Смерть в литературе.

Mar 24, 2009 10:35

Тема смерти в литературе для детей.

Для ребенка смерть не должна означать "конец". Поэтому так хорошо читать о ней в сказках - даже если персонаж не оживает, все равно - сказка же! Значит, это метафора. Не на самом деле. Это аллегория, чудесный переход в другое состояние - все, что угодно, кроме того, что "по-настоящему".
Но смерть как констатация факта, как конец истории (повторяю - сказки это исключение!) - это безнадежность. Ребенок не может воспринимать конечность чего-либо. Тем более - принять, что жизнь небесконечна.
Поэтому в возрасте, когда для ребенка важны вопросы жизни и смерти, появляются первые страхи "неужели я умру?", "прозу жизни" с констатацией смерти персонажей лучше не читать (дошкольный и младший школьный возраст). Во время моей учебы в начальной школе, программными произведениями были "Гуттаперчевый мальчик" Григоровича и "Спать хочется" Чехова (кто не знает - лучше не читайте). Потому что советские школьники должны были читать, как плохо жилось до революции, и как мучали детей. Я до сих пор помню это ощущение кромешного ужаса и полной безысходности после прочтения подобных произведений! Оно накрывало меня, как волной, я просто тонула в беспомощности перед страшным миром с ужасными смертями. Конечно, я потом все время домысливала рассказы (и вообще любила придумывать разные истории на основе любых прочитанных книг), и в моей версии детей спасали, все было хорошо, "все жили долго и счастливо". Все равно это было "не то", потому что у детей есть доверие к прочитанному.
Если смерть в сказках позволяет осмыслить и пережить страхи (почему - это глобальный вопрос, и здесь я не буду раскрывать), то смерть в стихах и рассказах лишь оставляет ребенка наедине с неразрешимой проблемой. Особенно - в мучительных подробных описаниях. Там, где в сказках каждая деталь имеет значение, и вызывает ассоциации глубоко в подсознании, в реалистическом произведении это всего лишь "кровавые подробности". Большая разница в том, как описана смерть: присутствует на "дальнем плане" рассказа, или является ключевым моментом (как в упомянутом в комментариях рассказе "лев и собачка"). Иногда подобные вещи родители читают детям, чтобы "вызвать сочувствие". Но это слишком сильные переживания, ребенку не справиться с ними, и такое чтение может привести к обратной реакции, или лишнему стрессу.
И если вспомнить, что ребенок отождествляет себя с литературными персонажами, получается совсем пессимистическая картина: 1 - либо он отождествляется с умершим; 2- либо нагнетается чувство вины за то, что кто-то умер (т.е. персонажи, с которыми может отождествить себя ребенок, не смогли помочь умершему).

детская литература

Previous post Next post
Up