Лайтрум - не демон скорости. То, что
другие не лучше - оправдание слабое. Может быть Adobe когда-нибудь и ускорит Lightroom, но это ещё когда будет, а работать надо сейчас.
Очевидно, что «ускорить» - очень неконкретный глагол. Быстрее всего Лайтрум будет работать, если в каталоге оставить одну фотографию размером в 500×500 пикселей. И ничего с ней не делать, только смотреть. Скорость будет фантастической. Но в реальном мире задачи чуть более серьёзные. Поэтому под «ускорить» мы будем подразумевать увеличение скорости в следующих операциях:
- Всё связанное с обработкой файлов. А именно: импорт/экспорт, массовое переименовывавывавывание, копирование/перемещение, создание превью, просмотр большого каталога, массовое назначение ключевых слов и рейтингов и т. п.
- Индивидуальная обработка фотографии. В первую очередь это локальные коррекции.
- Непосредственная производительность лично вас в работе с Лайтрумом. Удобные клавиатурные команды, трюки, облегчающие жизнь.
- Пакетная обработка на заданную тему. Например, мне приятно давить шумы в фотографиях. Встроенным шумодавом я не очень доволен, значит дорога мне к Neat Image. Ещё к таким задачам относится склейка панорам, HDR, увеличение резкости.
У каждого свои критерии, что такое «большой тормозной каталог фотографий». У кого-то размер файлов такой, что Лайтрум летает на гигабайте оперативки. Кому-то не хватает и восьми. Так что давайте условимся: «большой каталог» - такой каталог, который тормозит вашу машину.
Вот мои мысли на тему ускорения в вышеперечисленных операциях. Для начала, общие вещи. Которые однако могут быть известны не всем.
- Быстрое железо быстрее, чем медленное железо. Свежая мысль, да? От её банальности она не становится менее актуальной. Железо для Лайтрума должно быть быстрым. Как показали мои тесты, главные bottleneckи - размер RAM, скорость RAM, скорость процессора, скорость жесткого диска, наличие свободного места на жёстком диске. Быстрый жёсткий диск проявит себя при массовой работе с файлами. Быстрая оперативка - при любой обработке, а главное - в локальных коррекциях. Большой объём RAM - при массовой работе с файлами. У меня Лайтрум стал резко быстрее работать, когда я увеличил память с двух до шести гигабайт. Быстрый процессор скажется на скорости преобразования в DNG и при локальных коррекциях. Многоядерность Лайтруму по сердцу. NB: если вы подключаете внешний жёсткий диск с фотографиями, старайтесь подцепить его через eSATA, а не через USB. Прирост скорости коллосальный.
- Windows x64. Потому что на x32 нельзя использовать больше 4Gb RAM. Лайтрум умеет использовать больше, если ему создать условия. Их три: версия Лайтрума для x64, ОС х64 и больше 4Gb памяти. Ускорение из моего опыта значимое, проявляется при массовой обработке. И когда одновременно работает Photoshop.
- Оптимизировать диски, назначить фиксированный размер файлу подкачки.
- Идеальный случай: в системе четыре RAID. На одном операционная система, на другом - Лайтрум, на третьем - каталог, на четвёртом - фотографии. Поскольку мы живём не в сказке, то исходим из наличия железа. Хотя бы разнесите на разные диски каталог и фотографии.
- Лишние процессы в системе не всегда ускоряют работу. Проверьте, не занимает ли какая-то утилита процессор и диск? Всё, что она берёт себе, недополучает Лайтрум.
- DNG обрабатываются как правило быстрее, чем оригинальные RAW камер. Не говоря о других преимуществах. Преобразовать картинки в DNG можно независимо от Лайтрума с помощью Adobe DNG Converter. Ставите его на обработку новой порции фото, а сами работаете в Лайтруме над другим проектом.
- Если создать превью заранее (поставить генериться на ночь), то при просмотре каталога на каждом файле не будет теряться время на генерацию.
- Много-много файлов в каталоге = медленный-медленный просмотр. Разбивайте картинки на порции, в каждой из которых не больше 500-600 фоток.
- При массовой обработке фотографий в плане каталогизации (назначение ключевых слов, рейтингов) отключите «Catalog Settings: Metadata: Automaticaly write changtes to XMP». Лайтрум тогда будет писать все изменения в свою базу данных, не трогая фотографии. Что существенно ускоряет. Главное, после обработки не забудьте выделить все изменённые фотографии и нажать Ctrl-S (Metadata::Write metadata to file), чтобы записать изменения в файлы. Потом же, когда изменения будут редкими, можно включить эту опцию обратно, чтобы не думать о сохранении.
- Просмотр в Develop Module обязательно включает генерацию превью 1:1. А в Library Module - нет. Если вы собираетесь сперва просмотреть фото в разумном размере, определите этот разумный размер (вряд ли он будет больше вашего монитора) и создайте Standard Preview с означенным размером. Если вы вообще всё поймёте по thumbnails, превью можно не делать вовсе.
- Хорошая фоновая музыка позволяет держать темп при обработке фотографий.
- Запомните и используйте клавиатурные эквиваленты. Лайтрум на них очень щедр.
- Любите presets, они ваши друзья. Огромное количество операций можно стандартизировать и создать для них пресеты.
- Два монитора удобны для одновременного просмотра каталога с превьюхами и обработки фотографии. Но Лайтрум как-то странно работает со вторым монитором, начиная через какое-то время тормозить.
- Поставьте Лайтрум версии не ниже 2.3. У предыдущих версий баг - утекает память, от чего через какое-то время тормозит решительно всё.
- Ключевые слова надёжнее встроенного механизма коллекций. И значимо облегчают поиск нужной фотографии. Продумайте свою иерархию ключевых слов, запишите её и последовательно используйте.
На ключевых словах остановлюсь поподробнее. Я писал
об оптимизации каталогизации - с коллекциями и т. п. Я вам соврал. На самом деле есть способ быстрее.
- Определяем иерархию ключевых слов, аналогично коллекциям. Создаём эти ключевые слова (теги) - в правой панели в Library. В иерархии. Если есть фотографии городов Сидней и Нижний Тагил, их можно объединить в общую тему «города». Если есть фото кошки и фото собаки, объединяем их в категорию «звери» - соответственно, «звери:кошки», «звери:собаки».
- Среди ключевых слов задаём «метаслова»: теги, начинающиеся с какого-то символа. Например, с «@», «§» или «%». Эти теги будут описывать не фотографию, а важные нам свойства. Например, я сделал теги «§meta:§we_are», «§meta:§private», «§meta:§exclude». В фотографиях «я на фоне Пекина» художественности обычно мало, так что можно назначить таким фотографиям тег «§meta:§exclude» и в дальнейшем показываеть только те кадры, у которых этого тега нет. C этими тегами можно делать много интересного. Например, велеть не включать этот и все низлежащие теги в итоговое экспортируемуе изображение.
- Создать Keyword Sets - в каждом из которых по девять ключевых слов, лучше всего описывающих какую-то ситуацию. Например, главное, связанное с фотографированием города; главное, связанное с фотографированием животных. Разумеется ключевые слова выбираем из готового набора. Это очень экономит время - когда вы изначально унифицируете и определяете ключевые слова. Не приходится думать: «чёрт, какое же ключевое слово я выбрал для этого: "дерево" или всё таки "деревья"?».
- Теперь назначение ключевых слов становится значительно более лёгкой и быстрой задачей. Дело в том, что в Library, в правой панели, разделе Keywording есть два поля. Одно: Keyword Suggestions - идеи Лайтрума на тему того, какие ключевые слова лучше всего подходят в случае этой фотографии. Не знаю, как у других, но у меня Лайтрум ошибается в 90% случаев. Поэтому я это поле закрыл. Второе поле гораздо полезнее: это Keyword Set. В нём вы можете выбирать один из созданных ранее наборов ключевых слов, или же Recent Keywords - недавно использовавшиеся ключевые слова. Выделив нужные фотографии, нажимаем Alt и видим, как рядом с ключевыми словами в табличке 3×3 появились цифры - расположенные так же, как на цифровой клавиатуре. Нажав «Alt-цифра» мы назначаем или удаляем нужное ключевое слово. Перемещаться между Keyword Sets можно с помощью Alt-0.
NB. Вы не забыли отключить «Catalog Settings: Metadata: Automaticaly write changtes to XMP»? Отключите и машина будет работать быстрее. - Чем удобны ключевые слова: вы можете выбирать именно те фотографии, которые вам нужны. Например, «все фотографии города N, в которых нет людей и есть машины». Для этого над фотографиями есть Library Filter: Text. Выбираем «keywords» и пишем в поле поиска «город N, -машины, -люди». Вуаля.
- Начнём с назначения ключевых слов тем фотографиям, которые исключаем из выборки. У меня это все фотографии, содержащие приватные сцены или бытовуху типа «мы на фоне чего-то». Назначим им ключевое слово «§meta:§exclude»; выберем все фотографии, где этих тегов нет («Library Filter:Text:"-§meta:§exclude"») и создадим коллекцию (например «Pure Photos»), в которую поместим все выбранные фотографии. В дальнейшем работа будет идти внутри этой коллекции.
- Ключевые слова лучше назначать «сверху вниз». Вначале общие («города», «город N», «город K»). Потом выбирать фотографии только из одной области (как описано в предыдущем пункте) и уже идти по ним детальнее, назначая теги «люди», «дома», «машины», «заведение для чаепития» и т. п.
- Если нужно назначить слово, которого нет в списке, нажмите Ctrl-K, введите его и нажмите Enter. Можно ввести сразу несколько слов, через запятую.
- Фотографии, для которых уже гарантированно не будут назначаться слова, можно из выдачи убрать, пометив их флагом Pick (клавиша «P») и указав в Library Filter:Atribute, что нужно показывать только фото, не отмеченные флагом. Таким образом я сразу убирал личные фото с нашими физиономиями, чтобы не мешались.
- По идее до назначения ключевых слов полезно пройтись по фотографиям и объединить в стеки серии, HDR и исходники для панорам. И вы можете это сделать, но при назначении ключевых слов всё равно придётся все стеки разворачивать (Photo:Stacking:Expand All Stacks). К сожалению, в Лайтруме нельзя назначить ключевые слова оптом для всех сгруппированных фотографий. На форумах Лайтрума недовольство этим фактом - одна из ключевых тем, так что можно надеяться, что Adobe исправится в ближайшее время.
- Для «разбрасывания» ключевых слов есть ещё один удобный инструмент - «Keyword Painting» (Ctrl-Alt-K). Он эффективен, когда надо быстро назначить какое-то одно слово сразу многим разбросанным по каталогу фотографиям. Курсором-пульверизатором тычете в нужные фотографии, и слово добавляется. Или, если оно уже назначено, убирается.
- Теперь, когда ключевые слова назначены (и метаданные сохранены в файлы - «Ctrl-A, Ctrl-S»!), можно создать несколько коллекций. Для быстрого доступа к каким-то выборкам, чтобы не набирать «Город N» или «Люди». И запихнуть в эти каталоги нужные фотографии. Можно поступить ещё проще - создать Smart Categories, в которых идёт выборрка фотографий с нужным набором ключевых слов - но это замедлит машину.
Метод может на первый взгляд показаться несколько сложным и громоздким. Однако при обработке тысяч фотографий он весьма удобен и быстр. Собственно, пока что это самое быстрое, что я придумал. Добавьте сюда лёгкий поиск по фотографиям. Ведь ключевые слова могут индексироваться не только Лайтрумом, но и множеством других каталогизаторов и поисковиков, включая Google Desktop. Когда через годик вы захотите найти фотографии на тему «Токио ночью», вы оцените свою предусмотрительность.
И ещё. Ключевые слова можно разделить на следующие группы:
- Описательные теги. Это слова, описывающие время, место и что изображено. Это первое, что назначается фотографиям. «Время:Ночь, Города:Париж, Сооружения:Эйфелева Башня».
- Служебные, метатеги. Всякие «исключить из показа», «уже напечатано», «доработать в фотошопе». Они не должны появляться в итоговых графических файлах, но удобны для внутреннего рабочего процесса.
- Технические теги. Иногда полезно включить теги, описывающие технические особенности съёмки или обработки. «Объективы:Широкоугольники», «Формат:Панорамы», «Цвет:Монохром», «Стилизация:Infrared». В первую очередь эти теги интересны самому автору. Только не надо включать сюда то, что и так ясно из Exif (при условии, что ваш каталогизатор умеет искать и по exif).
- Message. На большинстве стоковых сайтов фотографии описываются также тегами, описывающими некие абстрактные категории, с которыми связана фотография. Это абстрактные категории цвета («красный»), яркости («темнота»), эмоций («радость»), отношений («любовь») и т. п. Посмотрите пример на fotolia.com. Такие ключевые слова полезны, если вы должны подобрать какую-то иллюстрацию на заданную тему - например, для статьи. Но назначать их конечно непросто, и наверное это стоит делать только для уже реально хороших фотографий.
На этом с ключевыми словами закончим и перейдём к трюку, позволяющему
радикально ускорить работу с каталогом в поездке. Собственно, всё. Информация по ссылке. Добавлю, что за исключением вращения кропнутых фотографий, всё остальное прекрасно себя зарекомендовало.
Напоследок коснусь такой важной темы, как экспорт готовых фотографий. Например, для публикации в Интернете.
До сих пор я использовал замечательный плагин
LR2/Mogrify. Он может рисовать рамки вокруг фоток, добавлять подписи и логотипы, но почему-то очень медленный. Кроме того, есть ещё одна проблема. Хорошо бы использовать нормальный шумодав и повышатель резкости. И всё это - одним кликом, автоматически.
Так что теперь я отказался от Mogrify в пользу обработки Фотошопом. Процесс выглядит так:
- В Фотошопе создаётся Action, который делает из итоговой большой фотографии то, что нужно. Включая в себя: а) шумодав вначале; б) предварительное увеличение резкости; в) уменьшение размера до нужного («File:Automate:Fit Image…»); г) повышение резкости для веба; д) повторный шумодав; е) рисование рамки и вклеивание логотипа. Экшны делаются разные, на разные условия съёмки и итоговые размеры картинки. Для тёмных кадров шумодав должен быть посильнее, для портретов - поменьше.
- Этот Action сохраняется, как Droplet в папку Export Actions в рабочей директории Лайтрума. Главное - указать «Override Action "Save As" Commands» и «Destination: "Save and Close"».
- В Lightroom в окне Export этот дроплет указывается в качестве Export Action, а изображение ему шлётся полноразмерное, JPEG без потерь.
- Чтобы не указывать всё это каждый раз, создаём export presets с нужными настройками.
- Всё. Никаких Mogrify, качество на порядок выше, скорость адекватная, вся работа делается автоматически, пока мы пьём чай. Один клик, и фотография полностью подготовлена к публикации.
Сравните. Первая фотография - полученная «родными» средствами Lightroom, с его шумодавом и LR/2 Mogrify. Время генерации: ~30 секунд.
А теперь дроплет с шумодавом и двухступенчатым увеличением резкости. Время работы: ~60 секунд, из которых большую часть взял шумодав.
На мой взгляд, соотношение «время генерации/качество» явно в пользу последнего. Особенно если учесть, что вручную эти операции заняли бы куда больше времени.
Самое главное - в нашем распоряжении теперь весь инструментарий Фотошопа, мощные шумодавы и шарперы.
Если мы ещё не знаем, что будем делать с фотографиями, и хотели бы обрабатывать их дальше в Лайтруме - только без шумов и глупостей, то действия такие:
- Как описано выше, создаём дроплет, убирающий шумы и первоначально повышающий резкость. Не меняющий размер изображения.
- Делаем в лайтруме export preset, который кидает изображение в этот дроплет - кидает в формате TIFF или PSD, 16-битный цвет. 16 бит для того, чтобы не было потерь при переходе из RAW в TIFF и можно было дальше играть с экспозицией. Лучше выбрать для изображения отдельную папку. После экспорта автоматом добавить получившееся в каталог.
- Запускаем этот export preset для выбранных фотографий. Фотошоп обрабатывает их по взрослому, потом Лайтрум подцепляет их обратно. Теперь можно делать с ними что угодно - в Лайтруме и/или в Фотошопе.
Лайтрум - мощнейший инструмент для серьёзного фотографа. Он не лишён недостатков, однако тенденция его развития мне нравится. Надеюсь, со временем Лайтрум станет быстрее и ещё эффективнее. Но наверное к этому моменту у нас будут камеры, которые делают RAW ещё большего размера, чем сейчас. Так что о скорости придётся думать всегда.