семьи. Последняя владелица - герцогиня Е.Г.Саксее-Альтенбургская, внучка великого князя Михаила Павловича.
Записная книжка-таблетка
Франция, париж
1720-1730 гг.
Золото, слоновая кость, бриллианты, серебро.
Записная книжка-таблетка отличается необычной формой и смелостью технического решения. Она состоит из четырёх округлых пластин слоновой кости, соединённых золотой щаклёпкой, и открывающегося футляра из золотоа, на шарнире, с чеканным узором из цветов, листьев, раконов и трельяжей по пунцированному фону, с цветочным венком в центре.
Такие изысканные вещицы использовались дамами XVIII в. для записи очерёдности танцев и назывались carnet de bal.
Кольцо в виде головок обезьян
Ну, коробочка..
А это не просто коробочка - в ней хранились мушки!
Очень нравятся такие вещи как шатлены. Они крепятся к поясу, а при их помощи можно привесить всякое необходимое - начиная от ключей до любой необходимой мелочи.
"Нессесер на шатлене с подвесками"
Англия, ЛОндон.
Середина XVIII в.
Золото, серебро, гелиотроп, бриллианты.ю рубины, слоновая кость, сталь, стекло, дерево
Нессесеры, как и часы, часто изготавливались вместе с шатленами, с помощью которых крепились к поясу. Нессесер с шатленом имеет две дполнительные подвесные коробочки-etuis (по-французски футляр). В одной из них - золотой напёрсток с катушкой, в другой - флакон. Крышки несессера и футляров открываются на шарнирах, а пружин затвора приводит в действие давление на бриллиант, находящийся на боковой стороне корпусаю Внутри - двойная пластинка слоновой кости, стальные ножницы с золотыми ручками, стальная продевальная игла с золотым наконечником, золотой складной ножик, золотой цилиндр с уховёрткой и зубочисткой, стальная пилка для ногтей с пинцетом, золотой цилиндр с крандашом и пером.
"Несессер с бриллиантовым декором"
Германия
Середина XVIII в.
Золото, серебро, бриллианты, дерево, слоновая кость, сталь
Тулово нессесера из чеканного золотоа украшено орнатментами в стиле Людовика XVI по пунцированному фону; среди рокайльных завитков изображены амуры, один с факелом, другой с луком и стрелой. Ажурные накладки из серебра декорированы бриллиантами. Внутри несессера - табличка из слоновой кости, складной нож с золотым лезвием и рукояткой, стальные золочёные ножницы, золотая ложечка с гравировкой, золотая продевальная игла, стальная пилка для ногтей с пинцетом, уховёртка, цилиндр с карандашом и пером.
"Мужская готовальня-несессер"
Англия, Лондон
1760-1770 гг.
Золото, серебро, алмаз, слоновая кость, дерево
Во второй половине XVIII в. в Петербурге драгоценности в большом количестве носили ка кженщины, так и мужчины. Готовальня из полированного золота, украшенная архитектурным орнаментом, явно принадлежала знатному вельможе.
Внутри готовальни - складная линейка из слоновой кости; линейка из слоновой кости с делениями; циркуль, верхняя часть которого вызолочена; ещё один циркуль с одной ножкой на винте; рейсфедер с вызолоченной верхней частью; золотой трёхчастный держатель, заканчивающийся алмазом для резки стекла с одной стороны и золотым пером с другой, и стальная пилка для ногтей, оканчивающаяся наверху ножиком, а внизу ключами для циркуля. Каждый из предметов тщательно проработан, снабжён соответствующими гравированными цифрами и делениями. Возможно, лаконичность художественных средств продиктована особой функциональной задачей изделия, являющегося принадлежностью мужского гардероба.
"Шпага с трёхгранным клинком, в ножнах"
Мастер Жан Франсуа Ксавье Будде
Санкт-Петербург
Конец XVIII в.
Золото, сталь, дерево, кожа.
Поступление в 1886 г., ранее в Царскосельском Арсенале
Будде, приехавший в Санкт-Петербург в годы правления Екатерин II, известен в основном табакерками. Данная шпага - редкий прмер работ мастера в области парадного оружия.
"Шпага с гравированными орнаментами. в ножнах"
Санкт-Петербург
Конец XVIII в.
Золото, сталь, бриллиант, дерево, кожа
Поступление в 1886 г, ранее в Царскосельском Арсенале
Парадная шпага отличается необычным декором. Верхняя часть стального клинка украшена золочёным узором в стиле chinoisery с благопожелательной надписью Bon Voyage
GПрервусь. Продолжение следует