Хочу особо отметить, что для Ушинского первый вариант - не в том, чтобы изучить характер и так его и оставить, отказавшись от воспитания и снабжая лишь знаниями, навыками.. Нет, он говорит - "принять его природные особенности в основание своих действий", то есть оттолкнуться от наличествующего и развивать дальше.
Но возникает вопрос: а не преувеличивает ли Константин Дмитриевич необходимую глубину изучения и сложность соответствующей задачи? Все-таки речь идет о XIX веке, в котором второй вариант, то есть подавление первой личности и создание второй был общепринятым и очень жестким. Соответственно, первая личность пряталась глубоко.
А если поймать момент, когда она еще не спряталась, то может быть и массовое воспитание возможно по первому варианту? Мне кажется, что советский фильм "Первоклассница" вполне может служить хорошим примером. И конечно, он не выдуман, а является вполне настоящим и живым отражением реальности. Хотя, конечно, речь не идет о 100% школ и 100% советских учителей.
К сожалению первый вариант реализовать в массовом масштабе в современных условиях нереально. Да и второй к сожалению тоже очень сложно.
Теперь всё наоборот, главный субъект образовательного процесса это ученик, он решает чему учиться, от него уже пляшут учителя и т.д. Какое уж тут воспитание, хотя бы сохранить школу и учителей в целости.
Comments 2
Хочу особо отметить, что для Ушинского первый вариант - не в том, чтобы изучить характер и так его и оставить, отказавшись от воспитания и снабжая лишь знаниями, навыками.. Нет, он говорит - "принять его природные особенности в основание своих действий", то есть оттолкнуться от наличествующего и развивать дальше.
Но возникает вопрос: а не преувеличивает ли Константин Дмитриевич необходимую глубину изучения и сложность соответствующей задачи? Все-таки речь идет о XIX веке, в котором второй вариант, то есть подавление первой личности и создание второй был общепринятым и очень жестким. Соответственно, первая личность пряталась глубоко.
А если поймать момент, когда она еще не спряталась, то может быть и массовое воспитание возможно по первому варианту? Мне кажется, что советский фильм "Первоклассница" вполне может служить хорошим примером. И конечно, он не выдуман, а является вполне настоящим и живым отражением реальности. Хотя, конечно, речь не идет о 100% школ и 100% советских учителей.
Reply
Теперь всё наоборот, главный субъект образовательного процесса это ученик, он решает чему учиться, от него уже пляшут учителя и т.д. Какое уж тут воспитание, хотя бы сохранить школу и учителей в целости.
Reply
Leave a comment