Одна из серьёзных проблем
при съёмке панорам - неравномерность экспозиции. Особенно она проявляется, когда снимаешь круговые панорамы, в которых есть тёмные участки и яркие источники света. Это может быть Солнце, но схожие проблемы возникают и при съёмке ночных панорам при свете Луны или фонарей. Ниже представлен обзор способов борьбы с этой неприятностью.
.0. Снимать на автомате. Потом посмотреть на разношёрстные кадры, плюнуть на всё и клеить как есть
Многие так и поступают.
Выгоды: быстро и без заморочек.
Проблемы: характерное «пятнистое» изображение. Даже PTGui не всемогущ, и может оставлять артефакты в виде тёмных и светлых пятен на небе. Особенно если снимаешь в JPEG. С рук. Мобильным телефоном. Закрыв глаза. По одному кадру в час.
.1.
В ручном режиме выставить одну примерно среднюю экспозицию для всей панорамы и снимать всё с этой экспозицией
Классика жанра, этот способ описан во всех руководствах по панорамоделанию.
Выгоды: быстро и почти без заморочек.
Проблемы: динамический диапазон всех современных камер относительно невелик. Многие реальные сцены гораздо шире по яркости. Это значит, что на части кадров будут потеряны детали на слишком светлых и слишком тёмных участках.
.2. Снимать в JPEG, а лучше в RAW. Затемнить слишком светлые кадры, и поднять яркость на слишком тёмных кадрах
Чуть усложнённый вариант предыдущего способа.
Выгоды: индивидуальный подход к каждому кадру, в результате чего можно добиться относительно ровной экспозиции на всём пространстве.
Проблемы: индивидуальный подход к каждому кадру, что дюже морочно, чревато шумами и искажением цвета.
.3. Снимать в RAW, делать из них в %your_favorive_raw_processor% Tiff 16-bit, клеить их в PTGui
Хотя PTGui умеет читать большинство RAW, я рекомендую пользоваться для процессинга равов специализированными программами: всё-таки PTGui специализируется не на демозайке, а используемый в ней dcraw не самый лучший по качеству.
Выгоды: заботу о выравнивании яркости берёт на себя PTGui.
Проблемы: PTGui не очень хорошо с этим справляется.
.4. Определить несколько зон яркости и менять экспозицию не для каждого кадра, а только в этих зонах
Частичное решение проблем, обозначенной в предыдущих пунктах: вместо кучи кадров с разной экспозицией, мы получаем несколько групп, внутри которых экспозиция одинакова. Разделение на зоны можно проводить по горизонтали (верхний, средний и нижний пояса кадров) и по вертикали (на источник света, от истоинчка света). «Тёмную» группу можно слегка подтянуть вверх, в света. А «светлую» соответственно опустить в тени.
Выгоды: выравнивать яркости у двух-трёх кусков панорамы намного легче, чем у сотни отдельных кадров.
Проблемы: несколько сложнее снимать, а потом обрабатывать. И неравномерности всё равно остаются, просто большего размера.
.5. Снимать с брекетингом и выбирать схожие кадры. Вариант 1: три-пять-семь кадров с недодержкой-передержкой. Вариант 2: несколько панорам с разной экспозицией, как в п1
С этого момента сложность делания панорам начинает существенно расти. И чтобы добиться качества, нужно попотеть.
Выгоды: решается проблема с ограниченным динамическим диапазоном камеры. Можно без опаски снимать сцены с очень большой разницей в освещении.
Проблемы: множество. Головная боль всех больших панорам - изменение сцены в процессе съёмки. Чем больше ты делаешь кадров, тем больше шансов, что пока ты снимаешь, поменяется освещение, уйдут облака и люди, сменится правительство. Чтобы справиться только с этим, применяются разные трюки. Например, сперва снимается самая «изменяемая» часть панорамы (облака или люди). Также снимается общий план, чтобы позже было легче восстановить общую картину и дорисовать нужное в фотошопе. Есть и дорогое решение:
крутой супербыстрый панорамный робот.
Другая проблема: каждый кадр всё равно придётся чуть-чуть подтягивать к окружающим (п2).
.6. Снимать с брекетингом
и делать для каждого фрейма HDR или enfuse Усложнённая версия предыдущего пункта: кадры не только снимаются с брекетингом, но и склеиваются позже в нечто с выровненной экспозицией. Из которых уже и делается итоговая панорама.
Выгоды: расширение динамического диапазона. При определённых стараниях можно сделать красиво и необычно. Или просто необычно.
Проблемы: те же, что и в п4. К тому же склейка кадров в hdr требует отдельных умений. Ничего сверхординарного там нет, но к склейке панорам добавляется ещё один самый простой шаг.
Многие программы для склейки панорам умеют сами делать HDR. Но я пока не видел, чтобы кто-то делал это хорошо.
.7. Когда камера направлена на яркий источник света, закрыть его чем-нибудь. На рынке есть специальные заслонки на гибких штангах, я же пользуюсь собственными руками
При всей примитивности, в ряде случаев довольно действенный способ. Посмотрите на эту иллюстрацию:
Если не закрыть Солнце, все объекты рядом с ним будут засвечены. Конечно этот способ в большинстве случаев не самостоятельный, но его можно использовать вместе с другими.
Выгоды: быстро и легко решается проблема с засветкой участков вокруг источника света.
Проблемы: нужно уметь пользоваться масками в PTGui. Не решается проблема с «пятнистостью» других участков.
.8. Дождаться, когда Солнце закроет тучками
Чем-то похоже на предыдущий способ, но в роли рук выступает природа.
Выгоды: сцена красивая и драматичная.
Проблемы: сильная зависимость от погодных условий, сцена быстро меняется и не всегда легко подгадать нужный момент.
.9. Выбрать для съёмки точку в тени
К.О. говорит, что об этом способе известно всем. Упомянем его для полноты картины.
Выгоды: не надо мучиться с брекетингом (хотя может быть такая сцена, что у камеры всё равно не хватит диапазона).
Проблемы: не всегда можно найти удачную тень.
.10. Снимать разные части панорамы в разное время суток
Такой способ я не пробовал, но теоретически он возможен.
Выгоды: минимум ухищрений с брекетингом, хдр и прочими штуками.
Проблемы обильны: сцена должна быть очень стабильной на протяжении всей съёмки. Пока вижу одно применение: ночная съёмка при лунном освещении.
.11. Выровнять яркость на итоговой панораме в Лайтруме
Кисточка экспозиции очень удобна для выравнивания небольших дефектов яркости на ровных участках изображения.
Выгоды: быстро и легко.
Проблемы: таким образом можно выровнять только участки с небольшой разницей в яркости. Больше - будет зерно и гадости с цветом.
.12. Дорисовывать Тьму и Свет в Фотошопе
Фотошоп - наше всё. Редкая панорама обходится без последующей коррекции в редакторе. Убираются артефакты, выравнивается яркость, исправляется перспектива.
Экспозицию можно выравнивать, как рисуя кисточкой в режиме luminosity, так и сделав отдельный слой с curves, и аккуратно протравляя на нём маску. А в сложных случаях, скопировать подходящие участки с другого места панорамы.
Выгоды: независимость от условий съёмки.
Проблемы: требуются навыки работы с фотошопом. Нарисовать правильное небо в Фотошопе - это отдельное умение.
Способы можно комбинировать, выбирая лучшие сочетания в зависимости от конкретных обстоятельств. Например, если снимается дальний горный пейзаж, вся сцена освещена достаточно равномерно. Поэтому можно выставить одну экспозицию на всю панораму (или две-три по зонам), а Солнце просто закрывать пальцем (ногой, облаком, деревцем, пролетевшей летающей тарелкой).
А вот если снимается
что-то суровое, с непонятной экспозицией, то стоит задуматься о брекетинге.