на самом деле сегодняшняя тема имеет прямое отношение к продолжению разговора о садиках. ведь при подстраивании под общий режим, индивидуальный режим ребенка ломается.
Вопрос о влиянии ритма на психику мы еще обсудим подробнее, касаясь разных возрастов. если у вас есть вопросы - оставляйте, пожалуйста.
БИОРИТМЫ
Каждый человек, в зависимости от характера, темперамента, и физиологических особенностей организма, существует в определенном жизненном ритме. Если обратиться к научным определениям, то «биоритмы» - это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в живом организме. Каждый организм индивидуально реагирует на процессы, происходящие в природе, и отражает их. «Биологические часы» человека идут неравномерно в течение суток, что влияет на обмен веществ.
за 24 часа происходит 5 подъемов и 5 спадов активности:
Подъемы:
с 5 до 6 утра,
с 11 до 12 часов,
с 16 до 17 часов,
с 20 до 21 часа,
с 24 до 1 часа ночи.
Спады:
с 2 до 3 часов,
с 9 до 10 часов,
с 14 до 15 часов,
с 18 до 19 часов,
с 22 до 23 часов.
Если у взрослых природные особенности в силу различных обстоятельств приглушены, то у детей они ярко выражены. Чем четче работают биоритмы, тем здоровее ребенок. Зачатки биоритмов наблюдаются у плода еще во внутриутробном периоде, в первые месяцы после рождения «биологические часы» устанавливаются и «настраиваются» в зависимости от множества факторов - генетических, экологических, даты рождения, биоритмов мамы. Особую роль играет контакт с матерью в первые месяцы после рождения, от этого зависит, насколько четкой будет работа биоритмов ребенка. Именно мать может почувствовать, какой режим требуется малышу, когда нужны изменения, как поддерживать необходимый ритм жизни, комфортный для ребенка.
Нарушение биоритмов, сбой «биологических часов» ведет к заболеваниям, как острым, так и хроническим. Также именно работа биоритмов влияет на способность ребенка адаптироваться к отрицательным влияниям среды: инфекциям, стрессам, изменениям условий жизни и деятельности.
По времени работоспособности люди условно делятся на три группы:
•
Голубей (они могут легко работать в любое время суток);
•
Сов ((лучше работают в вечернее или даже ночное время);
•
Жаворонков (эффективнее работают в ранние часы).
Дети, как и взрослые, различаются по динамике работоспособности.
Жаворонки наиболее внимательны с 8 до 10 часов утра, а совы - с 4-6 часов вечера. Важно учитывать природные особенности ребенка, чтобы режим помогал ему, а не мешал.
Также работоспособность зависит и от темперамента ребенка.
Медлительных, флегматичных детей ни в коем случае нельзя торопить и подгонять, а холерики, наоборот, потеряют всякий интерес к затянувшейся надолго деятельности. В вопросах физиологии организм слушается только собственных сигналов: ребенок должен вставать, когда выспался, есть, когда голоден, и так далее. С первых месяцев жизни малыш сам устанавливает собственный, уникальный режим, который будет меняться в соответствии с его потребностями и взрослением. Если мы постараемся большую группу привести к «общему знаменателю», то наверняка в ней окажутся и такие дети, которым время еды, сна, и активной деятельности будет неудобным. Если режим ребенка был более-менее похож на режим садика, то потери невелики, нужно только подождать адаптации. Если же в личном режиме наблюдаются сильные расхождения с тем, который предлагает детский сад или ясли - здесь возможны серьезные заболевания и отклонения в поведении. Влияние нарушения работы биоритмов может быть и отсроченным, выраженным в депрессии, сердечно-сосудистых заболеваниях, расстройствах сна, повышенной возбудимости нервной системы.