ФотоКлоны

Feb 09, 2009 18:30


Вот идут трое. У каждого в руках зеркалка. Один из них вдруг видит что-то, вскидывает камеру, щёлкает. А потом зовёт остальных и показывает им, что получилось. Остальные двое в восторге. Они поднимают головы и смотрят туда, куда показывает первый. И вот они тоже поднимают фотоаппараты и тоже снимают. Теперь у каждого есть такой кадр.

Казалось бы.

Казалось бы, потому что на самом деле кадры будут разными. Я сам много тысяч кадров оказывался в такой ситуации - то первым, то одним из присоединившихся позже, и знаю о чём говорю.

С точки зрения «марсианина», которому безразлично возникшее внутри вас в процессе съёмки Чувство, висящая у вас на стене фотография сложилась из таких вещей:
  • Особенности техники. Матрица, процессор, JPEG или RAW, качество линз, фильтры, наличие бленды. Всё это влияет по большей части на резкость, насыщенность теней/светов и цветовые характеристики. Не на композицию. На композицию будут влиять другие вещи.
  • Режим, в котором находится камера. Диафрагма, фокусное расстояние, выдержка - это главное. Всякие режимы постобработки, ISO, Picture Styles - это второстепенное. Диафрагма будет определять размытость фона (а также резкость и отчасти - наличие «зайцев»). От выдержки зависит, будут ли части кадра резкими или размытыми. Иногда нужно, чтобы всё было кристально резким. Иногда нужно что-то размыть. Например, чтобы показать движение. Фокусное расстояние отчасти даст нужное кадрирование, позволит включить или исключить что-то из кадра. Но самое важное - оно даст те или иные пропорции для объектов в кадре. Эти вещи уже довольно сильно влияют на эмоциональное восприятие снимка.
  • Кадрирование. Даже объективы с одинаковым фокусным расстоянием можно направить в разные стороны. Кто-то при съёмке птицы захватит больше неба. Кто-то - больше земли. Кадрирование - это отдельное искусство. От правильного кадрирования зависит очень многое в восприятии кадра. Тема кадрирования будет развита дальше.
  • Момент. Это и точка и время съёмки. Десять сантиметров левее/выше, секундой позже - момент будет уже другой. Человек перестанет смотреть на вас, птица улетит, Солнце переместится и исчезнет этот восхитительный отблеск, придут туристы и закроют толстыми попами красоту. Момент - это важнейшая часть съёмки, формирующая собственно message кадра. Момент может быть похожим, может быть лучше, может быть хуже, но никогда - таким же. Умением выбрать момент во многом и определяется мастерство фотографа.
  • Постобработка. Если не считать нескольких ненормальных прнципиальных пуристов, большинство обрабатывает фотографии перед тем, как выставить их на всеобщее обозрение. В этом нет ничего плохого, только хорошее. Ведь конечная задача - произвести нужное впечатление. А средства - на ваше усмотрение. Тем более пуристы обманывают себя - камера уже обрабатывает кадр внутри. Сам выбор плёнки/матрицы - акт влияния на результат. Попытка сказать, что «камеры - это неизбежное зло, а больше искажений мы вносить не будем», похожа на «на полпальца засунуть можно, а глубже нельзя, это уже грешно!» в сексе. Так что постобработка есть и будет есть. К ней относятся базовые вещи вроде выправления гистограммы, баланса белого, подавления шумов, увеличения резкости и кадрирования (вот тема и раскрыта). И сложные - выборочная ретушь и цветокоррекция, тонирование и многое-многое другое. Постобработка может навредить, может просто улучшить message исходной фотографии, а может и полностью его пересмотреть.
  • Печать. Не все и не всегда печатают фотографии. Но если печатают, то следующие два пункта важны. Вы же наверное знаете, что существуют разные принтеры. У них разные краски. Бумага тоже бывает разная. Размер отпечатка. Ещё многое зависит от цветовых настроек печати. Отпечатки с двух разных машин скорее всего будут отличаться друг от друга. Но это тоже технические детали.
  • Оформление. Свет, паспарту, местоположение, окружение. Если фотогарфия идёт в галерею в Интернете, то оформление тоже никто не отменял. Всё это должно быть «рамкой», подчёркивающей message, не вредящей ему. Хотя бывает всякое.


Итак, что же видит «марсианин»?

…выбор камеры и линз, выбор режима съёмки…

- Ребята, смотрите, что я снял!

- Ух ты!

…момент, шаг влево, шаг вперёд, выбор фокусного расстояния, выдержки и диафрагмы, первичное кадрирование…

- Снято! Посмотрим потом, что получилось.

…постобработка, кадрирование, ретушь, ретушь, ретушь, печать, паспарту, свет…

- Н-да, а у меня совсем по другому вышло…

Не бойтесь, что вас обокрадут, если вы выдадите «рыбное место». Не бойтесь копировать хорошие вещи у других, учиться у них. Вы всё равно не сделаете так же. Всё равно у вас будет что-то своё. Если постараетесь - хорошее.



Previous post Next post
Up