Не нужен рай мне в небесах.
В трудах юдоли сей земной
Я б одном прошу лишь - ах,
Даруй мне отдых и покой.
Продолжаю делиться с вами впечатлениями о произведении Соломона Нортапа.
Начало здесь -
Книга Соломона Нортапа "12 лет рабства".
Это рассказ героя о самых ужасных годах его жизни.
Текст для перевода и иллюстрации в книге заимствованы из оригинального издания 1855 года.
Переводчик сохранил авторскую стилистику, которая демонстрирует, что Соломон Нортап был не только образованным, но и литературно одаренным человеком.
Настоящие события, переданные очевидцем, позволяют узнать о системе рабства, жизнь раба такую, какая она была на самом деле.
"Да, бывают гуманные хозяева, как и бесчеловечные.
Встречаются рабы хорошо одетые, накормленные и счастливые, а не только полуголые, умирающие с голоду и несчастные.
Тем не менее общественное устройство, которое мирится с такой несправедливостью и жестокостью, какие видел я, - это безнравственное и варварское установление.
Люди могут писать писать романы, изображающие жизнь раба такой, какая она есть; могут со всей серьезностью рассуждать о блаженстве невежества; могут, сидя в креслах, распространяться об удовольствиях рабской жизни...
Но пусть они выйдут вместе с рабом в поле, поспят вместе с ним в убогой хижине, пусть питаются с ним объедками; испытают, как его бьют кнутом, как на него охотятся, как его пинают, - и эти философы вернуться оттуда с иной историей на устах.
Пусть люди постигнут душу бедного раба - узнают его тайные мысли, которые он не осмеливается произносить вслух в присутствии белого человека. Пусть они усядутся в ним в тихие часы ночи, побеседуют с ним со всей доверительностью о "жизни, свободе и стремлении к счастью".
И люди обнаружат, что девяносто девять из каждой сотни невольников достаточно умны. чтобы понимать свое положение и лелеять в груди любовь к свободе та же страстно, как и всякий человек."
Соломон не раз описывает в книге судьбы различных рабов, как проходили дни их жизни.
Некоторые страницы - до слез...
Как, к примеру, история девушки Пэтси, загнанной и находящейся в постоянном страхе.
Помимо жестокого отношения, как к любому рабу, ей приходилось терпеть насилие со стороны хозяина, а также ревность, гнев и месть его супруги:
".. ее не смогло бы удовлетворить ничего, кроме удовольствия вытоптать жизнь из беспомощной невольницы".
Их издевательствам не было конца и края..
В плане труда Пэтси была незаменимой рабыней, ее результаты были в два раза больше остальных.
Добровольно ни один хозяин не продаст такого раба.
Девушка не жила, а существовала между двух огней, видя перед собой лишь одно спасение - уйти из жизни.
"Эпс скрипел зубами и топал по земле, крича мне, как обезумевший демон, чтобы я бил сильнее...
Сердцу моему была отвратительна эта бесцеловечная сцена, и, рискуя всеми возможными последствиями, я наотрез отказался поднять кнут...
Болезненные крики измученной Пэтси, смешиваясь с громкими и гневными проклятиями Эпса, звенели в воздухе.
Он ободрал кнутом ей всю спину - могу сказать без преувеличения, буквально спустил с нее шкуру..."
Страдания, мучения и боль - одна сторона системы. И непостижимая жестокость - с другой.
"Существование рабства в его самой жестокой форме, похоже, способствует огрублению тонких человечных струн их натуры.
При ежедневном зрелище человеческих страданий - когда они слышат мучительные вопли рабов, видят, как те извиваются под безжалостной плетью, как их грызут и рвут на части собаки, и они, даже умирая, бывают лишены сострадательного внимания и оказываются похоронены без савана или гроба - можно ли ожидать иного, чем постепенное превращение этих людей в зверей, равнодушных к человеческой жизни.
Верно, что ... найдутся и добросердечные люди, способные испытывать сочувствие к рабам...
В том, что рабовладелец жесток, не столько его вина, сколько вина системы, в которой он живет.
Он не может устоять против влияния привычек и знакомств, которые его окружают.
Наученный с раннего детства, что плеть предназначена для рабской спины, он и в зрелые годы не может изменить свое мнение."
Другими словами, рабство оказывало влияние на мораль и психику всех людей, от рабов до самих плантаторов.
Абсолютная правда, смелая позиция - впечатляющий диалог между хозяином и нанятым плотником, услышанный Соломоном:
(по клику фото в большем размере)
"Если они - обезьяны и стоят на лестнице разума не выше этих животных, то именно ты и тебе подобные за это в ответе.
Это грех, страшный грех."
Именно знакомство с Бассом стало поворотным событием в жизни Соломона Нортапа.
Этот человек, можно сказать, объявил непримиримую войну против проклятого позора рабства.
Благодаря таким людям происходит что-то хорошее в этом мире.
Удивительна описанная история героя, человека с несокрушимым духом.
Несмотря на мощное влияние "12 лет рабства" и его важность как исторического документа, со временем книга практически исчезла: в двадцатом веке она почти не издавалась.
Она могла бы окончательно кануть в небытие, если бы не историк Сью Икин, в 1968 году вернувшая к жизни мемуары Нортапа, которые вновь оказались в центре дискуссии о гражданских правах.
Икин собрала документы, подтверждавшие, что Нортап действительно существовал, и с ним произошло все, изложенное в мемуарах.
С тех пор эта книга заняла свое место среди основополагающих отчетов о рабстве, однако до сих пор ей не удавалось в полной мере стать фактом современного культурного сознания.
Читать "12 лет рабства" нужно непременно!
Эта книга - попытка осмыслить один из чудовищных периодов в истории, когда общество практически докатилось до самого дна.