Уличная фотография - специфический жанр. Фотограф там не режиссёр, он наблюдатель, случайный прохожий. И наперёд неизвестно, что именно снимать. Поэтому тот, кто снимает на улице, должен быть эмоционально открыт миру, быть лёгким и подвижным, как пушинка на ветру. Но камера заметна и если люди видят, что вы их снимаете, они в лучшем случае начинают стараться выглядеть лучше, а в худшем - злятся. Поэтому ценны снимки незаметные, сделанные быстро. Однако при этом желательно, чтобы они были качественными.
Что накладывает определённые ограничения на технику.
Настройки камеры для этого жанра не всегда очевидны. Вот то, что использую я:
- Режим приоритета выдержки (Tv). Нам нужно, чтобы выдержка была гарантированно быстрой. Световой поток будет регулироваться диафрагмой.
- Выдержка не меньше 1/125 (можно короче). Длиннее - будут смазаны движущиеся объекты и люди. Если снимать из машины, выдержку стоит поднять ещё больше - до 1/800.
- Auto ISO в разумных пределах, чтобы не было шума. Камера будет стараться использвать как можно меньшее ISO, что даст нам меньше шумов на ярких сценах. А если сцена будет слишком тёмной, повышение ISO спасёт резкость кадра ценой шумов. Примечание: AutoISO есть не во всех камерах.
- Safety Shift. Если камера считает, что при такой выдержке (и ISO) она не справляется и кадр будет пересвечен/недосвечен, камера сама увеличит или уменьшит выдержку. Это даст нам нормальную экспозицию, пусть даже ценой риска «шевелёнки». Примечание: эта опция есть не во всех камерах.
- Серийная съёмка. Если снимать серийной съёмкой с рук, то второй (третий, четвёртый) кадр будет как правило резче - камера уже не будет дёргаться от того, что палец давит на кнопку. К тому же, больше кадров, больше вероятность получить тот, что надо.
- Постоянный автофокус. Камера должна продолжать наводиться, даже когда объекты смещаются.
- Желательно RAW. Из него потом легче вытянуть тени/света, если что-то с экспозицией пойдёт не так. Но формат файла должен быть такой, чтобы камера могла снимать быстро. Я обычно использую уменьшенный RAW (sRAW). Баланс белого в RAW не так важен, с ним можно разобраться позднее. Примечание: RAW есть не во всех камерах.
- Объектив, зум, в пределах 20-70 мм. Чем светосильнее, тем лучше. Телевик для уличной съёмки не так полезен, разве что мы устраиваем «охоту на лица» издалека - но это уже совсем другая песня. К тому же, большой зум привлекает больше внимания. Из моего опыта, люди сильнее реагируют даже не на длину объектива, а на диаметр передней линзы. Чем она меньше, тем незаметнее.
- Вспышка… Только если нарываться на неприятности. Вспышка мгновенно демаскирует снимающего и всё, живой сцены нет. Сейчас делаются попытки создать инфракрасные/ультрафиолетовые вспышки, которые будет незаметны. Но это когда ещё будет.
- Ткань на липучках, закрывающая камеру и объектив. Я только собираюсь такую заиметь, надеюсь на помощь
Irogoto . Попробуем хаки.
Некоторые используют дешёвые «мыльницы» на случай агрессии со стороны снимаемых - не жалко, если разобьют. Но на мой взгляд, до такого лучше не доводить. Да и качество у мыльницы будет стабильно хуже.
Итак, камера будет стараться использовать заданную выдержку, играя диафрагмой и используя минимальное ISO. Если света будет недостаточно, камера откроет диафрагму и повысит ISO. Если и это не поможет, камера удлиннит выдержку. И даже если и это не поможет, что-то можно будет вытянуть из одного из RAW. Таким образом мы получим максимум качественных кадров.
++ По теме уличной фотографии рекомендую статью Анри Картье Брессона
«Решающий момент». Всегда полезно читать работы «отцов-основателей».
эта статья в liveinternet