6.4 Новый источник знаний

Mar 25, 2015 10:48

                                                      У пространства нет размера,
                                                       а у знаний нет предела
                                                      (русская пословица)

В истории человеческого общества было несколько источников знаний, которые использовались для выживания в текущих космических, климатических и геополитических условиях. Смена источника знаний, со старого на новый, исторически происходила по мере исчерпания прежнего, когда старый источник знаний уже не мог дать средств и выработать адекватный инструментарий выживания в изменившихся условиях.
Источник знаний - это совокупность представлений об окружающей среде (мировоззрение), методов ее исследования (методология) и способов оценки (критерий истинности). Источник знаний = мировоззрение + методология + критерий истинности.
Для выживания человеческого социума в текущих условиях источник знаний должен адекватно соответствовать главной стратегической задаче. А изменение главной стратегической задачи должно сопровождаться изменением источника знаний. Из истории известно три основных источника знаний: ведический, религиозный и научный.
Ведический источник знаний характерен для посткатастрофического этапа гибели предыдущей человеческой цивилизации. Его главной стратегической задачей было приспособление знаний погибшей цивилизации к новым климатическим условиям и технологической деградации. Главным критерием истинности являлась жизнь или смерть, т.е. выживание, а основным методом - метод проб и ошибок.
Религиозный источник знаний характерен для этапа формирования новой человеческой цивилизации. Его главной стратегической задачей было сохранение главных социообразующих знаний предыдущей человеческой цивилизации в форме доступной для необученного населения и устойчивой к повреждениям. Главным критерием истинности является соответствие утверждения священному тексту, того или иного письменного источника, а основным методом - силовое подавление инакомыслия.
Научный источник знаний характерен для этапа взрывного роста человеческой популяции и обретения технического инструментария с собственными источниками энергии. Главным критерием истинности является практика, а основным методом - научный эксперимент.
Новый источник знаний получил название априорного (лат. a priori из предшествующего). Априорное, т.е. доопытное, знание принципиально противоположно знанию, получаемому в результате опыта. Оно является более глубоко фундаментальным и, фактически, не поддается изучению методом научного эксперимента. По отношению к исследователю и его инструментарию оно является внутренним знанием (вещью в себе), а предмет не может познать самого себя. Априорное знание - это знание, полученное как Дар со стороны более мощного Сознания, это Откровение, другими словами, Дар Божий.
Априорный источник знаний предназначен для применения в технически развитой цивилизации. Его главной стратегической задачей является гармонизация поведения человека в социуме и социума в окружающей среде, а также гармонизация применения технических средств и их влияния на биосферу планеты Земля. Главным критерием истинности является априорный, а основным методом - признание сознательного поведения материальных объектов и процессов.
Априорный критерий истинности сформулирован на основе знания о самых общих принципах поведения материальных объектов и процессов. Фактически, это знание о поведение объекта в абсолютно черном ящике, т.е. разрешение тех парадоксов, которые мучают исследователей с самого начала появления науки и научного метода. В качестве примера приведем без доказательств часть информации из априорного источника знаний, с тем, чтобы впоследствии доказательства привести в специальной работе по этой теме - «Априорика». Пример приведем кратко, в привычной для науки форме, в виде теорем, в объеме достаточном для начального уровня обучения.
Теорема №1 - о существовании, как процессе взаимодействия
Любой объект или процесс, выделенный для рассмотрения по любому принципу, является материальным, т.е. проявляет свойства объективной реальности, данной нам в ощущениях, за счет способности взаимодействовать, тем или иным образом, с окружающей средой.
Теорема №2 - о повреждениях при взаимодействии
Любой материальный объект или процесс, выделенный для рассмотрения по любому принципу, взаимодействуя с окружающей средой, получает внутренние повреждения.
Теорема №3 - о сохранении целостности
Любой материальный объект или процесс, выделенный для рассмотрения по любому принципу, ведет себя как живое разумное существо, сознательная деятельность которого направлена на то, чтобы найти и реализовать максимум сохранения своей целостности при взаимодействии с окружающей средой.
Эти три теоремы утверждают, что само существование, т.е. объективная реальность, данная нам в ощущениях, это взаимоисключающий процесс взаимодействия и разрушения. Если ты не взаимодействуешь, то ты и не существуешь, а если ты взаимодействуешь, то ты сам себе наносишь повреждения, вплоть до разрушения, т.е. гибели. Между существованием и не существованием есть некоторый оптимум, т.е. Жизнь, который и поддерживается сознательной деятельностью.
Теорема №4 - о сознании, как неотъемлемом свойстве материи
Философская категория Сознание, есть неотъемлемое свойство философской категории Материя. Материя, не обладающая сознанием, объективно не существует и обозначается термином «темная материя».
Теорема №5 - о структуре сознания
У сознания материи существует два граничных свойства: дифференциальное сознание и интегральное сознание.
Поскольку в рассмотрение введены новые понятия, то им необходимо дать определения.
Дифференциальное сознание - это сознательная деятельность первичных элементов, из которых состоит рассматриваемый материальный объект или процесс.
Интегральное сознание - это сознательная деятельность рассматриваемого материального объекта или процесса, как единого целого.
Целостность материального объекта или процесса - это стабильность его интегрального сознания.
С дифференциальным сознанием человек хорошо знаком - это его собственное сознание. А интегральным или, по другому говоря, коллективным сознанием является сознание социума, в котором человек является составной частью. Для элементарных частиц дифференциальное сознание проявляется в виде корпускулярных свойств, а интегральное в виде волновых. Наличие дифференциального и интегрального сознания у крупных объектов, например планет, напрямую связано с такими понятиями, как духи, ангелы, боги и т.д.
Человеческое сознание само по себе обладает врожденным знанием об интегральном сознании. По принципу его наличия (концентрации) человеческий мозг выделяет в сплошной окружающей среде вещи, предметы, объекты, организмы, системы и т.д. В математике интегральное сознание материального объекта определяется понятием единицы. И через это понятие математика имеет способность отражать и моделировать рельность.
Теорема №6 - о собственных возможностях
Материальные объекты или процессы при взаимодействии с окружающей средой в результате сознательной деятельности находят и реализуют максимум сохранения своей целостности в соответствии со своими текущими возможностями (имеющимся инструментарием).
Теорема №7 - о способности к обучению
При множественном повторении однотипных внешних воздействий на материальный объект или процесс максимум сохранения целостности смещается в сторону необходимости повышения собственных возможностей к противодействию, т.е. к обретению нового инструментария.
Теорема №8 - о стабильности и повторяемости поведения
Повторяемость и стабильность поведения материальных объектов и процессов обусловлена тем, что максимум сохранения своей целостности при одинаковых внешних воздействиях и при неизменных возможностях находится в стабильном состоянии.
Следствием Теоремы №8, в частности, является понимание, что сам факт наличия законов природы является результатом сознательной деятельности материи.
Теорема №9 - о форме поведения
При любой вариативности внешнего воздействия на материальный объект или процесс, его поведение (отклик) сохраняет свою форму в стабильном состоянии, если не происходит его самообучения (повышения собственных возможностей к противодействию).
Следствием Теоремы №9, в частности, является понимание, что в результате сознательной деятельности материи стабильно воспроизводится не только сущность процесса, но и его форма. На Теореме №9, в частности, базируется «метод масок», который уже активно используется на практике.
Маска (процесса) - это математическое выражение, совпадающее с реальностью с коэффициентом корреляции более 0,999.
В частности, множество различных процессов описывается четырех параметрической маской:
y=Aarctg(BxC+D), где
y и x - переменные;
A, B, C и D - числовые коэффициенты.
Например, этой маске соответствует зависимость электродвижущей силы любой электрической машины от силы тока в обмотке возбуждения. Практика обработки множества экспериментов показала, что если коэффициент корреляции с маской ниже значения 0,999, то эксперимент выполнен некорректно, и повторное его проведение с устранением ошибок приводило к повышению коэффициента корреляции до необходимого значения. Использование метода масок позволяет не только адекватно статистически обрабатывать результаты эксперимента, но и давать заключение о корректности его проведения. Фактически это означает, что априорный критерий истинности (в данном случае - соответствие маске) является более точным, чем научный критерий истинности.
Научные модели (математические выражения) строятся, как правило, на некоторых допущениях и упрощениях заведомо не соответствующих реальности. В силу этого их соответствие реальности является неопределенным и частичным. Учет в математических выражениях априорного критерия истинности существенно повышает точность и адекватность математического моделирования реальности.
Априорный критерий истинности - это безусловное знание о том, что любой процесс осуществляется таким образом, что его сутью является сознательная деятельность по поиску и реализации максимума сохранения целостности, а форма соответствует маске процесса.
Фактически, априорный критерий истинности утверждает, что поведение системы даже с бесконечным количеством степеней свободы осуществляется не абы как, а вполне конкретно. Собственно, из наблюдений за окружающей средой это было известно, но априорный критерий истинности показывает, как это происходит - самоупорядочивание хаоса.
Практическое применение априорного критерия истинности позволяет получать более точные данные об окружающей нас среде и ее свойствах. Это жизненно важно для гармонизации систем взаимоотношений: «человек - социум», «человек - природа», «человек - техника», «социум - биосфера планеты Земля», «техника - окружающая среда» и т.д. В совокупности с научным, априорный критерий истинности позволяет создавать технику и технический инструментарий с недостижимыми другими путями свойствами.
Итак, теперь мы можем ответить на основной вопрос философии: «Что первично - материя или сознание?». Ответ таков: основной вопрос философии - это информационная завеса, предназначенная для сокрытия истины, что материя и сознание - это единое неразделимое целое. Соответственно, и сама философия, как особая форма познания мира, или как наиболее общая наука, или как особая форма общественного сознания - есть система генерации лжи об окружающем нас мире, и именно таково ее изначальное предназначение.

P.S. Сентиментальное отступление. Для написания этого параграфа мне пришлось поднять свои черновые записи, датированные 1989 годом. Тогда эти теоремы у меня назывались «Теория поведения вещей». Спустя 26 лет, т.е. через поколение, я взглянул на мысле-образы себя тогдашнего. Конечно, я уточнил формулировки, но и всего лишь.
Previous post Next post
Up