Совсем недавно я купил себе
контактные педали CrankBrothers candy sl. Я в полном восторге и не понимаю, почему я не сделал этого раньше. Такое впечатление, что я пересел с машины с движком 1.6 на машину с двигателем 2.5.
Однако, когда я только думал о покупке, я столкнулся с неожиданными сложностями в выборе. При том, что в форумах "контакты" обсуждаются довольно обширно, при том, что есть хорошие статьи (см., например,
"Выбор, настройка и обслуживание контактных педалей" и
"Сборник ликбезов: Контактные педали"), понять, что именно из всего этого многообразия нужно лично мне, было непросто. Специалисты писали на профессиональном арго, не объясняя то, что было очевидным им, но совсем не очевидным мне. Знакомые-велосипедисты и форумчане добавили туману - многое из того, что они рассказали, на поверку оказалось всего лишь мифами.
Поэтому я написал эту статью. В первую очередь она предназначена тем, кто, как я, средне разбирается в велосипедах вообще, и в контактных педалях - в частности. И для тех, кто, как я, взвешивает "за" и "против" покупки "контактов". Статья не предназначена для крутых "профи", которым всё это и так известно и которым важнее обсуждение каких-нибудь тонкостей в модельном ряду контактов LOOK.
зачем нужны "контакты" Мои исследования показали, что есть несколько главных плюсов в "контактах":
- Контактные педали повышают отдачу от педалирования (от процесса нажимания на педали с целью заставить велик катиться - поясняю, потому что сам слегка подвис на этом слове :) ). При использовании обычных педалей ("топталок") в основном задействуются квадрицепсы ног (Quadriceps femoris). При использовании "контактов" в дело вступают (на тяге ногой вверх) ягодицы (Gluiteal) и бицепсы бедра (Biceps femoris). Что увеличивает усилие, передаваемое на педали. В частности, по себе я могу сказать, что я стал резко сильнее разгоняться - процентов на пятьдесят. Кстати, на длинных трассах контакты не очень увеличивают выносливость - если все мышцы недостаточно сильны, контакты тут не помогут, нужна тренировка.
- Если устали передние мышцы бедра, на "контактах" какое то время вы можете ехать только за счёт задних мышц, пока квадрицепсы слегка не отдохнут.
- Контактные педали позволяют не думать о том, как вернуть ногу на педаль после какой-нибудь кочки, когда нога срывается. На длинной и изматывающей трассе вы эту "мелочь" очень-очень оцените. Ведь на возврат ноги тратится мысленное и мышечное усилие, а когда сил остаётся мало, любая их экономия очень кстати. Ещё один плюс - гораздо меньше риск того, что нога сорвётся с педали и вы стукнетесь об эту педаль ногой. После недавнего кросс-кантри по берегу канала им. Москвы (фото будут), у меня все голени были в ссадинах - тогда ещё я был без контактов, с обычными шипованными "топталками".
- Как следствие пункта № 1, контактные педали позволяют развивать ноги (и ягодичные мышцы) более комплексно, что положительно сказывается на внешнем виде и привлекательности велосипедиста (велосипедистки) :).
- "Контакты" часто чуть легче, чем обычные педали. Опять же, на длинных дистанциях это ценно.
- "Контакты" позволяют прыгать вместе с велосипедом. Иногда это бывает полезно, когда надо запрыгнуть на бордюр. Однако сразу хочу предостеречь - как раз на таких операциях неподготовленный обладатель "контактов" чаще всего и валится.
- "Контакты" стимулируют купить нормальную велообувь с колодкой, в которой стопа находится в более правильном положении для давления на педали.
- Велосипед с "контактами" обладает определённым иммунитетом от "дай покататься" :). Ведь для того, чтобы другой мог на нём кататься, ему нужна велообувь с соответствующими креплениями. Этот пункт может быть как плюсом, так и минусом. Если вы часто даёте велик другим, держите поблизости педальный ключ и обычные топталки.
- Ну и наконец, "контакты" - это круто ;). Это один из признаков того, что вы принадлежите к когорте профессионалов - из начинающих на "контактах" не катается практически никто.
мифы, страшилки и заблуждения Однако как только вы огласите своё желание приобрести "контакты", обязательно появятся те, кто будет вас отговаривать и расскажет вам про контакты всякие ужасы. Также вам начнут советовать в выборе, что тоже не всегда делает ситуацию яснее. Ниже я попытался систематизировать основные мифы и заблуждения, которые я сам лично услышал про контакты.
- Самая главная страшилка! "На контактах можно здорово навернуться: ты в них как прикованный в велику, и если вовремя не выстегнешься, можешь получить серьёзную травму!" Ужас. Вот что я могу сказать по своему опыту и по опыту знакомых. Первое: научиться выстёгиваться из "контактов" много проще, чем научиться ездить на велосипеде. На второй день я делал это "на автомате", вообще не задумываясь, за исключением сложных случаев (о них ниже). Второе: и со мной, и со многими моими знакомыми главные неприятности на "контактах" произошли отнюдь не на трассе, на большой скорости. Нет - практически все валились, когда велосипед был неподвижен или практически не двигался! Почему? Лично про себя я могу сказать: не надо было выпендриваться и пытаться без подготовки (и без защиты!), прыгая, развернуть велосипед на 180 градусов. Закономерный результат - я свалился и не успел отстегнуть одну ногу. Думаете, реанимация, гипс, больница? Да нет, ссадина на руке, синяк на бедре и еду дальше :). Специально для гиперосторожных хочу сказать - конечно, при желании можно на "контактах" свернуть себе шею. Как можно это сделать при обычном даунхиле безо всяких контактов, как можно это сделать, просто спускаясь по лестнице. Риски есть всегда, и если уж решили кататься на велосипеде, надо их уменьшать - тренировкой. А преимущества "контактов" достаточно велики, чтобы тренироваться стоило.
- "Контакты - очень дорогое удовольствие." Тут сложно что-либо советовать, у каждого свои финансовые возможности, но будьте уверены - вы сможете найти контактные педали и за 1000 р. и за 14000 р. Понятно, что дороже - лучше, но сильно дороже - не обязательно лучше именно для вас. Скажите - вы уже сталкивались с ситуацией, когда вам пришлось горько пожалеть, что у вас не титановые eggbeater за 450 евро? Если нет, вам они и не нужны, а сгодится что попроще. Лично себе я купил комплект от фирмы CrankBrothers candy sl за 3,600 р. и велотуфли Shimano за 2,500 р.
- "Все контактные педали совместимы между собой." Вот главное заблуждение, с которым я столкнулся при выборе :). Оказалось, что есть несколько стандартов, поддерживаемых разными фирмами-производителями и они между собой не совместимы. Самый популярный у нас в стране стандарт: "Shimano SPD". Лучше всего спросите у продавца, какой стандарт крепления у этих педалей. А потом, выбирая велообувь, предъявите педали и попросите ботинки именно для этого крепления.
- "Используя контакты почти не получаешь прибавления в мощности." Как вариант, "контакты дают прибавление в мощности в 10 %". Ну, в моём случае (особенно при разгоне и при езде в горку) это было точно не 10 %, а все 50! Если бы я знал об этом заранее, я бы купил контакты намного раньше! Но впечатления от контактов может здорово ослабить неправильно подобранный ботинок (об этом ниже).
- "К контактам нужно покупать специальные кроссовки с креплениями." Странно, но этот миф я слышал достаточно часто. На самом деле, вы покупаете контактные педали, в комплекте с которыми должны идти "шипы" (проверьте при покупке!) - железные пластины, которые а) привинчиваются к велокроссовкам и б) вставляются в зажимы на педалях при езде. Это расходный материал, их можно докупить отдельно (для моих педалей это стоит порядка 600 р., в Москве их полно). Изнашиваются они по разному, но даже на бронзовых, я думаю, можно спокойно отъездить сезон. Но велотуфли должны быть с соответствующими отверстиями для крепления "шипов" - спросите у продавца, подходят ли те туфли, что он предлагает, к вашим педалям.
- "Сложно научиться выстёгиваться из контактных педалей." На самом деле, для меня сложнее оказалось научиться встёгиваться в них быстро :). А выстёгиваться из тех, что я купил, очень просто - пятку резко наружу, носок вовнуть - как-будто втираешь окурок в землю. Есть только одно "но" - когда педаль в верхнем положении, это движение проделать сложнее. Из за чего, с непривычки, я и не сумел отстегнуть одну ногу в первый раз и свалился. Теперь я просто стараюсь отстегнуться заранее, при приближении к месту остановки и слежу за тем, чтобы при отстёгивании не было одной педали наверху. А чтобы встегнуться, нужно просто начать ехать, а стопу вытянуть носком вниз - как балерина. Если не защёлкивает, пошевелить ногой и сдвинуть её ещё ниже. Есть определённые тонкости (см. upd2).
- "На контактах придётся вырабатывать новую манеру езды." Отвечу коротко - если вы научились ездить на велосипеде, "новую манеру езды" на контактах вы освоите за час, интуитивно.
- "На контактах по любому придётся ездить только в специальной обуви." Есть комбинированные контактные педали (например, mallet). Стоят они примерно столько же. Насколько вам они нужны - решайте сами.
- "Когда крутишь контактные педали, совсем другая посадка и нужно другое седло." В моём случае я не почувствовал никакой необходимости в другом седле, хотя у меня не самое узкое. Да, больше работают ягодицы (особенно на нижней четверти поворота педали), но нужно ли при этом менять седло - сомневаюсь. Разумеется, если у вас широченный "аэродром", лучше его поменять. Независимо от того, покупаете вы контакты или нет, для долгой и быстрой езды лучше выбрать более узкое седло.
- "Контактные педали часто ломаются и боятся грязи." Ну, смотря что вы с ними делаете :). Если нагрузка запредельная, много ударов и рывков, будет ломаться любая педаль. Тогда надо брать более дорогие, титановые модели. Если сравнивать "топталки" и "контакты", очевидно, что в "контактах" есть больше мест, которые могут отказать. За прошлый сезон у моих знакомых было две поломки педалей. Одни педали были контактными, другие - обычными. И те и другие - примерно одного класса. Ничто не вечно под луной. Но хорошие "контакты" вполне надёжны и прослужат долго. Что касается грязи, то, по моему, брать лучше CrankBrothers - танки грязи не боятся. Дешёвые "контакты" действительно могут забиваться, хотя прочистить их веточкой совсем несложно.
- "В велотуфлях можно только ездить, ходить нельзя." Есть специальные жёсткие велотуфли для профессиональных гонщиков, с пластиковой подошвой. В них далеко не уйдёшь - неудобно, да и поломаются. И есть (гораздо больше) велотуфли, напоминающие обычные кроссовки. В них стопа слегка повёрнута внутрь, чтобы удобнее было давить на педали, но ходить в них вполне можно - лишь бы не двадцатикилометровый кросс с рюкзаком. Такие и берите.
- "В контактах нельзя ездить зимой." И да и нет. Физически - можно. Но есть одно "но". Даже "зимние" модели велотуфель всё равно холодные. Так что оставьте себе для зимней езды обычные "топталки", хотя возвращаться на них после "контактов" может быть грустно :).
- "Контакты нуждаются в постоянном уходе." "Больной нуждается в уходе врача. И чем дальше врач уйдёт, тем лучше!" :). Нуждаются, но не более, чем другие части вашего байка.
что и как покупать Решившись на покупку контактов, на самом деле вы будете покупать две вещи: собственно, педали и велотуфли.
Для начала, о педалях. Итак, вы определились в желании иметь контакты, теперь встаёт вопрос выбора. Как я уже написал в "мифах", финансовые возможности у всех разные, поэтому сколько заплатить, решаете сами. Я лично старался исходить из следующих критериев: известность бренда и его репутация (тут на верху Look, CrankBrothers и Shimano), адекватность моим задачам: шоссе на универсале, иногда - кросс-кантри (поэтому я не стал брать специальные шоссейные Look - ну нет у меня
специального шоссейного велика и не гоняю я кроссы по 200 километров в день), цена (полазив по форумам я заложил для себя 6,000 р.). Дальше я исходил из того, что за схожую цену я приобрету контакты схожего качества. В итоге я остановился на педалях
CrankBrothers candy sl за 3,600 р. и начал подбирать обувь.
Стоимость педалей: от 1000 р. до 15000 р. Разумный ценовой диапазон для начинающих - от 2,000 р. до 4,000 р.
Выбор велотуфель. А вот на этом месте мы уменьшаем скорость и начинаем глядеть очень-очень тщательно. При том, что педали можно выбрать очень быстро и потом никогда о выборе не пожалеть, к туфлям подход должен быть совсем другой.
Когда Наташа (37 размер ноги) покаталась на моём велосипеде в моих туфлях (размер 41,5), она удивилась моим восторгам - чего это я так превозношу контакты? А дело в том, что в контактах, когда вы тянете ногу вверх, очень важно, чтобы туфли плотно облегали стопу. Иначе она будет болтаться и а) натирать мозоли и б) терять энергию при тяге вверх. И вы почти ничего хорошего от езды на контактах не получите. Поэтому туфли должны подходить вам идеально. Не "в принципе, годится", а "сидит, как влитая" - только так! Если вы не нашли подходящие туфли в первом магазине, в первый день - не покупайте первое более-менее подходящее - идите в другой магазин, выделите на это столько времени, сколько нужно, чтобы найти то, что действительно подходит. Я прекрасно понимаю, что хочется покататься как можно скорее, но поверьте - удовольствие, которое вы получите от именно ваших туфель стоит того, чтобы поискать.
Стоимость туфель: от 1,000 р. до 9,000 р. Разумный ценовой диапазон для начинающих: от 2,000 р. до 3,500 р.
заключение Покупка контактных педалей - это, разумеется, шаг. Но не относитесь к нему уж очень серьёзно - иначе вы можете пол-жизни проготовиться к том, чтобы решиться. Просто поставьте себе эти педали и наслаждайтесь мощностью и скоростью - ведь это главное!ссылки по теме
Хорошая графическая инструкция, как прикреплять шип к велотуфле. Сделана для Shimano, но у моих CrankBrothers то же самое. Как мне её не хватало UPD.
Другая инструкция, рабочая ссылка.
И видео.
UPD. Купили Дине контактные педали. Такие же, как у меня, только другого цвета. Дина упала три раза, причём в третий - из за моей ошибки. Я неправильно привинтил шипы на кроссовки. Оказывается (и в инструкции к педалям этого не было!), шипы различаются на левый и правый. Если вы привинтите правый (с двумя кружочками) шип на правую ногу, то угол высвобождения будет равен 15° на обеих ногах. А если вы привинтите этот шип на левую ногу (а другой, соответственно, на правую), угол высвобождения будет равен 20°. И при заваливании влево эти 5° оказались решающими - Дина не успела высвободить ногу.
Почему в инструкции этого не было - непонятно. Ещё более непонятно, почему всё это было детальнейше и с картинками описано в инструкции к запасным, отдельно купленным шипам! Казалось бы, полезнее наоборот. Ан нет!
Польза от контактов, однако, несомненна. Дина резко увеличила среднюю скорость на большой дистанции, много легче стала взбираться в горки.
Теперь видимо к нам подтянутся и остальные ездоки нашей компании и тоже купят контакты! :)
UPD2 (07/07/07). За прошедшие две недели я ещё три раза упал на контактах. Один раз - говорить неловко из-за чего, надеюсь с вами такой глупости не случится :). Остальные два раза заслуживают внимания.
1. На маленькой скорости переднее колесо попало в желоб трамвайной рельсы. Это и без контактов приводит к падению, а в контактах - к тому, что я не успел отстегнуть левую ногу и расцарапал колено.
2. На шоссе от Сергиева Посада асфальт сантиметров на 15 выше, чем грунтовая обочина. Когда безумный грузовик снёс меня потоком ветра на обочину и я попытался вернуться, переднее колесо пробуксовало по этому самому краю асфальта. Результат тот же - ободранное левое колено.
В общем, пока не заживёт, буду надевать наколенники. И отдельно потренируюсь быстро выстёгиваться, когда валюсь на бок.
UPD3 (20/05/11). Первое. За прошедшие четыре года я уже больше не падал. Даже медведя оказалось возможным научить ездить на контактах :)
Второе. У Кранков новые шипы. Вот к ним
мануал, там видно, как различить левый и правый. А у Шимано такого различения нет (
их мануал).