Заметки по фотооборудованию для активного/экстремального туризма

Jan 20, 2009 21:15


Тематическое продолжение «Заметок по оборудованию для путешествий», по совету desper_i.

Преамбула. Я не такой уж экстремальный турист, поэтому в этой статье предлагаю другой формат. От себя пишу то, что знаю по своему опыту: велосипеды, байдарки, рафты, кони, горные лыжи. Вместе обсуждаем, дополняем, а потом я делаю синтез в новый (окончательный) список.

Итак, активный туризм и фото-видеотехника. Ключевые аспекты здесь такие:
  • Надёжность (пылезащищённость, водонепроницаемость, ударопрочность, температурная устойчивость).
  • Наличие дублирующих элементов, где это возможно.
  • Автономность (как по сливанию фотографий, так и по батареям для техники).
  • Вес (не всегда важно - рафтам например пофиг).
  • Удобство использования в процессе «экстремизма».

Начну с видео, потому что тут проще. Если вы видео-профи, то и без меня знаете, что вам нужно. Если же вы хотите снять любительское видео, то годится любая видеокамера с жестким диском и запасом аккумуляторов. А для совсем экстремальных случаев есть небольшие нашлемные камеры с карточками памяти. Давно такую хочу прикупить, стоит долларов сто-двести. Для защиты от непогоды - гермомешочек с прозрачными вставками.

Теперь фото. В первую очередь важно определиться с целями. Одно дело - протоколирование событий, другое - художественная съёмка. В «заметках по фотооборудованию для путешествий» я исходил из того, что качество очень критично. Здесь же другая ситуация. Для съёмки в процессе скатывания с горы на лыжах вполне достаточно нормального «компакта». Хотя я снимал и зеркалкой, но это было не так удобно.

Также следует помнить о двух аспектах съёмки экстрима:
  • Съёмка собственно во время экстрима.
  • Съёмка со стороны того, кто занимается «экстремизмом».

В первом случае вес и прочность выходят на первый план, во втором можно использовать и более тяжёлые камеры с хорошей оптикой.

Я таскаю во все походы «тяжёлую» технику, но не призываю к такому подходу всех. Дальше в статье я буду исходить из того, что возможны два варианта - «тяжёлый» и «компактный». Те, кому не близок «тяжёлый» вариант, просто вычёркивайте из списка зеркальные камеры и всё, что с ними связано.
Камера

Надёжная. Надёжная. Надёжная. Лёгкая. Не одна. High ISO.

Учитывая то, что чинить камеру будет негде, я бы взял и зеркалку, и надёжный компакт. Зеркалку лучше взять погодозащищённую. Кажется сейчас Пентакс в этой области впереди планеты всей. Ну и топовые камеры Никон и Кэнон. Это в идеале. А на практике берут то, что есть, и запасаются защитой (см. ниже). Ну и конечно же бренды как правило надёжнее noname.

Компакты есть весьма защищённые. Например, Ricoh, приспособленный для подводной съёмки. Только учтите мой горький опыт. Всё, что выезжает, сломается. Всё, что открывается-закрывается - сломается. Всё, что пластмассовое - сломается. Во все движущиеся части забьётся пыль и попадёт влага, и они сломаются. Будьте готовы к тому, что компакт - расходный материал. И если вы берёте только компакт, возьмите два. На Алтае, в горах первое, что сломалось - объектив мыльницы Ricoh.

По опыту могу сказать, что во время езды на велосипеде зеркалкой на ходу фотографировать удобнее, чем фотоаппаратом с экранчиком.

Лучше взять камеру с высоким ISO, чтобы не было смаза при съёмке на скорости и быстродвижущихся объектов. Также больший размер матрицы в сочетании с широкоугольным объективом позволит снимать от пояса, не глядя, а потом кадрировать и получать приемлемое качество.
Объективы

Универсальные. Железные. Бренды. С защитой. Хотя бы один универсал в резерве.

Как вы понимаете, выбор объективов так же интимен и индивидуален, как выбор хорошего презерватива. Птичники конечно возьмут супертелевеки. Женька возьмёт суперширик. Но общие рекомендации такие:
  • Бренд как правило надёжнее не-бренда. В горах Сигма у меня сломалась первой. А кэнноновский штатник дотерпел все три недели. Это не абсолютное правило, но хороший ориентир.
  • «Эльки» надёжнее пластмассовых «китовых» линз. И дают лучшее изображение. Выбирать стоит те, у которых анонсирована погодная защита. Ну и конечно же железный корпус прочнее пластмассового.
  • Фикс надёжнее универсала. Чем универсальнее линзы, тем они ненадёжнее. Даже «эльки».
  • Однако каждая смена объектива в сложных погодных условиях - стресс для камеры и риск попадания туда пыли и влаги. Поэтому зум типа EF 28-300L лучше набора фиксов. Хотя весит один, как они все.
  • Стабилизатор важен. Собственно, во многих случаях он спасёт кадр. По условиям задачи штатив нам поставить непросто.
  • Исходите из реальных условий. Может быть несколько типов съёмки. Как правило, это 1) съёмка в процессе экстрима, где критичен вес и прочность (или наличие запаски); 2) съёмка вечером, в спокойной обстановке, с чувством, толком и расстановкой - тут можно взять хорошие объективы, и менять их спокойнее.
  • Если вес критичен (а качество терпит), лучше взять пару пластмассовых «китовых» линз.
  • Ну и в любом случае держать в герметично запечатанном пакете, обложенную поролоном запасную линзу. Хоть дешёвый пластмассовый кит. Не забудьте отключить на ней автофокус - на многих дешёвых линзах, если вы его не отключите и начнёте двигать переднюю группу, вы можете повредить механизм (пример - Canon EF 50 F/1.8).
  • Не жалейте денег на гермопакеты и поролон для объективов, и на защитные линзы. Возьмите парочку запасных на ваши диаметры. У меня они регулярно бьются.
  • Помните, что даже распрекрасную «эльку» не так уж сложно разбить. Я вот в прошлом году не особо затрудняясь, повредил 100-400L. Поэтому принимайте разумные меры безопасности.
Хелперы

Штатив. Мелочи жизни.

Если вы снимаете ночью, то штатив будет важен. Очевидно, что вес его критичен, что подводит нас к дорогущим карбоновым штативам. Однако в походе в ряде случаев вполне можно обойтись хитрой игрушкой, которая кажется называется «Горилла». Это маленький штатив с гибкими ножками, которые можно обвить вокруг любого подходящего предмета. Бревнышко в общем то почти всегда можно найти.

Напоминаю, что для того, чтобы навестись на резкость в темноте, удобно воспользоваться лазерной указкой. Вы наводитесь по яркому пятну света, а потом отключаете автофокус у объектива. Также лазерной указкой можно похулиганить.

В пещерах хорошо создавать дополнительное освещение с помощью фонариков или свечек. Таскать с собой набор дистанционно управляемых вспышек как-то сложновато.

Стабилизаторы типа Ken Lab - хорошая вещь. Но стоят и весят. Так что тут сами решайте, потянете ли.

Разумеется всякие салфетки для протирки оптики, клизма для сдувания пыли и (если найдёте) фен на батарейках для просушки линз.
Переноска

Защищённость. Удобство доставания. Компактность.

Очевидно, что это опять две разные сумки - одна в багаже, другая на себе во время актива. Не экономьте на защищённости от влаги и от ударов в случае с первой сумкой (рюкзаком). А вот на себе можно таскать что-то лёгкое. В Крыму, когда не было дождя, я вешал камеру через плечо. И приматывал её к талии дополнительным ремнём, чтобы не болталась на рыси и галопе. Когда начинало моросить, я просто надевал на неё полиэтиленовый пакет (раз вы ходите в поход, вы знаете, какая это необходимая в хозяйстве вещь) и стягивал канцелярскими резинками.

Можно прикрепить к поясу кофр на широком ремне. Тут важно удобство. Мне лично кофр мешает крутить педали, если я на велосипеде. А на Алтае часто кофр был бессмысленен ввиду того, что его всё равно было быстро не достать из под ОЗК.

В Дании Алексей приделал к рулю спереди кофр, в котором хранил камеру. Но в его случае камера была достаточно компактной, с моей бы это не прокатило. Однако идея хорошая.

На воде в общем то всё равно, как нести камеру. Главное - водозащищённость. Есть хорошие компактные гермомешки, удобно застёгивающиеся и расстёгивающиеся. Выделите один под камеру. Доставайте её только когда снимаете, и сразу прячьте обратно. Привяжите гермомешок к байдарке/рафту, чтобы не уплыл, если что.

На себе полезно носить критичные к холоду и быстропотребные вещи - в первую очередь, аккумуляторы, запасные карты памяти и протирку для оптики. Что для этого использовать, не так уж и важно. Я люблю разгрузы, но это вопрос личных предпочтений.
Дополнительное оборудование

Тросик, фильтры, GPS и фен.

Если вы снимаете ночью, то нужен тросик, он же пульт дистанционного управления.

Фильтры весят немного, а польза от них большая. Особенно от поляризационного.

Я ищу и не могу найти компактный фен на батарейках - вещь, критически необходимую. Когда входишь из холодного помещения в тёплое и влажное, линзы запотевают моментом. И приходится долго ждать, пока они прогреются. Фен решил бы эту проблему радикально. Уже даже думаю сам спаять что-то подобное.

GPS в походе важен. Особенно если учесть, что большую часть времени вы снимаете под открытым небом (если вы не подводники и не спелеологи). Я рекомендую взять обычный пуленепробиваемый трекер вроде Garmin Legend (или поновее) и запас батарей к нему. А дома совместить трек-лог и фотографии. Инструментов много, мне нравится PixGPS. Важно: не забудьте синхронизировать время всех камер и юнита GPS!
desper_i напомнил о налобном фонарике. Вещь вообще в походе необходимая.Защита

Чехлы, линзы, поролон и ремни.

О защите я уже много писал в разделе «Переноска». Добавлю только, что если предполагается съёмка в экстремальных условиях, то укутайте камеру. Хотя бы самодельной поролоновой «шубой» в тех местах, где она может стукнуться. Прикрепите поролон скотчем (возьмите с собой запас и поролона, и скотча, и ножниц)

Для статичной съёмки есть специальные погодные чехлы, но для оперативной работы они слишком громоздки. Проще запастись полиэтиленовыми пакетами.

Также писал и ещё раз напишу про защитные линзы для объективов. Они стоят много дешевле, чем замена передней группы линз самого объектива.

Обязательно привязывайте к себе камеру, особенно в горах. Ремешок на шею спасёт вас от горькой и невосполнимой в условиях похода утраты.

И руководствуйтесь здравым смыслом: не ходите по стройке без каски, не деритесь на объективах, не ныряйте с незащищённой камерой в прорубь, надевайте на шею ремень камеры или наматывайте его на руку - на рефлексе, старайтесь не менять объективы там, где есть риск их уронить на твёрдую несовместимую с оптикой поверхность, просите вас подстраховывать в этом случае, старайтесь не менять оптику под дождём, не суйте объектив в огонь, не кладите линзы без поролона в багажник трясущегося авто или в подрамник велосипеда.
Питание

Много. С собой. Альтернативные источники.

Питание должно быть вкусным и здоровым. В случае с фотооборудованием эта мысль нисколько не меняется.

Самый простой вариант - батарейная рукоятка с возможностью использования батареек AA. Эти батареи доступны и их можно взять с собой преизрядно. Если такой возможности нет, приходится брать аккумуляторы для камеры.

Возьмите на всякий случай зарядник (два), инвертер и разветвитель для прикуривателя в машине. Чтобы если вас везут на авто, вы могли хоть чуть-чуть подзарядить ваши батареи.

Всякие солнечные батареи себя не оправдали. У фотооборудования слишком большие энергозатраты. И солнце далеко не всегда светит.
Хранение фотографий

Надёжное. Автономное.

Раньше это была проблема. Какие трюки я только не выдумывал… Паял батарейные блоки, запасался карточками. Даже брал с собой аккумулятор от мотоцикла.

Сейчас проблема исчезла. Берите HyperDrive. Покупайте к нему дополнительный батарейный блок. И всё. Только ещё раз напомню - на холоде у него скисают батареи, так что держите его в тепле. Хотя бы на время копирования фотографий.

Ноутбук… Вы знаете, не сталкивался. Батарея садится мгновенно, он хрупкий… В общем, без него легче.
Безопасность

Здравый смысл.

Очевидно, что дорогая фототехника, выставленная напоказ провоцирует на недоброе. Так что, если путешествуете по российским регионам без охраны, а) не светите особо камеру (укутанная в полиэтилен камера светится меньше); б) прячьте её на ночь в палатке там, где не разбудив вас, её не возьмут.

Жду комментариев и тематических дополнений.
Previous post Next post
Up