Сколько мегапикселей нужно для печати фотографий

Dec 29, 2008 06:00


На дворе не только слово на букву «К», но и очередной «мегапиксельный» бум. Даже мобильники решили в нём поучаствовать, выбросив на рынок модели с 8 и более мегапиксельными камерами.

И, что характерно для подобных маркетинговых «разводок», немногие знают, сколько же мегапикселей на самом деле им нужно. И имеют на это право - в конце концов, это специфические, типографско/дизайнерские знания.

Однако если вы принимаете решение о покупке фотоаппарата, в таких вещах полезно ориентироваться. Хотя бы на базовом уровне.

Начну я с основ. Если вы их знаете, переходите сразу к таблицам.

Что такое мегапиксели, точки на дюйм и линии на дюйм

Фотография, сделанная вашей камерой - набор маленьких точек, каждая из которых формируется сочетанием трёх цветов. Как правило, это синий, зелёный и красный цвета.

Например, у камеры Canon 50D размер матрицы 4752×3168 пикселей. Что даёт нам 15,054,336 пикселей, или примерно 15 мегапикселей.

Когда фотография выводится на монитор, изображение формируется схожим образом. В каждой точке монитора цвет пикселя складывается из красной, синей и зелёной компоненты. Как правило, монитор на один дюйм (2.52 см) может вывести от 72 до 96 таких пикселей. Таким образом, разрешение монитора - от 72 до 96 пикселей на дюйм (72-96 ppi). Заметьте, я не сказал «точек на дюйм», здесь речь идёт именно о пикселях. В случае с монитором точки и пиксели совпадают, но с цветной печатью ситуация уже много сложнее.

Если мы отправляем чёрно-белое изображение на чёрно-белый лазерный принтер, каждая точка изображения превращается (если мы печатаем в масштабе 1:1) в точку, напечатанную принтером.

А вот с цветными принтерами и с печатью в типографии начинаются хитрости. Чтобы напечатать цвет, приходится прибегать к разным ухищрениям.

Самый используемый способ - напечатать точки разных цветов близко друг к другу. Если они будут достаточно мелкими, то человеческий глаз их не различит и они сольются в один цвет. Один пиксель исходного изображения при таком способе рисуется не одной точкой, а целым набором.

Часто эти цветные точки образуют «розетку» - квадрат, заполненный этими точками с нужной плотностью:



картинка с сайта ukrprint.com

Эти «розетки» не обязательно столь упорядочены. Бывают и «стохастические растры», где точки разбросаны как бы хаотично. Но суть одна - точка не равна исходному пикселю изображения. Она гораздо меньше. Как правило, размер квадрата розетки - 16×16 точек.

Количество растровых «розеток» на дюйм (LPI - Lines Per Inch) - важная типографская величина.

65-85 lpi - газеты,

100-150 lpi - простые журналы,

150-200 lpi - крутые глянцевые журналы, дорогие каталоги.

В струйных принтерах картина чем-то похожа:



изображение с wikimedia.org

Как видите, и здесь один пиксель исходной картинки создаётся множеством капелек краски. Поэтому пусть вас не вводят в заблуждение сказочные числа вроде «2400 dpi» на коробках принтеров. Если смотреть по пикселям, то получится много меньше. Например, разрешение Epson Photo R1800 - всего 360 ppi, при том, что в рекламе заявлено разрешение в 5760×1440 dpi. DPI и PPI - заметили? Большая разница.


Так сколько мегапикселей всё таки нужно?

Но вернёмся к нашим мегапикселям. Для подготовки изображения в печать (типографским офсетным способом) воспользуйтесь простой формулой для расчёта искомого количества пикселей на дюйм:

LPI журнала × 1.5 (или в крайнем случае, 2)

Если журнал глянцевый (будем считать, что 177 lpi и размером A4) и вы хотите напечатать обложку,
  1. 177 lpi = 70 линий на сантиметр (lpc).
  2. Формат А4 - 21,0 × 29,7 см.
  3. 21 см × 70 lpc × 1.5 = 2205 пикселей в ширину.
  4. 29.7 см × 70 lpc × 1.5 = 3119 пикселей в высоту.
  5. 2205 × 3119 ≈ 6.6 мегапикселей.


Я сделал несколько таблиц для быстрой оценки.

Размеры A0-A10



Размеры изображения для офсетной печати (коэффициент 1.5)



Размеры изображения для офсетной печати (коэффициент 2)



Размеры изображения для экрана, лазерных и струйных принтеров



Заключение

Как видите, для журнальной печати даже на обложку, достаточно 8-15 мегапикселей.  Для действительно суперкачественной печати фото размером A3 на струйнике уже можно ориетнироваться на 25 мегапикселей. А для печати фотокарточек 10×15 на струйнике с самым высоким качеством, достаточно и 4 мегапикселей.

В каком же случае нужны большие мегапиксели? Во-первых, если вы хотите обладать запасом для кадрирования. Например, при репортаже не всегда навскидку удаётся скадрировать красиво. И потом приходится резать. Чем больше исходных мегапикселей, тем смелее можно резать, не опасаясь фатального ухудшения качества оригинала. Во-вторых, для крупноформатной качественной печати. Как правило, это не рекламные плакаты - там разрешение как раз маленькое. А вот при печати для фото оформления помещений, для выставок чаще используются большие струйные принтеры с хорошим разрешением. Сколько там потребно мегапикселей, вы видели в таблице. В-третьих, для научной, искусствоведческой и архивной работы. Например, при пересъёмке картин. Тут мегапикселям нет предела. Я, например, читал о 150 гигапиксельной камере (не «мега»!). Стоила она сотни две тысячи долларов и весила полторы сотни кило.

В остальных случаях незачем тратить деньги.

Добавление 1. Не всё в качестве изображения определяется мегапикселями. И мобильник, пусть даже с 10 Mp не будет снимать так же, как профессиональная камера с теми же мегапикселями. У мобильника хуже оптика, меньше и шумнее матрица, слабый процессор и много других недостатков. Вообще, при такой оптике, которая сейчас стоит в мобильниках, там хоть 3, хоть 8, хоть 20 мегапиксельную матрицу поставь - разницы не заметишь. Да и зачем в мобилке столько? На журнальный разворот снимать? Мне кажется, производителям телефонов лучше сосредоточиться на качестве связи и удобстве аппарата именно как телефона. Тут далеко не все вершины покорены.

Добавление 2. При том, что Кен Роквел посчитал, что в обычном плёночном 35-мм кадре 180 мегапикселей информации, в журналы на большой размер такие кадры не принимают. А вот восьмимегапиксельные цифровые фото принимают и печатают вполне качественно. Видимо одно дело теория, другое - практика.

Это ни в коем разе не наезд на плёнку - я очень уважаю плёночные камеры и мечтаю когда-нибудь обзавестись хорошим карданником. Просто наблюдение.

Добавление 3. Размер изображения не единственный фактор подготовки его к печати. Например, печатная машина не воспроизведёт слишком светлые тона (всё светлее какого-то уровня будет просто белым) и слишком тёмные тона (всё темнее какого-то уровня будет залито выглядеть одинаково). Также при четырёхцветной печати не будут адекватно напечатаны некоторые цвета. А если в части изображения много одного цвета, то он может слегка «залить» и оставшиеся участки картинки. Обычно доводкой изображений занимаются специалисты прямо на месте, в редакции. Но если вы снимаете специально для журнала, а особенно в студии - обязательно прочтите какую-нибудь литературу на эту тему и учитывайте особенности печатного процесса.

Добавление 4. Существуют не только четырёхкрасочные типографии, но и дорогие шестикрасочные. Кроме того, можно заказать печать дополнительным цветом (хоть золотым). Суть вышесказанного от этого не меняется.

Ссылки 


Комментарии и коррективы приветствуются!
Previous post Next post
Up