Сказать, что фототуров полно, сказать неправду. Мало их. Но есть кое-что. Как начнёшь искать, непременно отыскиваешь. Но что?
На первый взгляд ты платишь тройную цену, по сравнению с тем, как если бы ехал в обычный тур. Типичная стоимость - тысяча, две тысячи евро за не такой длинный тур.
А что получаешь? Оно того стоит?
Я хочу разобраться. Честно.
Однако «за и против» будет немножно не в формате. Я буду писать только «за», но дополнительно говорить о возможных ограничениях и моих сомнениях. Итак,
С тобой едет мастер, который тебя поправит и направит. Наверное это самая веская причина. По крайней мере для меня. Однако я обещал сомнения, и я ими полон. Во-первых, умение снимать не равно умению научить снимать, это разные навыки. Как профессиональный бизнес-тренер говорю. И эти навыки не всегда (редко) соседствуют. Поэтому «гуру» предпочитают «восточный» метод обучения - «смотри, как делаю я, и молча впитывай». Нлперы называют это «обучением из второй позиции», а я - попыткой откосить от составления методички. Поясню: в фототуре у вас нет десяти лет жизни рядом с молчаливым Мастером, чтобы пропитаться его мастерством. А за пять дней это сумеют сделать очень немногие. Которые наверное и без гуру могут многое.
Далее, размер группы. При индивидуальном подходе к каждому ученику, я не представляю чисто технически, как можно в одиночку эффективно проводить коучинг для группы больше чем в 5-6 человек. Ну не совсем так - я представляю, как можно разработать методику для любого размера групп, позволяющую коллективу самостоятельно расти в мастерстве. Однако все известные мне способы времяёмки. И чем неопределённее стартовый уровень мастерства группы, тем больше времени нужно закладывать для «подтягивания» отстающих участников.
Как пример. Мы отрабатываем съёмку рассвета. Рассвет, он, знаете ли, происходит быстро. Вжик, и уже пора на обед. Если мы снимаем именно момент появления солнца, то у нас вообще считанные минуты. Как это может происходить в скверном случае?
- В четыре (три) утра вас пинками подняли - друзья, будильник или совесть. Вы быстро оделись, схватили с вечера приготовленную технику, пустые карточки и заряженные аккумуляторы (вы же всё всегда заранее готовите, правда?), побежали к машине. Где пол группы уже расселось. Подождали минут двадцать отстающих, ругаясь и ёжась от холода, поехали на точку.
- На точке гуру толкнул короткую речь на тему солнца, воздуха, воды и ракурса (это если повезёт), и вы побрели занимать позиции. Кто-то со штативами, а кто-то, самый отвратительно бодрый, снимает тех, кто ставит штативы.
- Стоите, морозно общаетесь. Самые предусмотрительные с бутербродами, коньяком и кофе в термосах. Они угощают остальных, и у них за это как на дрожжах растёт карма.
- И вдруг появляется солнце!
- Все бросаются к камерам и начинаю щёлкать. Косясь при этом в сторону коллег, а особенно гуру, который по всеобщему мнению занял лучшую позицию и явно творит шедевры.
- Гуру что-то бормочет под нос, все почтительно прислушиваются, но сквозь шум ветра слышно плохо. У кого-то не выдерживают нервы, и он подбегает к гуру с отчаянным криком: «посмотрите, я всё правильно делаю?!.» Гуру милостиво кивает, человек уходит, но удовлетворения в его глазах нет. Он явно ждал большего.
- Через пятнадцать минут все уже кучкуются возле гуру, только отдельные замедленные тщательные люди ещё склонились в стороне над своими камерами и что-то дощёлкивают. Гудение голосов, «смотрите, как я снял», попытки пробиться к гуру и получить если не консультацию, то хотя бы одобрение.
- На обратном пути в машине народ роится в группы, размер которых регулируется максимальным количеством голов над одним фотоаппаратом. Группы образуются, распадаются, переформируются. Каждый хочет показать своё и посмотреть чужое.
- В итоге группа привозит кадры, хоть и разные, но одинаковые. И большинство старается не думать о том, что гуру в этом процессе был в общем то не так уж и нужен. И совсем непонятно, сильно ли вырос уровень мастерства за это утро.
Повторюсь, я описываю именно скверный случай, некий «негативный эталон».
А что в хорошем случае? Если «по взрослому», то в хорошем случае добавляются четыре важные вещи.
- Обучающие цели. Не просто «снять рассвет», а что-то конкретное. Например: «Мы снимаем рассвет на море. Наша задача - показать тонкий момент перехода между ночью и днём, границу. Это эмоциональная цель, месседж. Как мы показываем границы между состояниями вообще? А между состояниями природы? Вспоминаем, какие технические методы у нас для этого есть. Например, разделение кадра на несколько частей - на переферии то, от чего уходит состояние, в центре - к чему приходит. Или слева уходящее, справа - приходящее. Как ещё можно показать переходы?»
- Предварительный инструктаж по всем аспектам предстоящей съёмки. Если надо, то и «кабинетные» тренировки по композиции, экспозиции иции иции иции… Составляется Памятка (т.е. у инструктора она уже есть, но с точки зрения обучения полезно, чтобы ученики сами вывели нужные пункты - лучше запомнят). По этой Памятке и будет идти съёмка. Важно: Памятка не должна ограничивать творчество, а только избавлять от распространённых ошибок. Побочный эффект - на площадке будет минимум глупых вопросов типа «а какую диафрагму мне лучше ставить?», отвлекающих от творчества.
- Индивидуальная работа с каждым на площадке. Т.е. гуру сам снимает мало, если вообще снимает - он опекает других. Очевидно, что один экземпляр даже самого продвинутого гуру не может за рассветные минуты опечь больше пяти человек. Опёка должна быть конкретной, гуру не должен отделываться общими словами типа «ну, в целом неплохо», «горизонт поправь», «убери с заднего плана ковёр».
- Обязательный детальный разбор пары лучших работ каждого после фотосъёмки. Причём разбор сообразно обучающим целям, а не в стиле новгородского вече. Это минимум по полчаса на каждого участника - минимум! Из этой части можно сделать просто канфэтку, но опять же - если в группе 15 человек, анализ просто невозможен. Мнэээ… уснут. Кто проводил видеотренинги, меня поймёт.
В таком формате обучение очень полезно и даст реальный рост навыков.
Честно говоря, я ни разу не слышал, чтобы полноценно присутствовали все эти пункты. Да, лекционная и «лабораторная» часть часто заявляется и в некотором виде присутствует, да «разбор полётов» заявляется, и в некотором виде присутствует, но на деле…
Однако я хочу верить, что где-то это есть. Расскажите, если знаете, все будут очень благодарны.
Тебе покажут красивые места и ракурсы. Если фотограф едет что-то снимать и не подготовился заранее с помощью Google Earth, Panoramio, Flickr, путеводителей; если фотограф по приезде не прошёлся по округе, глядя на открытки и местные фотоработы - вы уверены, что такого фотографа спасёт какой-то фототур? Нет, полезно, когда с тобой делятся идеей. Но не за полторы тысячи евро же! К тому же я ещё не встречал варианта, когда у гуру были в заначке такие места, о которых нельзя было бы бесплатно узнать, просто порывшись в Интернете.
Впрочем, я сам периодически готов платить за то, чтобы за меня подумали и меня повозили с места на место. Чтобы сосредоточить силы на творчестве. Вопрос бюджета, опять же.
Тебя разбудят на рассвете и на закате. Без шуток, я слышал такой аргумент. Но для меня экономия в тысячу €, хорошая мотивация проснуться самому. На эти деньги я лучше куплю что-то из фототехники, или съёзжу в новые места. Так что этот довод со смехом отвергаем.
Ты сможешь подсмотреть хорошие ходы. Да. Для меня это тоже аргумент. И аргумент для всех, кто умеет учиться «по восточному», копируя мастера. То есть ты платишь за близость к телу гуру и за право созерцать его в процессе работы. Иногда оно того и вправду стоит. Минусы - опять же, нехватка времени. И то, что не всякий способен быстро обучиться таким способом. Считайте КПД сами в каждом конкретном случае.
И ещё - очень часто изрядная доля магии фотографии в последующей её обработке. Которую во время съёмок вы в большинстве случаев не увидите. Имейте в виду.
Ты потусишь в приятной компании родственных душ. Это можно сделать и дешевле. Хотя мне лично этот аргумент импонирует.
Твои фотографии опубликуют на сайте организатора с пометкой «работы наших студентов». О, это сродни рекламной находке типа «только у нашей бутылки красненькие крышечки!». Возможна только одна выгода - не обучающаяся, а маркетинговая. Всякие «академии» периодически проводят выставки своих студентов. И можно примазаться.
Пока что для себя я не видел таких фототуров, которые для меня были бы оправданы с точки зрения «затраты/рост мастерства». Есть замечательные мастера, у которых я бы с удовольствем поучился, но они либо пока для меня дороги, либо не проводят таких мероприятий. Как в анекдоте: «Опытному психиатру требуется ещё более опытный психиатр».
Почему-то я думаю, что если я поеду в одиночку например в Рим, я привезу оттуда фотографии не хуже, чем если бы ехал в составе фототура. Не потому, что мне некуда расти, что вы! Надо мною ещё целый Эверест возможностей для роста. А по вышеописанным причинам.
Однако я не так хорошо знаю фототурную тему. Запросто могу что-то не учесть, что-то не знать. Может быть вы поделитесь опытом и своими «за» и «против»?
И ещё. У меня зреет мысль самому организовывать мастер-классы. С обучающими целями и всеми прочими кошерными вещами. Обдумываю, обсчитываю, оцениваю свои способности научить. Поделитесь мыслями - кому какие вещи были бы интересны и каков по вашему адекватный бюджет на такие мероприятия?
эта статья в liveinternet