Супер-резкость

Mar 13, 2009 02:15


«Но будем смеяться, нефиг грустить - митьки никого не хотят победить!»

Тема дня - super-resolution. А именно, повышение резкости кадра за пределы умений оптики и матрицы камеры.

Вы наверняка слышали этот термин, и не раз. Я же наверное отстал от паравоза Прогресса, потому что до позавчерашнего дня считал, что «супер-разрешение» - хитрая перспективняя научная разработка яйцеголовых, которая кончено крута, но для меня бесполезна.

Как я был неправ… Оказалось, что уже несколько лет как существуют програмные продукты, обеспечивающие это самое супер-пупер для простых скромных людей вроде меня.

Идея вот в чём. Берём несколько пятнадцатимегапиксельных кадров одного и того же объекта, обрабатываем хитрым заклинанием и в результате получаем что? Правильно, hdr нет, не хдр, а один двадцатипятимегапиксельный кадр, в котором восстановлены недостающие детали. Причём наличествует увеличение информации, а не просто рост визуального контраста, как при повышении резкости. Тесты показывают прирост от 30 до 90%.

В качестве бонуса мы получаем а) hdr (таки да), б) уменьшение шумов (вау-вау), в) убирание переменных объектов (людей, снега, дождя), г) модный focus-blending. О последнем поподробнее.

Как известно, Дума в третьем чтении постановила, что каждому фотоаппарату да снимать резко в означенном диапазоне расстояний от камеры. И да увеличится этот диапазон с зажатием диафрагмы в маленькую дырочку. Расстояние это повелеваем наречь «глубиной резкости». Ту же плоскость, на которой снимаемое будет самым резким, да наречь «плоскостью резкости».

Карданные камеры могут эту плоскость резкости наклонять достаточно произвольно. Например, хотите вы снять цветочек рядом с вами. Но чтобы всё поле было резким до горизонта.  Обычной камерой - фигвам, а карданником - пожалуйста, не зажимая диафрагмы. Проблема только в том, что всё выше цветка и ниже цветка будет опять нерезким. Плоскость - это плоскость, а не кривая, не куб. Как её не наклоняй, всё равно будет что-то вне её.

Зажимать диафрагму до предела грешно. Во-первых это увеличивает время выдержки, цветок дёрнется и пчёлка улетит. Во-вторых Дума много лет назад приняла ещё один закон - о «диффракционном пределе». Грубо говоря, если вы зажимаете диафрагму до какого-то значения, кадр становится резче. Как правило, это f/6.7-8. Дальше же резкость начинает падать, приходя к абзацу к f/22 и караясь административным штарфом. Зачем вообще его придумали, этот f/22?

Выход? Правильно. Снять туеву хучу кадров с разной фокусировкой и склеить их в один, с резкостью по всему объёму. Можно ручками, а можно софтом. Можно даже аппаратно, хотя как-то нелепо и неадекватно дорого. Вот это и называется focus-blending.

Но вернёмся к супер-резкости. Намедни я опробовал одну утилиту.

Вот оригинал, включая отшарпенные разными способами варианты.



А вот версия, склеенная из четырёх кадров, с «суперразрешением»:



Не обращайте внимание на надписи, ну мало ли что хулиганы напишут. И на гало не обращайте внимание. Его по хорошему надо ещё в исходниках править, кроме того моя камера и объектив не откалиброваны в этой программе.

Я отдал исходные RAW epliss на растерзание, и его вердикт будет самым веским. Кто хочет, может сам скачать оригинал и супер-пупер-версию (мегов 400). Но сдаётся мне, что итоговое иображение всё таки будет поинформаитвнее. Ещё сделаем скидку на то, что я не очень хорошо его отшарпил, можно и лучше.

Жду с нетерпением результатов калибровки моей камеры, чтобы провести уже более веские тесты.

Заодно проверю и остальные возможности, вроде HDR, убирания шумов и движущихся объектов.
Previous post Next post
Up