(no subject)

Dec 28, 2008 12:17

отвечаю: http://aksik.livejournal.com/389774.html (комментарии тех, кто это разрешил, открыты).

Однажды, когда я работала в школе, ко мне пришла мама тринадцатилетней девицы (легкого поведения), и на полном серьезе стала жаловаться, что "девочку испортили плохие ребята из этой компании". И знаете, какой выход мама предлагала? Чтобы я и остальные учителя следили за девочкой, и она бы "не дружила с плохой компанией". Напоминаю - тринадцать лет дитятке. Как раз самое время последить за ней и выбрать компанию. Человек всегда тянется к себе подобным, запрещать "водиться" с кем-то - это обеспечивать более крепкие связи. Но ведь круг общения как-то формируется? И начинается этот процесс отнюдь не в тринадцать лет!


Дочке два с половиной, и друзей я выбираю. Вернее, конечно, какие друзья в этом возрасте - я выбираю круг общения. Разумеется, ребенок не может жить в стерильной обстановке, и наблюдаем мы детей с самым разным поведением. Вопрос - насколько близко мы их наблюдаем. Конечно, наступит такой возраст, в котором родители будут счастливы, если они знают имена друзей своего ребенка. Но это явно не дошкольный период, когда ребенок находится в стадии подражания, он еще не может критически оценивать действительность, он только копирует известные ему (чаще всего наблюдаемые) модели поведения. Поэтому, например, споры о том, что перевешивает: родительское влияние или садовское, бессмысленны. Это же простая математика: некоторые дети видят родителей пару часов в день (в садик утром загрузили, забрала няня, повела на кружок, мама пришла перед сном с работы и т.п.), а чужих людей - с 8 утра и до. Вот и считаем, какая модель будет ребенку ближе. А негативные образы как раз лучше усваиваются - отрицательные персонажи ведь всегда ярче, даже в литературе, правда? Разве можно гарантировать, что среди 20-25 человек будут дети "вашего круга"? Знаете, что птенцы, вылупляясь из яйца, принимают за маму любой предмет, даже неодушевленный, если они его первым увидели. Поэтому, например, инкубаторские цыплята считают "мамой" хоть корзинку, хоть лампочку. Так и дошкольник - что видит, то и копирует, не анализируя. Конечно, очень важна реакция родителей, но если, как я уже писала, реакция родителей в процентном соотношении сильно проигрывает перед нежелательной моделью поведения - уж извините, будет скопировано, хотим мы этого, или нет. Дошкольник считает любое общение, которое видит - нормой. Какую норму мы ему показываем - не только сами, но и у окружающих?
Еще один фактор - маленький ребенок просто не может противостоять напору. Это не значит, что если мы защищаем малыша, то он всю жизнь будет "маменькиным сынком". Как раз наоборот - если в раннем детстве он не находит у мамы защиту, то позже возникают и агрессия, и другие проблемы. Я думаю, что и здесь, как во всех других областях воспитания, родительская роль, начинаясь от 100%-й, постепенно с возрастом сходит на нет. То есть, малыш общается с теми, кого родители "выбирают" (хотя слово грубое, но давайте признаемся, что так оно и есть!), а со временем он становится все более и более самостоятельным - так же, как в ходьбе, питании и пр. Родители иногда забывают, что себе они довольно придирчиво выбирают друзей и "узкий круг", ребенок же должен довольствоваться чем угодно, главное - "социализация".

раннее детство, дошкольное детство, домашние дети

Previous post Next post
Up