- Папа! Ты же обещал мне сходить в зоопарк!
-
Папа обещал, папа сходил.
И мы сходили в «Гараж».
Надо сказать, что современное искусство - вещь очень размытая. Нет даже чёткого определения того, что же такое «постмодернизм», кроме как через отрицания: «постмодернизм не использует клише старых направлений, постмодернизм не имеет чётких законов, постмодернизм не…». В этом плане, ярлык «модерн арта» может быть как указателем на что-то действительно самобытное, так и на прикрытие убогой посредственности, не способной к творению, но надувающей щёки в попытке набить себе цену.
«Гараж» - яркий представитель
именно «посредственного» направления. Кучи мусора выдаются за современные тренды, нелепые скульптуры - за «искусство». И таблички с глубокомысленными текстами призваны заполнить смысловой вакуум. Gosh, там даже «экскурсии» проводятся! Видимо для тех, кто не умеет читать. того самого «авангардного» направления. Он наполнен глубоко символичными произведениями, отражающими важные вопросы о состоянии мира. Особо хочу отметить детальное описание практически каждого экспоната, точными словами раскрывающее его замысел. Что не совсем обычно для подобных музеев, в этом проводятся регулярные экскурсии, позволяющие глубже понять замысел авторов.
Сам «Гараж» расположен в интересном здании, как вы могли догадаться, символизирующем гараж, и им же в прошлом и являющимся. Расположенный в рабочем и еврейском районе вдалеке от метро, он как бы изолирован от серости будней. Сюр начинается ещё при подходах к нему. Реклама мацы над машиной реанимации, задрипанные здания, под которыми стоят шикарные лимузины, ортодоксальные евреи, играющие в баскетбол, загадочная «скорая геодезическая помощь» и чудесный
маршрут номер «ноль» как бы готовят к посещению музея. А лужи, через которые приходится перепрыгивать, усиливают кровоток и заставляют мозг лучше работать.
Внутри нас встретили
бритоголовые молодчики в костюмчиках, выглядящие так, будто они только что охраняли по меньшей мере Абрамовича, или на худой конец Путина, а тут их понизили до каких-то музейных работников.
подтянуто выглядящие коротко стриженные охранники. Предупредив, что внутри нельзя фотографировать, они отправили нас на ресепшн, где мы купили сторублёвые билеты на посещение.
Вообще впечатлило количество персонала. Мало того, что в зале было множество охранников, так ещё и почти возле каждого экспоната сидела специально обученная отвечать на глупые вопросы девушка.
Кризис явно не коснулся Абрамовича и его (гхм) приятельниц. Здоровенные лбы с видом «Агентов Смитов», с трудом удерживающие себя от мата и кулаков, сидели в неимоверных количествах повсюду, провожая подозрительными взглядами подозрительных посетителей.
Экспонаты весьма ценны, поэтому меры по их охране принимаются нешуточные. Так что практически каждый уголок зала находился под неусыпным наблюдением.
У черепа есть как минимум одно несомненное преимущество - это один из немногих экспонатов, который разрешено фотографировать.
Внутри, за белыми стенами нас ждала выставка. Всё таки в жизни должны быть сюрпризы, но для тех, кто хочет всё знать заранее, я вкратце расскажу про её содержание:
ХУИТА!
брезентовые палатки, несколько залов с фильмами, абстрактные скульптуры и перфомансы из мебели, платков и посуды, кафе и магазинчики Вообще экспонатов довольно много. Интересно оценить, например, вот этот:
Бессмысленная композиция, составленная из неподходящих элементов. Сложно оценивать степени нелепости, но если бы было можно, то пришлёпка слева выиграла бы приз даже на фоне всей непонятной инсталляции. Наверное у автора оставался лишний материал, который было жаль выкидывать.
Обратите внимание на проработку деталей слева. Без этой казалось бы мелочи объект был бы однозначно не полон. А с ней его послание становится совершенно очевидным - тема праздности общества, выраженная ясно, сильно и с юмором.
Ну и нельзя пройти мимо темы
жертв ядерных бомбёжек в Хиросиме и Нагасаки вкупе с пострадавшими от всяких экологических катастроф.
ксенофобии в широком смысле этого слова - неприятии всего нового, чужого, незнакомого.
Посмотрите на этого «мальчика».
Равнодушным он тоже не оставляет. Особенно сильно, что его скульптура, как вы видите, сделана в двух вариантах - с одеждой и без.
Судя по позвоночнику, этот «чужак» не раз был подключен к Матрице. И пусть вас не смешит его маахонький страшненький пинус. В видеоролике ясно видно, что в эрекцию малыш вкладывает весь национальный бюджет Японии.
Что он «символизирует»? Я склоняюсь к мысли, что он символизирует наш век невероятных возможностей, где из любой психопаталогии можно при желании извлечь барыш.
Серия видеороликов на большом удобном экране показывает этого мальчика в бытовых сценках, в обыкновенной японской школе.
Смущение, издёвки одноклассников, стыд своей «инаковости» - всё это показано с щемящей силой и беспощадностью.
В нашем зачерствелом обществе только такой сильный удар, только такая сильная эмоциональная встряска может заставить остановиться и задуматься.
В целом, «Гараж» произвёл довольно сильное впечатление. Стало очевидно, что
никакие деньги не помогут (гхм) приятельнице Абрамовича приобрести художественный вкус. И поэтому она обречена пихать в свой «Гараж» всё, что ей подсунут, лишь бы было красивое обоснование. Хорошо, что российские выставки отнюдь не исчерпываются подобными отходами цивилизации, выдаваемыми за «трендовые» направления в искусстве. традиция меценатства отнюдь не угасла. И Абрамович через свою представительницу - Дарью Жукову, с Туманного Альбиона щедро одаряет Россию, позволяя ей быть причастной к самым модным мировым трендам в культуре и не позволяя пройти мимо актуальных современных тем.
Так что
если вдруг вас одолело желание «осовремениться», поверьте - есть гораздо более интересные места, чем «Гараж». Оставьте его снобам, выдающим куски арматуры за художественные произведения и гордящимся своей исключительностью. Не жалко денег, пожалейте время. если вдруг вы захотели увидеть настоящее современное искусство, начните с «Гаража». Это искусство, доступное не каждому, и тем приятнее будет для вас осознание, что вы принадлежите к культурной элите. На такое не жалко ни времени, ни денег.
Ну и под конец, несколько мыслей по поводу современного искусства вообще.
инсталляция возле входа
Возле входа в «Гараж» (от турникета сразу налево) находится небольшая инсталляция. По счастью она не во внутренней зоне и её можно фотографировать.
Это символ «недоутилизованности». Бутылки, которые стоят сплошным понижающимся рядом, часто наполнены более чем наполовину. Ряд, показывающий снижение, сам по себе тонкий намёк - на кризис, на пропасть, куда мы катимся, оставаясь в нашем «обществе потребления». Экспозиция интерактивна, вы можете начать влиять на неё - пусть пока в «выставочных» условиях, но потом - кто знает, может быть вы сумеете что-то поменять и в нашем обществе. Это ряд бутылок, который каждый из нас может пополнить. Своего рода «интерактивная инсталляция». Если не приглядываться, то бутылки (как и куча строительного мусора за окном) отличаются от экспонатов выставки только одним - отсутствием таблички. Повесьте её, и уже через пять минут толпа «эстетов» будет клубиться, вчитываясь, вдумываясь,
непременно находя глубокий смысл и презрительно фыркающих
«быдло» на всех, кто его не понимает.
Как бы то ни было, и какие бы мнения не высказывали,
выставка имеет право на существование. Пусть даже
не всякий её оценит.
Да будет так!