Судокормушки и медиация

Nov 25, 2008 02:15


В свете последних событий я по новому взглянул на необходимость медиации для внесудебного урегулирования конфликтов. Мы немного изучали его у Аниты фон Хертел в Германии, но тогда я, что называется, шкурой не осознавал, чем это выгодно.

Медиация (посредничество) - популярное в Штатах и Европе направление, в котором конфликтующие стороны договариваются друг с дружкой при помощи медиатора - посредника. Причём именно договариваются.

Выделяют четыре исторических способа разрешения конфликта между сторонами:
  1. Бегство. Очевидно, что этот способ использовался ещё с древнейших времён, и используется до сих пор. Когда У одной стороны явное силовое преимущество, и она (сторона) не отягощена Моральным Законом, эта сторона просто пытается отобрать то, что ей нужно. Но у её оппонента могут быть быстрые ноги и чувство момента.
  2. Принуждение. Это если у оппонента медленные ноги, или он прохлопал момент. Что характерно, именно на этом уровне работают наши суды. Судья (иногда) выясняет, чьи требования законнее, и принуждает несчастную другую сторону выполнить самые законные требования (так происходит не в нашем, а в идеальном мире). Но даже в нашем, неидеальном мире, судья всё равно принуждает. Законно или незаконно.
  3. Компромисс. Иногда стороны пытаются договариваться между собой. Сами, или при помощи «мудреца» - третейского судьи, дядьки из квартиры этажом выше, жены друга («она - умная женщина»), друга жены («он в этом разбирается»). Во многих случаях при таком подходе Высокие Стороны приходят к компромиссу. Каждый идёт на уступки, в результате люди договариваются. Кто-то остроумно определил компромисс, как решение, которое в равной степени не устраивает все договаривающиеся стороны.
  4. Консенсус. И, наконец, как видите, мы подходим к логическому завершению эволюционной цепочки конфликторазрешения - к консенсусу. Консенсус - это такое решение, которое учитывает все желания и возражения всех заинтересованных сторон. Консенсуса добиться сложнее, чем компромисса. И консенсус намного сложнее, чем принуждение. Однако в результате довольны все.

В чём же особенности этих способов? Когда мы отдаём решение на откуп судьи, он должен быть в теме. Разобраться и принять решение. Но может ли посторонний человек изучить ситуацию так досконально, как её участники? Далеко не всегда. Поэтому госсудья стремится уменьшить себе работу, сузив поле деятельности только до Кодексов. А иногда и ещё больше - до определения того, кто больше дал на лапу.

В случае же поиска консенсуса ситуация прямо противоположная. Посреднику вообще вредно быть «в теме», потому что в этом случае он может начать отдавать предпочтения одной из сторон.

Так что же такое «медиация» по сути? Сначала я приведу пример, а потом расскажу смысл.

На общей кухне лежал апельсин. И так случилось, что он понадобился. Причём двум женщинам сразу и одновременно. Каждая тянула на себя оранжевый шар, укоризненно глядя на соседку, а под столом стараясь незаметно лягнуть. Собралась толпа, как всегда нашлись советчики: «Ты это, в волосы вцепись!», «Мань, да отдай ей этот чёртов апельсын!». Появились букмекеры, стали принимать ставки на исход поединка. И неизвестно, чем бы это закончилось, не ввались в и без того тесную кухню крупный мужчина в красивом пальто.

- Что тут за драка? - сурово спросил он, нахмурив брови.

- Вот, это… - робко не нашлась, что ответить толпа.

- Апельсин! Апельсин мне нужен, а она его крадёт - вдруг истошно закричала одна из женщин, тыча ногой, обутой в тапок в строну соперницы.

- Тебе? Да это мне он нужен! Люди, да что-ж это делитси! - мгновенно среагировала вторая и рванула апельсин на себя.

- Стоять! Бояться! - прогремел мужик так громко, что все замерли, как на стоп-кадре.

- Зачем тебе апельсин? - строго спросил он первую женщину.

- Сын болеет, витаминку ему… - почти заплакала женщина.

- А тебе? - обратился мужчина ко второй даме.

- Соус сладкий делаю, цедра нужна, - насупилась та. И вдруг осознание пронзило обеих:

- Так тебе дольки нужны только! - завопила вторая.

- А тебе только цедра? - присоединилась первая.

Женщины выпустили апельсин, и обнялись. От пережитого напряжения слёзы лились по их щекам, в толпе тоже кто-то всхлипывал. Бесхозный апельсин, случайно задетый чьим-то локтём, свалился со стола, покатился по полу, попал кому-то под ноги и был раздавлен. Но этого уже никто не замечал, все были счастливы, что ситуация разрешилась так удачно.

Что мы видим в этом очень серьёзном примере? Все ингредиенты медиации. А именно,
  • Конфликтующие стороны.
  • Предмет конфликта.
  • Поверхностное и неполное понимание мотивации и потребностей оппонентов.
  • Медиатора.
  • Прояснение потребностей и целей конфликтующих сторон.
  • На выходе - решение, от которого счастливы всё, и которое нашёл не медиатор, а сами оппоненты. Которые по определению знают ситуацию лучше, чем любой залётный дядька, будь даже у него семь пядей во лбу и самое красивое пальто.

Мужик-медиатор сделал просто - он прояснил потребности каждой женщины и сделал их очевидными для всех. После чего конфликт разрешился сам собой. Конечно это самый простейший случай. В реальной медиации по серьёзным поводам работать приходится куда как дольше и напряжённее. Но оно того стоит. Потому что работа медиатора длится часы, а суды длятся годы. И стоят, кстати, дороже. А на выходе у судов - решение, которое гарантированно кого-то не устроит.

В чём же заключается работа медиатора? Если коротко и образно, то

Медиатор всего лишь выстраивает между спорщиками коммуникативный канал, который был ими утерян в процессе конфликта. А потом помогает им идти по этому мостику навстречу друг другу. Не идёт сам, а помогает другим.

Если подробнее, то работа медиатора состоит из таких этапов:
  • Определение конфликта. Педантичные немцы всё фиксируют на бумаге и велят всем сторонам подписывать эти описания. И правильно, замечу я вам.
  • Определение ценностей и потребностей, стоящих за конфликтом. Как вы помните, конфликт - это апельсин, а потребности - дольки и цедра. Если повезёт, то на этом конфликт и исчерпается. Однако часто первичных потребностей недостаточно. Поэтому следующий этап -
  • Определение глубинных ценностей и потребностей конфликтующих сторон. Того, что стоит за поверхностными потребностями. Это сложная и многоэтапная работа, в которой медиатор должен быть подкован. Приведу пример таких потребностей. Мы разбирали ситуацию, в которой предприятие получило по итогам года прибыль больше запланированной. Конфликт был между гешефтфюрером (гендиректором) и руководителем профсоюза. Гешефтфюрер хотел направить деньги на закупку нового оборудования. А профсоюз ратовал за то, чтобы поделить излишек между всеми работниками. В результате прояснения ситуации и потребностей, выяснилось, что профсоюз хочет признания заслуг рабочих в росте предприятия, а директор хочет роста благосостояния компании. Вместе они довольно быстро нашли выход. Впрямую деньги рабочим было давать невыгодно (дикие налоги!), от чего гешефтфюрер и был против раздачи денег. Но он оказался готов инвестировать часть денег в развитие всяких сервисов и бонусов для рабочих - рекреаций, дополнительных страховок и т. п. Это оказалось много выгоднее, чем давать деньги напрямую, к тому же уменьшало налогооблагаемую базу предприятия. Ещё раз подчёркиваю - этот пример реальный. Я сам принимал в нём участие.
  • Поиск решения, которое учтёт потребности всех сторон. Вот тут людям часто сложнее всего. Слишком в нас укоренилось конфликтное: «выиграть может только один». Здесь же надо, чтобы выиграли все. Поэтому у медиатора должен быть хороший арсенал приёмов, «разогревающих» людей и помогающих им придумать такое решение. Впрочем, главное - желание такое решение найти.
  • Фиксация решения на бумаге за подписями сторон. Да, немцы педанты. Но не говорите, что этот шаг не нужен. Память у людей слабая, и вообще всякое бывает.

Видите, тут нет этапа «изучение дела». И не может быть. Такой это метод - медиация. Выигрыш всем.

А суды… Суды на самом деле выгодны только адвокатам.

Факты о медиации

Интересный факт 1. В Германии во многих контрактах обращение к медиатору прописано, как у нас прописано обращение в арбитраж. Даже иногда указано, к какому именно медиатору будут обращаться в случае чего.

Интересный факт 2. По словам коллег, многие суды (в Германии) тоже стараются поначалу отправить людей к медиаторам.

Интересный факт 3. Бюро медиации в Дойчлянде наверное больше, чем нотариальных контор.

Интересный факт 4. Медиатор не обязательно работает один. Бывают пары, например с первыми образованиями «психолог» и «юрист».

Интересный факт 5. В процессах медиации могут быть задействованы сотни и тысячи человек. Разумеется, через представителей заинтересованных групп. Например, был случай медиации между аэропортом, властями города и его жителями по вопросу размещения взлётной полосы и шума от самолётов.

Интересный факт 6. В Германии обучение медиации стоит весьма недёшево. Экзамены тоже довольно жёсткие. И эта профессия весьма уважаема.
Previous post Next post
Up