Современное искусство сложно понять и принять. Во-вторых, требуется знать концепцию,
символический язык. Во-первых, изображённое часто далеко от реальности. Не то, что раньше. В общем, куда катится мир.
Но постойте…
Кто сходу понял, что это не принявшая христианство самка йети, а
святая? (Мария Магдалина так долго жила в отшельничестве, что одежда истлела, и только волосы прикрывали её наготу. Средневековые иконописцы изображали это буквально, но все понимали, о чём речь).
Вы ведь сразу признали
святого Христофора? Как живой! (в русской версии у него порой не собачья, а конская голова)
Ну ладно. Может в нерелигиозной живописи будет полегче? Что там нам приготовил ван Эйк?
Ну
всё понятно с первого взгляда. Собака изображает верность, щётка - чистоту, чётки - благочестие, зеркало - глаз мира, апельсины, как плоды райского сада, намекают на райское блаженство, а яблоко выше - грехопадение.
Ммм… А что там
у Виже-Лебрён? Девушка какая-то.
Лютня - Муза Полигимнии. Струна лопнула - разлад. Что-то у девы не в порядке. И современники даже знают, что: это портрет оппозиционерки
мадам де Сталь, в образе Коринны. Она была вынуждена уехать из Парижа из-за своей деятельности. Странствуя, она написала роман «Коринна, или Италия», в котором нарисовала идеализированный образ себя: поэтессу, влюблённую в английского лорда, им же брошенную и умершую от горя.
А вот некое кораблекрушение. Драматично, экспрессивно.
Некомпетентный, но лояльный недавно пришедшей к власти Реставрации Бурбонов капитан фрегата «Медуза» сперва завёл корабль на мель, а потом сбежал с него, обрекая оставшихся людей на гибель. Через две недели редких выживших подобрал другой корабль. Общественность в шоке. Бурбоны обещали всем, что будет лучше, чем при Наполеоне, а оказались жирующими некомпетентными мерзавцами (как неожиданно!). Эта
картина Теодора Жерико -
мощная пощёчина строю.
Список можно продолжать до бесконечности. Подавляющее большинство картин что-то да значит, и понятно целиком только тем, кто в теме. Остальные часто оценивают их
как Лиза из «12 стульев», которая мысленно примеряла музейную антикварную мебель к своей комнате. Конечно же мы все пропускаем искусство
через себя, но не всегда нашего «себя» хватает для полного понимания.
Разумеется,
современное искусство - сложное явление, требующее самостоятельного изучения. Но что «зато раньше всё было понятно с одного взгляда, без подготовки» - это, как видите, миф. Почти всегда есть внешняя оболочка, и есть
глубинные слои, доступные знающим.
содержание •
вся фототематика •
только фотографии •
мысли •
новости •
обзоры •
интересное •
alex-krylov.ru искусство • символизм • символы • смысл