Вот если бы я был зелёным, и имел почти гарантированные шансы в следующем парламенте оказаться в части правящей коалиции в Германии, моя программа была бы такая (на самом деле, я с этой программой в части пунктов не согласен, потому что слишком много социализма, но с зелёной позиции она представляется мне наиболее разумной):
(мера против запланированного устаревания)
0) Сниженный НДС и системные льготы для потребительских кредитов/лизинга на товары с очень длинной гарантией (“пока морально не устареет, не сломается”) и высокими показателями эффективности при расчёте cradle-to-grave (т.е. включая производство и утилизацию) типа стиральных машиной с гарантией свыше 8 лет и автомобилей с гарантией не менее 10 лет при типовом использовании.
(комплекс мер против пластикового мусора)
1а) Продавить законодательство, уменьшающее количество избыточной (нужной только для маркетинга) пластиковой упаковки, в идеале на общеевропейском уровне. Возможно даже в самом деле запретить продажу слишком маленьких индивидуально запакованных упаковок пищевых продуктов (сейчас много где продаются, скажем, индивидуально упакованные кусочки колбасы).
1б) Запретить экспорт недопереработанного мусора по меньшей мере в те страны, где высока вероятность, что оттуда соберут вишенки, а остальное выкинут в мировой океан или гигантские свалки.
1в) Ввести в масштабах всей страны Trockene Wertstofftonne (контейнеры для сухого бытового мусора, подлежащего переработке) и замкнуть в федеральном масштабе круговорот одноразовой пластиковой упаковки из PET, HDPE, LDPE и PP, как это было успешно сделано в отдельных регионах типа южного Гессена.
(комплекс мер против загрязнения воздуха)
2а) Немедленно снять мораторий на постройку новых АЭС и продавить отключение угольных электростанций как можно скорее - в идеале не к 2030 году, а ещё быстрее. Переход металлургии с угля на электричество и водород обеспечить к 2035 году.
2б) Попытаться всеми имеющимися средствами (в идеале, опять же, на европейском или международном уровне) простимулировать переход контейнеровозов, танкеров и круизных лайнеров с флотского мазута на сжиженный природный газ в качестве топлива.
2в) Пока бюджет в профиците, предоставлять все возможные налоговые льготы общественному транспорту, причём внутригородской общественный транспорт должен стать полностью электрическим и бесшумным.
2г) Продолжение курса поддержки PHEV (заряжаемых гибридных автомобилей) и городских электромобилей с маленькой батареей, дабы не гробить природу производством и утилизацией гигантских батарей, но при этом обеспечить этак году к 2035, чтобы >70% городского трафика и >90% всех ежедневных поездок на работу и с работы проходили на электричестве.
2д) Если соответствующий пилотные проект окажется эффективным, то при помощи налоговых льгот и, возможно, прямых дотаций простимулировать электрификацию автобанов для фур-троллейбусов.
(Обращаю внимание, что эти меры в совокупности могут не только уменьшить выбросы парниковых газов в стране вчетверо и ещё изрядно за её пределами, но ещё очень сильно снижают загрязнённость воздуха веществами, гораздо более вредными, чем парниковые газы.)
2e) Если соответствующие пилотные проекты окажутся эффективными, то при помощи налоговых льгот и, возможно, прямых дотаций простимулировать (а) постройку перевалочных терминалов CargoBeamer (с ЖД на фуры и обратно, причём так что сгрузить нужную часть прицепов фур с поезда или поменять их на заранее привезённые другие прицепы занимает 10-15 минут) с такой плотностью и соответствующее развитие ЖД-сети, чтобы каждая крупная промзона была не более чем в 50км от такого терминала; (б) модернизацию железнодорожной сети, чтобы товарный поезд длинной как минимум 740м (а лучше до 1000м) мог проехать по любым электрифицированным линиям. (эта мера, кроме повышения эффективности и снижения выбросов парниковых газов разгружает дороги)
2ж) Пока бюджет в профиците, щедро выделять дотации на подключение домов к теплоцентралям в качестве источника отопления и горячей воды, там где это возможно, и использование с теми же целями солнечных коллекторов на крышах там, где возможно это (в Скандинавии вот активно используют и снижают таким образом потребление горючего топлива изрядно), теплоизолирования домов, устройства в домах эффективных систем вентиляции, отопления и кондиционирования. (а эта мера, кроме повышени эффективности и снижения выбросов, повышает качество жизни людей)
(если кому интересно, вместе весь этот комплекс мер имеет потенциал снижения выбросов парниковых газов в шесть раз относительно текущего, т.е. фактически до уровней доиндустриальной эпохи)