содержание Затраты можно условно разделить на материальные и нематериальные. В свою очередь, оные можно детализировать, как
- Материальные : потребляемые продукты и одежда, лекарства, топливо, сувениры, билеты на транспорт, билеты в музеи, проживание.
- Нематериальные: время, нервы, здоровье.
Главные правила: планируйте заранее, планируйте с запасом по времени, обеспечивайте запасные варианты, сделайте информацию о всех важных вещах доступной в любых обстоятельствах для всех участников.
В любой точке путешествия вы должны знать, где и почём вы можете переночевать, покушать; что и за какие деньги посмотреть; как выбраться в следующую точку. И у вас должны быть на это ресурсы, в первую очередь финансовые.
Проживание. Если вам комната нужна только для ночёвки, то нет смысла платить за дорогой отель с его дополнительными сервисами, хостел вполне сгодится. К тому же многие пансионы и апартаменты сейчас регистрируются на сайтах-каталогах хостелов (hostelbookers.com ими полон). И если искать и бронировать загодя (месяца за два-три), то можно найти очень выгодные варианты очень в центре. С душем и туалетом в номере.
Билеты на транспорт и билеты в музеи. Во многих городах продаются «%%НАЗВАНИЕ_ГОРОДА%% Card» - за пару десятков евро вы получаете бесплатный проезд на N дней и иногда хорошие скидки на посещение большинства музеев. Также есть локальные предложения, вроде
барселонского мегабилета на Монтсеррат (горы неподалёку), включающего в себя как проезд на метро и электричке, так и билеты на фуникулёр, и даже обед. Обо всём этом можно и нужно загодя узнавать через Интернет, и на месте в Туристической Информации (гуглокарты, искать «%%название_города%% tourist information», или спросить в отеле).
Если вы много ездите на общественном транспорте, нелишним будет проездной на день-два. Это очевидно, но многие забывают о такой возможности. Также во многих городах можно арендовать скутеры и велосипеды. Например, Барселону лучше смотреть как раз на скутере - парковка для него лёгкая, пробки не страшны, не надо ждать автобуса. А Вена, немецкие и скандинавские города хороши для велосипедов. Велосипед можно арендовать и в Пекине, за мнимую сумму. А велодорожки там
замечательные.
Также вспомните о льготах. Список льготных категорий там широк, и в спорном случае билитёр часто не рядится, а просто предоставляет льготный билет. Международная студенческая карточка, журналистское удостоверение, дети до скольких-то и взрослые после скольких-то лет - вариантов много.
Лекарства и здоровье. Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным, но больным. Во-первых, в случае чего вы можете получить кое-что по страховке. Что именно, зависит от страхового плана. Скажем, один знакомый, сломав палец на ноге, катаясь на горных лыжах, получил от AIG пару сотен баксов. Ключевые лекарства лучше взять с собой - аспирин, энтегнин, каждый лучше знает о своих «слабых местах». Не то, что там лекарства сильно дороже. Просто неприятность может случиться посреди пути, в выходной - когда поблизости нет ни одной открытой аптеки. Вы тянете до следующего рабочего дня, а за это время простуда цветёт и крепнет. И то, что можно было бы решить за вечер одной таблеткой, превращается в несколько дней грусти. Поэтому реагировать нужно сразу, не надеяться на авось.
Сувениры. Чем центральнее место, тем дороже сувениры. Всегда есть заправки на выездах, аутлеты и дальние пределы, где то же самое можно купить в разы дешевле. В некоторых странах (скажем, в Турции), стоит поторговаться. В Египте я как-то сбил цену на безделушку в 20 раз.
Моё лично мнение про сувениры. Во-первых, я сам могу сделать большую часть открыток, точно не хуже чем то, что продаётся в киосках. Во-вторых, в каждой стране, в каждом регионе есть что-то особенное, уникальное. И это отнюдь не магнитики. В Тоскане это прошуто (такая мелко строганная ветчина), в Хорватии - Medica, крепкая настойка на меду. И т. п. А что-то действительно уникальное можно купить на местных блошиных рынках («flea market», «vintage market» etc, в Интернете есть целые сообщества ценителей, делящихся адресами -
пример для Рима).
Одежда. Там - дешевле. Часто очень дешевле. В том году купили в Стамбуле какой-то трикотаж, по нашим деньгам рублей за 300. Приехали, а он такой же висит в переходе в Москве. За 2000 р. Схожая ситуация была с Германией. Так что берите с собой самое необходимое, остальное купите там. При одном условии - у вас будет время выбраться из турзоны и посетить какой-то нормальный магазин или аутлет. Потому что в турзоне всегда туристические цены. Если вы едете на курорт, учтите - турзона будет простираться от побережья на 30 км вглубь страны.
Еда. Можно сытно поесть за €3 на человека. Пицца, шаурма. Можно сытно поесть за €100 на человека. Рестораны, дорогие кафе. Если сочетать эти варианты в разумных пропорциях, в день на человека на еду в Европе будет уходить €10-30. Как-то на Монмартре мы познакомились с нашим музыкантом-домбристом, который там зарабатывал по модели donationware. Он устроил себе и нам обеденный перерыв, повёл нас в глубинку и показал, как питаться в Париже на 15 франков в день (~$3), не утруждая себя готовкой - шаурма в громадном багете, кола и прочие «полезные» продукты. Так что если есть желание сэкономить на еде, это вполне возможно. Только запаситесь фесталом, не всякий желудок будет толерантен к подобным стрессам.
Очевидное добавление: чем в большем числе путеводителей указана кафешка и чем ближе она к туристическим тропам, тем хуже в ней будет еда и тем выше будут цены. Первое - не аксиома, второе - аксиома. Пример - «Новоместский Пивовар» в Праге. По нашим меркам кормят нормально, но по пражским есть много мест и лучше, и дешевле.
Есть исключения - туристические места, которые, хоть и раскрученные, но хоть раз посетить стоит. В Праге это на мой взгляд, «У Флеку» и «У Медведки» (уникальное пиво в 33 оборота, и «пивное бренди» аж в 40 обов!). В Париже - «Жюль Верн» на Эйфелевой башне (попса и хотдоги, если не лезть в ресторан, но это классно - почавкать с видом на Париж).
Топливо. Перед поездкой погуглите «europe gas prices» и составьте
таблицу, где дешевле. После чего планируйте максимум заправок именно в этих странах. Очевидно, что в среднем заправка будет каждые 400 км, так что планировать легко.
В некоторых странах есть роботизированные заправки («женщину вынули, автомат засунули» © Кин-дза-дза). Цены там на десяток евроцентиков меньше, персонала нет и вы сами выбираете меру воздействия на своевольный механизм.
Кстати, есть и безлюдные мойки. Бросаешь монетки и вода льётся сколько-то секунд, а ты трёшь-трёшь-трёшь щёткой. Вода и мыло перестают течь, и ты остаёшься без монеток и с почти такой же грязной машиной.
Нервы и время. И снова возвращаюсь к тому, с чего начал: предварительная подготовка экономит и нервы, и время. Если вы точно знаете, где что смотреть и где жить, вы можете проявлять креатив - у вас есть база, к которой вы всегда при желании вернётесь. Но если этого нет, вы в «зоне риска». Может повезти, а может и не повезти. Ведь по-настоящему везёт тому, кто везёт себя сам.
Вещи, которые полезно иметь перед поездкой: координаты и телефоны отелей; интересные места (с указанием, как добраться, времени работы и ценами на билеты); ближайшие парковки; офисы туристической информации; ориентировочный постатейный бюджет на топливо, проживание, еду и достопримечательности; международная или локальная сим-карта с адекватным по стоимости GPRS (<=$1 за мегабайт); координаты зон wifi-free (если их мало); текущие сводки о безопасности и преступности в посещаемых городах; ксерокопии загранпаспартов; резервную кредитку, с помощью которой при острой необходимости вы сможете оплатить лечение и трансфер домой; информацию о дорожной обстановке (пробки в этот период времени, ремонт, таможня и пр.); прогноз погоды.
Всё это в бумажном и электронном виде - удобнее пользоваться картами в телефоне, но резерв не помешает.
Очень важно: при планировании маршрута никогда не делайте график «встык», без зазоров и буфера. Всегда есть место случаю. Добавляйте процентов двадцать времени на непредвиденые время- и деньгозатраты. Если их вдруг не будет, что ж - у вас появятся дополнительные ресурсы.
Вся эта подготовка может показаться скучной и сложной. Мне говорили: «Я и так ездил, безо всякого планирования - просто приезжал в город и селился в ближайшем отеле». Однако есть правило путешественника: «Или время, или деньги». Вы можете объехать весь мир за 20 долларов. Если готовы потратить на это много времени. И вы можете облететь весь мир за несколько дней - потратив уже несколько тысяч долларов на кругосветный авиабилет. Нельзя сказать, что из этого лучше, всё зависит от ваших целей и финансовых возможностей. Мудрый выбирает срединный путь. Следует также добавить, что некоторые упущения в планировании не закрыть никакими разумными деньгами. Например, билетов на пором или в центральные отели в сезон может уже не быть. Планирование не обязывает, оно даёт возможности и позволяет расслабиться.