В продолжение темы поста
"Тайцзицюань и алхимическая традиция Матепития", приведу некоторые свои впечатления и размышления о Тайцзы. Это искусство с разной степенью интенсивности и усердности я осваиваю с 2010 года. До весны 2013 года это все был стиль Чень (и формы на его базе), последнее же время я перешел на стиль Ян, который также осваиваю под руководством Мастера.
Конечно же, это никакой не научный анализ, личные впечатления не во всем согласуются с имеющимися историческими данными и принятыми в традиции "историями". К тому же и культуры разные - русская и китайская, а я, как ни крути, продукт первой. Традиционному китайцу, тем более тайцзишнику, все это покажется, мягко говоря, странным, но - тем не менее. Выношу на ваш суд свое внутреннее видение темы на данный момент времени.
Итак, чем стиль Чень от стиля Ян отличается?
Отличается, хотя, придется говорить метафорами больше и ощущения живописать. Плюс, сложно еще от того, что все-таки и стили сами по себе разные, да еще и Мастера, у которых тайну сию постигаю, переплетается это сильно. Но в целом так сказать могу.
Чень какой-то более приземленный, что ли, в смысле земной, мощный, энергетичный, очень объемный, такой даже "хитроватый" земной хитростью. Ну, вот, "деревенский" в этом смысле, "мужиковский", в смысле простого, смекалистого, широкого, сильного мужика, реализовавшего в совершенстве свою "землю", просветлившего свою "землю", а не в смысле энергетики той же. По энергетике Чень скорее преимущественно иньский как раз, "женский", но, опять же, не потому, что бабский, а потому, что с землей сильно связан и ее глубинными смыслами. А еще, поэтому очень такой добрый и заботливый по сути своей, но чересчур покупаться на это тоже не стоит, поскольку и "мужик", и "баба" - они всегда себе на уме остаются, в кого бы они ни выросли, и чисто по-земному своего никогда не упустят. Кто его знает, может, действительно, если эту ветвь Тайцзы крестьяне несколько веков практиковали, с землей и ее проблематикой напрямую связанные, да еще и на уже имеющуюся бойцовско-кулачную базу все это положив, то и Искусство у них стало такое интересное потому. Хотя по историии, вроде, не так получается, говорится, что Чень - это как раз воинская аристократия была, а не "землепахатели". Но я сразу предупредил, что с соответствием "историям" у меня туго.
Ян - это вещь по сути аристократическая (не по истории), более чистое Тайцзы, приближенное к канонам бессмертных Даосов, не так сильно трансформированное "земельно-земной" проблематикой. Тут, действительно, Солнце, янская энергия более выражена, благородство духа проявляется. Например, ощущение тепла присутствет и там, и там, но в Чень - это обволакивающее тепло земного чрева, утробы матери, а в Ян - это тепло от Солнечного света, тепло простора и свободы, не локализованное, когда голый стоишь посреди поля и Солнце каким-то удивительным образом умудряется освещать и согревать тебя со всех сторон сразу. Уровень энергетики разный. Ну, вот, как есть - аристократия духа. То есть, Ян - это уже искусство, а Чень - это, как бы, вершины лошкорезного народного творчества-умения, это еще мастерство.
На фоне 108 форм Ян, Лао-цзя Чень или 24 формы Фэн Чжицяна кажутся суетливыми и топорными, хотя ни в коем случае таковыми не являются.
Click to view
(Часть-1. 108 форм тайцзицюань стиля Ян выполняет один из выдающихся мастеров
Фу Чжунвэнь)
Click to view
(Часть-2. 108 форм тайцзицюань стиля Ян выполняет один из выдающихся мастеров
Фу Чжунвэнь)
Click to view
(Так называемую "старую форму" (Лао-цзя), стиль Чень, выполняет грандмастер
Чень Сяован . На данном видео форма не целиком.)
Click to view
(24 формы тайцзицюань стиля Чень выполняет грандмастер
Фэн Чжицян)
Первое время, когда я начал изучать 108 форм Ян, для себя я делал формы обоих стилей, и Ян, и Чень (24 формы Фэн Чжицяна, Лао-цзя я уже давно не делаю), вроде как, чтобы не забыть. А потом, чем дальше, тем больше стало это вызывать внутренний дискомфорт чисто из-за разности потенциалов, разности послевкусия формы. И Чень я делать перестал.
Было еще интересное переживание по началу, когда еще и половину 108 Ян не знал, после того занятия с Мастером, когда крутые даосы приходили с посвящением. Делал я себе помаленьку форму в Михайловской роще, и, вдруг, такое ощущение возникло живое, что я Ян Ченфу. Такой толстый, лысый, с небесной улыбкой добрый светящийся шар, перекатываюсь себе туда-сюда :) Ну, то есть, как бы его совершенная форма на меня наложилась, и я, одновременно, глазами обоих (себя и его) смотрел и ощущал и т.п. Очень такое доброе переживание. И, вот, после всего этого Чень для меня быстрее начал "сворачиваться", делать-то я могу, но воодушевления и кайфа того, которого теперь хочется, больше не получаю от этого.
Click to view
(108 форм тайцзицюань стиля Ян выполняет великий мастер
Ян Чэнфу)
Возвращаясь к теме разницы в восприятии стилей. Еще отличие в том, что в Чень растворяешься, погружаешься, сливаешься, единяешься и т.п. А, вот, в Ян такого нет, тут, наоборот, какая-то благородно-царственная отстраненность после формы накрывает. То есть, другой уровень единства. Ну, типа, как царь - он един с народом, со страной, своей землей, плоть от плоти, кровь от крови, но, при этом, он Солнце своего народа, он Царь, он с ним не сливается в одно целое, не становится сам народом. Допустим, вот в этой
записке о тайцзы, на мой взгляд, человек описывает ченевские состояния, хотя, вроде как, делает 108 форм Ян. Но, с другой стороны, тот человек - женщина, а женщина - она эти состояния и есть.
Опять же, когда я говорю "Ян", я имею в виду конкретно тот Ян, который дает мне Мастер, поэтому, наверняка, тут к моему восприятию стиля примешивается еще и существенная составляющая восприятия самого Мастера, как и должно быть в настоящем Искусстве и при передаче настоящего Искусства. Хотя, в целом, я не вижу, что эта составляющая как-то не коррелирует с самими принципами Ян, то есть, это именно Тайцзы, и именно в русле Традиции с большой буквы, хотя и не "яновский мейнстрим".
С Ченем, в этом смысле, мне проще сравнить, поскольку я занимался с
Ромой, потом к
Середнякову Андрею на семинар ходил (оба по линии Чень Сяована), Лао-цзя делал, потом Андрей (линия Фэн Чжицяна). Разные, вроде, совсем все люди, разные формы даже, а ощущения все равно одни, на таком сравнении нескольких сами принципы и внутренние основы стиля легче уловить. С другой стороны, теперь на фоне Ченя в целом и на его базе сразу легче понимается и воспринимается Ян.