Киров-Сольвычегодск. Часть 6-я. Слободской. Продолжение 2

Jan 25, 2025 13:34

Предыдущая часть: https://akostra.livejournal.com/1712895.html

5 января
И мы по-прежнему в Краеведческом музее Слободского.
Там и выставка картин была




Чайковский? Илья Петрович? Папа того самого?
Да, отец Чайковского - уроженец Слободского.


Камено на мостовой..



Ещё один камин


Но утт ещё и вот такие красавцы!




Гобелены!


О! Печка?


Мефистофель?




Музыкальная шкатулка


Тут была большая коллекция чучел местной фауны, но я не очень люблю такое - в том смысле, что и уже худо-бедно представляю, как животные выглядят.
Но это, конечно, очаровашка...


Очень интересная выставка. Точнее история её создания.
Зал, посвященный авангарду. Но вместо части картин - репродукции. Оказывается, они на выставке в Казани.
Но идея казанской выставки очень интересная.
"На телеге в XXI век"
В выставке принимают участие несколько музеев Вятской области, не только Слободского.
До этого выставка была в Екатеринбурге, в Кирове, и даже в "Музее импрессионистов" в Москве (это буквально соседний дом от моей работы), но я так и не дошла.

Выставка реконструирует проект 1921 года, когда просветители-энтузиасты организовали Третью передвижную художественную выставку, которая должна была проехать по семи городам Вятской губернии. Для этого из Москвы, Петрограда, Вятки и Казани было собрано 322  произведения 55 художников, среди которых были как мастера реалистической живописи, так и художники-авангардисты. Живописные и графические работы перевозились на телегах, так как в те годы это была единственная доступная форма транспортировки по стране. Но выставка успела пройти лишь в Советске и Яранске, после чего из-за осеннего бездорожья и отсутствия средств вывезти работы оказалось невозможным - и до конца XX века они оставались забытыми в запасниках музеев Вятской губернии.
Но благодаря Анне Шакиной, Андрею Сарабьянову и Ильдару Галееву история передвижной выставки 1921 года вновь стала известна.

Ну, и история самого "Художетвенного музея" (1919-1920)
Ядро коллекции Слободского художественного музея составили картины, полученные С.М.Лупповым из отдела ИЗО Наркомата просвещения. В начале 1920 года было решено пополнить создающийся музей лучшими работами учеников и руководителей Студии: приобретены "Портет" Луппова и "Натюрморт" Шмелёва.

"Портрет молодой девушки" Луппов


Многих слобожан музей разочаровал. Картины из Москвы произвели необднозначное впечатление. Особенно негативно обыватели отнеслись к творчеству Ольги Розановой. Из воспоминаний В.В.Лебедева: "Розанова писала голову человека, не стараясь изобрадить черты его лица. Она хотела доказать, что голова человека похожа на шар, мускулы - на части машины. ...Ни плавных бровей, ни нежной улыбки, ничего того лёгкого, чем украшено человеческое лицо, не было в её портрете, а какие-то машинные части"

Перед этим портретом и стояли слобожане в день открытия музея
- Хоть бы что похожее на голову было, - возмущённо говорили они, тупо глядя на портрет и одновременно на раму... - Трубу какую-то нарисовали.
Сергей Михайлович старался спасти картины.
Он подводил наиболее образованных слобожан к холсту, брал в руки линейку или указку, точно готовился давать урок географии.
Так и получилось.
- Где, где глаз? - подозрительно переспрашивал его посетитель.
- Глаз должен быть здесь, - говорил Сергей Михайлович и тыкал указкой.
- Ну, хорошо, почему же у него этот глаз не указан?
- Это такое искусство.
- Так если искусство, то укажи глаз!
Эта пропажа с картины глаза возмутила многих жителей, и некоторые специально приходили смотреть портрет Розановой и критически его оглядывали.

Несмотря на то, что многих музей разочаровал, у других он пробудил интерес к искусству.
Постепенно музей пополянлся новыми произведениями. Но в 1921 году Художественный музей присоединили к Родиноведческому.
Первоначально вынужденное объединение музеев не сказалось негативно - так им было легче выжить в суровых условиях того времени. Тем более, что местное начальство вовсе не осознавало значение художественного музея. Отношение к нему острее всего передаёт фраза, брошенная одним из чиновников: "Фунт гвоздей дороже вашего музея!" Но впоследствии краеведческие отделы стали развиваться в ущерб художественного

Ольга Розанова (1886-1918)
Серия "Игральные карты"
"Трефовый король"


Ольга Розанова
"Композиция" 1907


Ольга Розанова
"На улице (Театр Модерн)" 1915


Около некоторых картин ещё и костюмы.

А вот одна картина висит не на стене, а в прёме  таким образом, что видны обе её стороны


Это двусторонняя картина Алексея Моргунова (1884-1935)

Двустороння работа "Композиция" может быть атрибутирована как работа "Гимназист", участвовавшая в 1915 году в "Первой футуристической выставке картин "Трамвай В" наряду с картинами Казимира Малевича, Владимира Татлина, Александры Экстер и других представителей русского авангарда. Одно из подтверждений - изображение буквы "В" на оборотной стороне полотна.

На оборотной стороне картины расположилась кубическая композиция из геометрических форм, в верхнем левом углу которой можно заметить изображение ложки. Деревянная ложка - типичный элемент крестьянского быта, с лёгкой руки Малевича и его соратников стала символом нового искусства и элементом эпатажа. Алексей Моргунов и Казимир Малевич  не раз появлялись с ложками в петлицах пиджаков и изображали их на своих полотнах.



На самом деле мне  интересен авангард, и как это искусство вливалось в новую жизнь. Поэтому напороться на такую выставку было неожиданно, но ооочень интересно!!


Гренцевич (1885-1973)
Натюрморт 1910






Никонов Николай  (1899-1975)
"Гланг и Эдвард" 1916
Иллюстрация к роману Кнута Гамсуна "Пан"


Луппов С.М.
Выставка "Музей науки и скусства" 1921






Люблю старинные виды


А эту красоту внимательная Таня разглядела, когда мы выходили уже из музея. Метлах же?!!!


Никольская церковь. Мы ещё подойдем к ней. Вид во весь рост.
Мы выпили кофе практически с видом на неё


В музее мы видели макет Христовоздвиженского монастыря.
https://akostra.livejournal.com/1712895.html
Привожу его ещё раз


А теперь мы перед ним. Если смотреть на макет монастыря с дальнего левого угла.
Золотоглавый Рождественский храм сейчас у нас справа



Около Рождественского храма лавка, где мы накупили местного шоколада на сувениры.
Например, шоколад торжественно было доеден с кофе в Театре мюзикла, добавив сказочности вечера на мюзикле "Всё о Золушке"
https://vk.com/wall41142910_3325

И забавно сейчас возвращаться на фотографиях в те места и уже иметь дальнейшую историю и связь..


Уже на территории


Странный дизайн.. Так и не поняла, это снимают штукатурку или реставрируют?


Часовня Иверской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Русско-византийский стиль
Год постройки:1893.
(на макете монастыря она ближе всего к нам)

Монастырь тут перестраивали в советские годы. На территории строили гаражи, я там чуть не заплутала


Но и ограда интересная


А в колокольне теперь пожарная часть. Колокольня наверняка стала пожарной каланчой


Вот вид от гаражей на Рождественскую церковь


Это я вернулась на территорию монастыря. Передо мной Рождественская церковь, а колокольня уже вдали.


Прервусь.
Продолжение следует

Приключения, Путешествия, Киров и далее-2025, Я фотограф

Previous post Next post
Up