С 26 июля по 8 августа 2015 года в русском культурном центре GOROD в Мюнхене будет проводиться летняя школа “Алеф”, ориентированная на русскоязычных школьников 9-12 классов. Там будет очень классно, записывайтесь!
На что похожа матшкола? Летняя матшкола - это когда в одном месте собираются преподаватели-энтузиасты и дети, интересующиеся математикой, физикой, информатикой или матшкольным духом. В первой половине дня дети занимаются с преподавателями разными интересными штуками, а во второй все со всеми знакомятся, общаются, играют во всевозможные интеллектуальные, театральные, настольные игры, для любителей будут и посиделки с гитарой. В прошлом году ученики смогли смоделировать ядерный реактор, сделать разбор предложений русского языка по частям речи и разобраться в уйме интересной математики и физики, в позапрошлом смоделировать поршень и сделать настоящую компьютерную игру с музыкой и спецэффектами. Многие перезнакомились и продолжают общаться вне школы.
Эту матшколу мы будем проводить в культурном центре GOROD в Мюнхене, что позволяет нам на выходных добавить в программу экскурсии по замечательным местам, близким тематике школы: мастерской игровой математики при Мюнхенском техническом университете, разнообразным выставкам, лабораториям и мастерским в Немецком техническом музее и т.д. В прошлом году мы также ходили в мюнхенский офис Google, если будут интересующиеся, можем повторить.
Школа будет состоять их трёх рабочих «недель» по три дня с двумя выходными между ними. В последний день будет проводиться отчётная конференция, где школьники представляют друг другу результаты проектов.
В рабочие дни планируется следующий распорядок дня:
08:00 Подъём
08:30 Завтрак
09:00 - 10:45 Проект
11:00 - 12:30 Спецкурс
12:30 Обед
13:00 Послеобеденный отдых
16:00 - 18:00 Проект
18:00 Ужин
18:30 Вечерняя программа, общение
23:00 Отбой
В этом году на школе планируется проводить как спецкурсы, так и проекты. Спецкурсы представляют из себя серии лекций, цель которых - показать какую-то важную идею и рассказать о связанных с ней математических, физических и программистских задачах. В ходе проектов школьники самостоятельно и свободно решают большую общую задачу теоретического или прикладного толка: программируют, разрабатывают модели, исследуют вопросы, ответы на которые могут быть неизвестны как им, так и преподавателю. Например, в прошлом году на одном из проектов мы решали амбициозную задачу моделирования ядерного реактора. Начинали совершенно с нуля, ни у кого из детей представления о том, как работает реактор, толком не было, а среди преподавателей почти не было физиков-ядерщиков, но компьютерная модель реактора в последний день таки завелась. Например, в позапрошлом году мы проводили проект по компьютерному моделированию поршня с идеальным газом и изучали его термодинамические свойства. В другом проекте школьники разрабатывали игру, в процессе они реализовали законы механики в компьютерной модели, пришлось разбираться с тем, как реализовать свободное падение, гравитацию, реактивное движения, определять столкновения объектов и многое другое. В математическом проекте школьники изучали закономерности в распределении периодов остатков чисел Фибоначчи.
На данный момент есть задумки следующих проектов/спецкурсов:
- Опять рекурсия;
- Геометрия Лобачевского;
- Многочлены и их корни;
- Конечные плоскости;
- Конвеевские игры (à la Numbers and Games);
- Экспериментальная математика;
- Измерение скорости света;
- Элементарная топология;
- Геометрическая оптика;
- Математическая логика;
- Графы.
Мы открыты для пожеланий по организации спецкурсов, близких тематике школы: если у потенциальных участников возникнет интерес к какой-либо теме, незаслуженно не внесённой нами в список, мы с удовольствием постараемся организовать спецкурс на эту тему.
Кто такие “мы”? Как-то раз около трех лет назад Саша Воронцов высказал Вадиму Алексееву идею, что можно попробовать организовать летнюю матшколу в Германии по образу и подобию матшкол, традиционно проходящих за городом летом в России. В позапрошлом году мы провели первую летнюю школу «Алеф» в Мюнхене, в прошлом продолжили в двухнедельном формате, который нам очень понравился.
Вадим (27) и Саша (28) школьные друзья и оба молодые математики. Оба уже защитились, преподают и занимаются научной работой. Вадим - в стенах Гёттингенского университета, Саша преподаёт в московской школе Интеллектуал и работает научным сотрудником в Институте прикладной математики им. Келдыша. Оба они с удовольствием преподают (Саша до сих пор, Вадим до переезда в Германию) в летних матшколах в России. К ним тут же примкнули и другие люди с матшкольным и преподавательским опытом: София Техажева (Екатеринбург), Елена Криворуцкая (Ганновер) и Александр Куклев (Гёттинген). Именно мы и составим костяк преподавательского состава школы. Ещё несколько людей любезно согласились помочь в организации, поддерживать порядок, приглядывать за детьми, часть из которых, возможно, непривычна к самостоятельной жизни.
Что такое центр GOROD? В центральной части Мюнхена, в трёх минутах ходьбы от остановки Harras (это станция метро и городской электрички одновременно) находится приветливое сине-белое здание, внутри которого оборудованы прекрасные классы, театральный зал, гостиная для чайных посиделок и вкусных обедов, а также две спальни, разбитых на каюты по четыре кровати. В этом здании проводятся прекрасные фестивали и поэтические вечера, тут проводятся турниры по «Что? Где? Когда?», именно здесь занимаются выдающиеся балетные и театральные группы, международными призами и кубками которых заставлены все подоконники, малышей тут учат мультипликации и музыке, а на выходных работает русская школа, где наши дети получают то, чего недополучают в обыкновенной школе: русский язык, углублённую математику и т.д. Место это называется культурным центром GOROD и сделано оно с нуля и без какой-либо посторонней помощи силами команды работников на базе какой-то обанкротившейся типографии. Это удивительное и волшебное место, уникальный очаг русскоязычной культурной жизни в Германии.
Сколько мест, сколько стоит, где записываться?
Стоимость участия - 570 €. Участникам желательно взять с собой ноутбук, работа на привычном компьютере значительно удобнее, чем на казённом. Если ноутбука нет, нужно сообщить нам об этом заранее, чтобы мы своевременно позаботились о достаточном количестве “казённых”.
В этом году мы просим потенциальных участников решить вступительное задание, которое высылается при предварительной регистрации на школу.
Если даты матшколы пересекаются с учебным годом, мы можем написать официальное письмо с просьбой об освобождении от занятий для участия в матшколе.
Пожелания и вопросы принимаются по адресу
aleph@rubikus.de. Записываться можно тут:
http://aleph.rubikus.de/.
P.S. «А почему “Алеф”?» Значком ℵ₀ (алеф-нуль) обозначается вместимость «бесконечного отеля Гильберта», замечательного наглядного парадокса, вызвавшего интерес к нетривиальной математике у миллионов школьников XX века.
Upd: По просьбам выкладываем пару фотографий со школы позапрошлого года:
А вот две рецензии на прошлогоднюю школу (почему-то в обеих упоминается одно и то же вымышленное устройство, о котором на школе, вроде бы, не было речи):
«В прошлом году первый раз в жизни решила поехать в матшколу, да еще и в другую страну - страшно всё-таки. Но в "Алефе" оказалось очень хорошо. Во-первых, там прекрасные преподаватели. Все как-то через кого-то друг друга знают, всё-таки мир тесен, а если не знают, то быстро находят общий язык. Атмосфера очень добрая и душевная. Преподавателей называют на "ты", они с тобой на равных, что очень радует. Во-вторых, математика и всё, что с ней связано. Есть лекции, которые проходят для всех, и спецкурсы, которые ты выбираешь для себя сам. Время в матшколе идет по - особому: "неделя" - это четыре дня(три рабочих, один выходной). На каждой неделе свой список спецкурсов, и ты ходишь, куда хочешь. Правда, была некоторая проблема нехватки маховика времени, как у Гермионы, потому что иногда хочется попасть на несколько спецкурсов. Кроме этого, каждый участвовал в каком-то проекте. Я была в проекте по обучению компьютера чтению, это было безумно интересно. В-третьих, это место и ученики. Язык школы русский, но иногда дети переходили на английский. К сожалению, я не великий знаток английского, да и в России это достаточно сложно, а тут люди с идеальным произношением. В конце смены я стала лучше их понимать. Для людей, живущих не в России обратная ситуация - оказаться в месте со сверстниками, говорящими на русском почти нереальная ситуация. Да и узнать про жизнь в разных странах мира не в учебнике географии, а от людей, которые сами там живут, это гораздо интереснее. Кроме того, просто приятно общаться с людьми, у которых похожие интересы. Не смотря на количество занятий, у нас каждый день было время для отдыха: мы играли в мафию, настольные игры, смотрели фильмы. По вечерам преподаватели устраивали разнообразные мероприятия типа "Что?Где?Когда?". В общем, мне безумно понравилось, спасибо всем, кто это организовал, и я очень надеюсь, что смогу поехать в "Алеф" в следующем году. :)»
- Анна Д.
«This year, I went to Aleph 2014, a maths camp at the end of the summer, at which point I hadn’t even turned 14. Being my first time abroad on my own I was slightly worried, however, I was greeted by friendly camp staff members at the airport per earlier agreement with my parents right after landing. Everything was going well and I was optimistic to meet the other students.
On the first day I met all the other students. They were a very pleasant group, and since most excelled at maths and sciences at their respective school, and since I was the second youngest, it was very interesting to talk to them, with all the variation in people’s knowledge and interests.
Academically the camp was split into 4-day blocks - 3 days of study and 1 day to rest. The whole group was split into 3 project teams and every team worked on their projects for the duration of the camp. At the first day of each 4-day block we were given choices of 3 specific courses that we could attend.
I was trying my best to keep up and found all subjects both challenging and interesting. Sadly none of us had Hermione Granger’s time turner nor could any of us split oneself into three to cover all the courses.
There were so many staff, teachers and assistants that it felt like we had as many staff members as students, resulting in a very responsive atmosphere where every student had the benefit of both group lessons and a more personal form of study. Each teacher had their own specialization, but all had one common attribute: they were willing to help you with anything as long as you asked questions, be it lesson time or not.
At the end of each day we had some free time, which was spent sharing our knowledge, playing games of many varieties, but mainly table-top games or going to the park (we had 2 parks in a 5 minutes walking distance from our accommodation). Frankly, with the amount of people, teachers and students, it was hard, neigh impossible; to not have someone to talk to about something you were interested in.
During our rest days we were doing some sightseeing, visiting the Deutsches Museum, Google headquarters in Munich, going to the Olympic park and having a tour of the old parts of Munich.
I must add that I had my Birthday midway through the camp. The fact I wasn’t at home didn’t mean that camp staff and students didn’t turn it into a special occasion for me. I wasn’t the only person who had birthday during the time that the camp was on and the other people had their birthdays celebrated with the participation of everyone present. I knew some of the students and one teacher from before the camp, however after the camp, I keep in contact with quite a few people whom I met at camp, people with whom I would love to meet again, say next year at the same place.
To say I loved it would be an understatement, and since my poetic skills are nowhere near as good as my maths, I will leave it up to the reader’s imagination, by saying that I really want to go back to the camp next year.
Overall, it was a tremendous experience and I really enjoyed it.»
- Mark V.