Выехав из Тронхейма на юг, мы проехали несколько километров по E6, свернули к западу на Е39, доехали до городка Оркангер, где, наконец-то, сдали бутылки, и расплатились за проезд по платным дорогам.
Про бутылки (пластиковые). Сдавать бутылки в Скандинавии - дело не зазорное. Я бы даже сказал - прибыльное. Только одна проблема - бутылки эти абы где не валяются. Либо надо как-то разжалобить скандинавских граждан («Сынок, ты как допьешь - бутылочку не отдашь, а?»), либо надо сдавать свои собственные. А все почему? А потому, что каждая пластиковая бутылка имеет некую «залоговую» стоимость, которая обозначена на этикетке, рядом со словом PANT. Стоимость эта возвращается к тебе, когда ты суешь бутылку в специальный, принимающий их, аппарат, который несложно найти в крупных магазинах (нам чаще всего для этих целей попадались магазины REMA 1000). Но возвращается она не в виде наличных денег, а в виде специального чека, с которым ты идешь в этот самый магазин, и предъявляешь на кассе при оплате покупок, и тебе делают соответствующую скидку. Вот и приходят к этим аппаратам люди с полными сумками пластиковой тары, а затем довольные идут на продуктовый шопинг, зная, что заплатят на выходе поменьше. Да и тара утилизируется надлежащим образом, не валяясь по свалкам сотни лет до своего разложения…
Про платные дороги. В Норвегии они совсем не похожи на своих испанских или португальских собратьев, про которые я как-то рассказывал. Похожи они в одном - едешь ты, а тут табличка - bomvei. По привычке начинаешь искать глазами будку, шлагбаум, и прочие атрибуты - и вот тут начинаются различия. Никаких расширений дороги на десяток полос, шлагбаумов и прочей ерунды - как дорога была двухполосной, так и есть, только сверху висят камеры - чик, и ты уже… ну не на небесах, как говаривал Горбатый, но в базе данных наверняка. Оплатить проезд возможно несколькими способами:
1. Транспондер - специальное устройство, которое крепится под стеклом машины. Устройство привязано к некоему лицевому счету, откуда и списываются деньги. Способ ориентирован в первую очередь на местных жителей.
2. Банковской картой, заранее зарегистрированной на специальном сайте, и связанной с регистрационным знаком машины. При проезде камеры на платном участке она считывает номер, и деньги списываются со связанной карты. Привязать карту можно не более чем на два месяца, поэтому способ удобен для туристов, но не очень подходит для местных жителей.
3. Наличными или картой в Kr-сервисе. После проезда платных участков можно заехать в специальный сервисный пункт, обозначенный синим кружочком с надписью «Kr», сообщить, откуда ты едешь, регистрационный номер, и произвести оплату. Kr-сервисы как правило находятся на заправках, способ неудобен тем, что ты должен представлять, где начинаются и заканчиваются платные участки, и окончательно выехав с платных участков Kr-сервиса ты уже не найдешь.
4. По счетам, присылаемым по месту регистрации машины. Тут все просто и понятно - проехал, получил счет, заплатил. Возникает вполне логичный для наших соотечественников вопрос - а придет ли счет, если машина зарегистрирована в России? Не знаю. Открытые источники и здравый смысл подсказывают, что нет.
Мы были честными и воспользовались способом №3, заехав на заправку Shell, одновременно являвшуюся Kr-сервисом, где сообщили, что едем из Намсуса в Кристиансунн через Стейнхьер и Тронхейм, и желаем оплатить проезд. Нам сообщили, что с нас 105 крон, дали квитанцию, куда я вписал номер машины, на этом все и кончилось. В следующий раз, если возникнет приступ честности, попробуем способ №2. Правда есть информация, что некоторые российские номера их автоматизированная система не может распознать, вот заодно и проверим.
Вы когда-нибудь видели двухэтажный дом с чердаком на воде? А мы видели.
Valsøybrua.
Паромная линия Halsa-Kanestraum. Обслуживается компанией Fjord1.
MF Romsdal.
Тут обилечивают уже на борту.
У нас есть 20 минут, чтобы полазить по парому.
Встречным курсом следует «близнец» Romsdal на этой линии - MF Rauma. По вместимости они одинаковы, Rauma построен в 1987, а Romsdal - в 1988.
«Gentlemen, start your engines!» Готовимся к выезду.
Еще одна интересная норвежская штука - газоны на крыше автобусных остановок и других построек.
Bergsøysundbrua.
Gjemnessundbrua, короткая дорога на Молде. Но мы не ищем легких путей.
Кристиансунн. Аэропорт Kvernberget. Огни приближения ВПП прямо над дорогой.
К Атлантической дороге ведет Атлантический же туннель, длиной чуть менее 6 км, прямо под океаном.
Проезд по туннелю платный, и это одно из немногих мест в Норвегии (если вообще не единственное), где оплату производят в окошке.
Атлантическая дорога является одним из национальных туристических маршрутов Норвегии. Национальные туристические маршруты - это совместный проект норвежской дорожной администрации, стортинга (парламента) и правительства, объединяющий 18 наиболее живописных дорог Норвегии. Им посвящен специальный раздел на сайте Statens vegvesen (
http://www.vegvesen.no/en/Roads/Roads+and+bridges/National+tourist+routes) и специальный сайт
http://www.nasjonaleturistveger.no/en. Национальные туристические маршруты обозначаются значком, как на этом дорожном знаке. Если есть выбор, проехать по такой дороге или по магистрали типа E6, выбирайте первое. Мы в эту поездку побывали на трех таких дорогах - это, конечно, потрясающе.
Вдали, за островками - Атлантический океан. Не фьорд, не пролив, а именно океан.
Storseisundbrua, он же «мост в никуда». Вероятно, основная достопримечательность Атлантической дороги. Так как мост на своем протяжении изгибается как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости, то глядя с определенного ракурса может создаться ощущение, что мост не достроен, и поездка по нему непременно закончится падением в холодные атлантические воды. Ощущение, конечно же, обманчиво - все в порядке, сам проверял :)
Мост разделяет две коммуны, Эйде на западе, и Аверёй на востоке. С каждой стороны моста - флаги коммун. Флаг коммуны Эйде - синий щит с изображением трех белых лебедей, флаг коммуны Аверёй - красный щит с изображением трех стрел.
Здесь мы встретили двух забавных корейцев на недешевом Мерседесе с немецким номером. Сначала номер первый садился в машину и уезжал на другую сторону моста, там разворачивался, и ехал обратно, при съезде с моста номер второй его фотографировал, после чего они менялись, и процедура повторялась. В какой-то момент они обратили внимание на нас, и особо на нашу машину, тогда то собственно и выяснилось, что это корейцы. Ну да, где еще русскому человеку встретить корейца на немецкой машине - в Норвегии конечно же :)
И, конечно же, немного унылой статистики. Длина Атлантической дороги - 8,3 км, ее строительство началось в 1983 году, движение было открыто 7 июля 1989 года. В 2005 году дорога была признана норвежской общественностью Сооружением Века.
Рядом находится маленький мемориал в память о погибших в море.
Целый дом с газоном на крыше. Для организации подобного газона нужна такая штука, как «коврик Платона». Нигде не могу найти…
Начинаются сумерки. Проезжаем Bolsøybrua.
Уже в темноте дожидаемся последний на этот день паром Sølsnes-Åfarnes.
Выяснили скорость парома :)
Еще немного - проезжаем Ондалснес, заправляемся, и заселяемся в кемпинг. Завтра - легендарная Дорога Троллей, Тролльстиген.